Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения 2 страница




Легко понять, что первый столбик представляет собой падежную парадигму, соответственно, изменяющаяся первая буква в коде – обозначение падежа. Теперь сравним первые два слова второго столбика с соответствующими падежами первого. Несложно догадаться, что последние две буквы – обозначение числа. Остается «слониха»: женского рода в отличии от «слона».

 

29. Верны ли эти утверждения? Слова «сани», «бетон», «любовь», «краснота», «апартаменты» не изменяются по числам; слова «прихожая», «слепой», «мороженое», «ловкий» не изменяются по родам; слова «пальто», «зло», «строже», «его» не изменяются по падежам.

 

30. Возможна ли в русском языке омонимия существительного и наречия?

Комментарий: например, совпадение творительного падежа названий сезонов и наречий времени – приведите примеры.

 

31. Может ли краткое прилагательное быть не в именительном падеже?

 

32. Приведите примеры ситуаций:1) краткая форма прилагательного по семантике резко отличается от полной; 2) есть только краткая форма, но нет полной; 3) есть только полная, но нет краткой.

 

33. Просклоняйте: пятнадцать тысяч девятьсот сорок седьмой.

 

*34. В кириллице буквы имели числовые значения, так же как и в латыни (сравните: XXV=25, II=2, L=50). Известно, что буква «и» до революции 1917 года называлась «и-восьмеричное», а буква «i» - «и-десятеричное». Определите, какие числа записаны кириллическими буквами ниже.

иi; аi; к; м; ка; ми.

Комментарий: 1. Первый шаг в этом задании – понять, что «и-восьмеричное» поэтому так и называется, что «и» обозначало 8, соответственно, «I» = 10.

2. Второй шаг – догадаться, что названия свои они получили по «месту» в алфавите (это сложно, но можно, главное – помнить, что алфавит был несколько иным).

3. Теперь важно не сделать ошибку в прочтении, потому что «иi» – это 18, а не 80. Что нам позволяет это сказать? Например, следующее приведенное число, ведь а = 1 (первая буква и сейчас такая). Умножать один на десять не имеет смысла, получим вновь десять, да и сама идея умножения ни в латинице, ни в другом алфавите, имевшем числовые значения, нам неизвестна. Так, «аi» - 11.

4. Можно было бы сказать, что «к» = 11, т.к. идет в алфавите после «i» (как и сейчас), но 11 у нас уже есть, поэтому «к» переходит на уровень десятков. Это 20.

5. Дальше уже легче, «м» = 40, оставшиеся - 21 и 48 соответственно.

 

35.Определите спряжение глаголов: недоумевать, таять, кричать, хотеться, бежать, прясть.

 

36. Распределите глаголы из списка ниже по группам в зависимости от особенностей их спряжения.

Прядать, прясть, отпрянуть, придавать, предать, взрасти, взрастить, закупать, отгонять, отогнать, гнаться, захотеться, хотеть, захотеть, есть, держать, пороть.

Комментарий: учитываем кроме традиционных двух спряжений наличие разноспрягаемых и особо спрягаемых глаголов.

 

37. Можно ли безоговорочно назвать эти пары видовыми: читать – зачитать; разлить – разливать?

Комментарий: глаголы видовой пары не должны сильно различаться по лексическому значению. Теперь подумайте, какое значение привносит в данных примерах приставка, какое – суффикс.

 

38. Выразите значение первого лица единственного числа настоящего и будущего времени для глагола «победить».

Комментарий: подразумевается замена формы близким по смыслу сочетанием с другим соотносительным глаголом либо однокорневым существительным.

 

39. Есть ли в современном русском языке давнопрошедшее время (плюсквамперфект)?Обоснуйте свою точку зрения.

 

40. Образуйте возможные причастия и деепричастия от глаголов ниже:

Выпереть, упростить, выпирать, упрощать, выбираться, выбирать, выбрать, выбраться, осознать, резать, войти, уклоняться, гнать, недобрать, ввязаться.

Комментарий: число возможных причастий от одного глагола не может быть больше трёх, так как на образование причастий влияют вид, переходность, возвратность и – иногда – лексическая семантика глагола. Число деепричастий, возможных от одного глагола, всегда – единица, в зависимости от вида глагола.

 

41. Почему нельзя считать причастие особой формой глагола?

 

42. Приведите примеры:1) прилагательного, не имеющего полной формы; 2) наречия из двух слов; 3) предлога из трех слов; 4) глагола с уменьшительно-ласкательным суффиксом; 5) прилагательного, не имеющего краткой формы; 6) прилагательного, не имеющего полной формы; 7) наречия в сравнительной степени; 8) союза из четырех отдельных слов; 9) неизменяемого местоимения; 10) имени существительного среднего рода с нулевым окончанием.

 

43. Образуйте: 1) действительное причастие прошедшего времени от «брести»; 2) форму творительного падежа от «восемьсот восемьдесят восемь»; 3) форму родительного падежа множественного числа от «раздолье»; 4) форму творительного падежа единственного числа от «дитя»; 5) форму первого лица единственного числа настоящего времени от «взять»; 6) страдательное причастие прошедшего времени от «клеить».

 

44. Каковы средства выражения грамматического значения в следующих примерах?

Книга – книгу; я – меня; читаю – буду читать; сидишь – сидит; пи’лы – пилы’; теплый – самый теплый; избегать – избежать; плохо – хуже; светлый – светлее; везу – вез; вымыл – был вымыт; сковать – сковывать; чудо – чудеса; падаю – упал; старый – самый старый.

Комментарий: служебная морфема (окончание, суффикс и т.п.); служебное слово; ударение; супплетивизм, то есть замена основы слова при словоизменении; чередование.

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и СТРУКТУРА СЛОВА

Базовые понятия: Словообразование и Формообразование, Морфема, Способы словообразования, Суффикс, Префикс (приставка), Конфикс, Интерфикс (соединительная гласная), Основа слова, Нулевая морфема, Соотнесенность, Производность, Словообразовательное средство, Словообразовательная модель, Субстантивация.

 

Олимпиадные задания по словообразованию делятся на две части: задания, направленные на разбор слова по составу, и задания, предполагающие словообразовательный разбор.

В разделе «Словообразование и структура слова» как для ответа на теоретические вопросы, так и для выполнения почти всех практических заданий потребуются названные выше базовые понятия; их следует повторить по учебникам.

Комментарии к заданиям на разбор слова по составу:

Разбор слова по составу начинаем с установления мотивированности – связи с производящим, т.к. большинство заданий подобного типа содержит «подвох» именно на этом этапе. Затем посредством изменения слова «вычисляем» в нем формообразующие аффиксы (окончание и т.д.).

Отметим, что в заданиях на нахождение определенных морфем предварительный разбор слова по составу необходим всегда.

Комментарии к заданиям на словообразовательный разбор:

Для выполнения подобных заданий нужно помнить элементы словообразовательного разбора: определить производящее слово, определить словообразовательное средство и значение, наконец, установить тип (или модель).

При выполнении заданий следует помнить, что нулевая морфема может выделяться только в парадигме (словообразования или формообразования) при наличии аналогичных образований с ненулевой морфемой (так, ср. «ходить-ход0» и «стрелять-стрельба»).

Различайте современное состояние производности слова и его этимологию: в современном русском языке она может уже быть утрачена; это отражается в разборе слова по составу, как и в словообразовательном разборе (так, «мешок» больше не соотносится со словом «мех», следовательно, выделяем в нем корень «мешок-»).

 

1. Ответьте на вопросы:

1. Что такое морфема?

2. Что такое корневая морфема, какое значение она имеет?

3. Что такое формообразующая морфема, какое значение она имеет?

4. Что такое словообразовательная морфема, какое значение она имеет?

5. Что такое формообразующий суффикс, приведите примеры?

6. Что такое интерфикс?

 

2. По количеству морфем слова “улов” и “подпорка”: 1) совпадают; 2) нет.

 

3. Определите, сколько общих морфем выделяется в словах «невероятный» и «неимоверный» в современном русском языке; укажите их. Каков морфемный состав этих слов с этимологической точки зрения?

Комментарий: а есть ли в современном русском соотнесенность слова «неимоверный» со словосочетанием «не иметь веры»? А слово «имоверный»? Сделайте вывод.

 

4. Разберите слова по составу:

Крокодильчик, разносчик, кончик, пончик, попросить, несерьезный, отряд, капля, жертвоприношение.

 

5. Произведите разбор по составу всех форм в данном предложении:

Вечером даже самым настойчивым пришлось угомониться.

Комментарий: Подумайте о семантическом словообразовании в связи со словом «вечером». Ср.: в слове «домой» (наречие) – суффикс не выделяется, так как слово образовано семантическим способом от формы архаического творительного падежа существительного (домови → домовь → домой).

 

 

6. Запишите не менее 10 слов, однокорневых слову «снимать».

 

7. Определите, верны ли следующие утверждения:

1) прохаживаться, пришел, ходок, хождение - однокоренные слова.

2) плетеный, плести, плот, сплачивать - однокоренные слова.

3) возница, вожатый, подвода, вождь - однокоренные слова.

4) горло, жерло, ожерелье, горлица - однокоренные слова.

5) сон, спать, просыпаться, сыпь - однокоренные слова.

Комментарий: различаем этимологические связи слов и их соотнесенность в современном русском языке. Современные фонетические чередования в корневых морфемах в однокоренных словах вполне могут быть.

 

8. Во всех ли следующих словах есть нулевое окончание?

Изгой, гербарий, путь, ночь, овечий, Юрий, пламя, торт, капкан.

Комментарий: проверьте слова в формообразовательной парадигме – как они изменяются при склонении.

 

9. Распределите формы как: а) имеющие материально выраженное окончание, б) имеющие нулевое окончание, в) не имеющие окончания:

Второпях, гений, поплотнее, услышав, вручную, с размаху, четырьмя, нашего, молча, пятьюдесятью, смущен, такси, шорты, смеющихся, какой-то, понемногу, кенгуру, твой, этому, потому, подпишу, время, путь, ему, лисий, рабочий.

Комментарий: 1. Обратите внимание на [j] в конце слова: лисий – ли[с’j’]его, рабочий – рабо[ч’]его. 2. По мнению некоторых ученых, неизменяемые существительные имеют парадигму из двенадцати нулевых окончаний: И.Ед. пальто0, Р.Ед. пальто0 … П.Мн. пальто0. Однако есть (в том числе и в этом списке) части речи, у которых словоизменения быть не может в принципе.

 

10. Во всех ли следующих словах выделяется суффикс?

Справа, домой, тончайший, оловянный, заходите, мушка.

 

*11. Докажите, что элемент –ть в неопределенной форме глагола - не окончание.

Комментарий: Используем доказательство от противного. Допустим, что -ть – окончание. Окончание – показатель словоизменения. Т.о., мы можем заменить одно окончание другим и получить новую форму в пределах той же парадигмы (например, числовая парадигма существительного). В случае с инфинитивом заменить –ть возможно только на показатели форм других парадигм (прошедшего времени и т.п.). Т.е. инфинитив не участвует в словоизменении, а следовательно, -ть – не окончание.

 

12. Во всех ли следующих словах выделяется приставка?

Недоглядеть, неосмотрительный, ненавязчивость, неохота.

 

13. Замените слова с начальным «пере-» синонимами так, чтобы не изменился общий смысл предложения: а) Необходимо перевесить груз заново. Если перевесить картины, комнат приобретет совсем другой вид. Одна чашка весов перевесила другую. Мнение нашей группы перевесило. б) Пересыпать соль в солонку. Пересыпать соли в суп. Пересыпать вещи нафталином от моли. Пересыпать речь шутками.

 

14. В списке ниже найдите слова, которые имеют одинаковый суффикс или одинаковую приставку с выделенным словом в начале каждого ряда.

1. хитрец, холодец, купец, мудрец, молодец, ловец, дворец, боец, подлец.

2. нескромный, неряха, нелюдимый, неловкий, невнятный, ненавистный.

3. французский, немецкий, робкий, ловкий, казацкий, русский, братский.

4. поделить, подойти, подружиться, поспорить, подмешать, подать.

Комментарий: разбираем по составу и смотрим. Помним: что речь о современном русском языке; что приставка, суффикс и конфикс – разные морфемы. Если морфема та же, но словообразовательное значение иное, отмечаем это (так, суффикс –ец может иметь значение называния лица по действию или по признаку).

 

15. Все ли следующие слова содержат соединительную гласную?

Лесостепь, кровообращение, темно-лиловый, вечнозеленый, малоупотребительный.

Комментарий: вспомните, чем различаются способы образования сложных слов.

 

16. Просмотрите список слов и форм ниже, ответьте на вопросы после списка.

а) растяжение, поле, мне;

б) бюро, сплошь, едва;

в) время, лисий, вьюнок;

г) вдобавок, справочная, наверное;

д) казацкий, советский, дружеский;

е) сова, кованый, жеваный;

ж) старьё, канапе, жаркое;

з) говорить, принесла, позови;

и) рисовать, затушеван, опрессовка;

к) страда, расстраиваться, проще;

л) ноздреватый, выморочный, перепоручить;

м) ухаживать, шёл, ходули.

1. В каком ряду во всех словах нельзя выделить приставку?

2. В каком ряду во всех словах окончание нулевое?

3. В каком ряду во всех словах окончание [э]?

4. В каком ряду во всех словах нет окончания?

5. В каком ряду во всех словах есть суффикс [ова]?

6. В каком ряду во всех словах есть суффикс –ск-?

7. В каком ряду во всех словах корень слова один и тот же?

8. В каком ряду во всех словах основа не включает какой-либо суффикс?

Комментарий: разбираем по составу. Помним, что в заданиях 3 и 5 речь идет о фонетическом облике морфемы.

 

17. Приставкой или корнем является в русском языке элемент «пол-» (в значении «одна вторая»)?

 

*18. Докажите, что элемент «при-» в словах со значением «находящийся вблизи чего-то» - не приставка.

Комментарий: 1. Вспомним слова с «при-» с названным значением: приморский, прибрежный, пригородный и т.д.

2. Сделаем словообразовательный разбор: значение мы уже знаем, все слова образованы от имен существительных (море, берег, город) с помощью конфиксов (при…j…, при…н…).

3. Т.о. «при-» с подобным значением – часть конфикса.

 

19. В русском языке есть нулевое окончание, нулевой суффикс. Можно ли предположить существование нулевой приставки? Почему?

Комментарий: нулевые окончание и суффикс выделяются по аналогии в парадигме; обе морфемы в большой степени передают грамматическое значение. А приставка придает слову иное лексическое значение или его оттенок.

 

20. Какие слова с суффиксом -ец, кроме «беглец», соотносятся с глаголом? Назовите пять слов.

 

21. Какие из этих слов являются производными? Назовите производящее слово, словообразовательное средство.

Стол, стой, пуск, шум, обмен, храм, миг, завеса, корчмарь, соблазн, посол.

 

22. Объясните, как образовано каждое из следующих слов, приведите в каждом случае 2-3 примера слов, образованных по той же модели:

Скоропортящийся, отцовский, умалишенный, дворник, дворник (очиститель стекол), подстаканник, лесостепь, кулачье, лисичка (гриб, животное), доисторический, проректор, «Антидурь» (название фильма), золотой, по-геройски, геройски, проток.

 

23. Продолжите тип двумя образованиями:

1. Учитель, спасатель, победитель…

2. Вагоновожатский…

3. Выпукло-вогнутый…

4. Хвастун…

5. Мольба, …

6. Экстраординарно…

Комментарий: так, в задании №! существительные образованы от глагола (учить, спасать), с помощью суффикса –тель, со значением действующего лица. Аналогично, например, «ваятель».

 

24. Продолжите тип тремя образованиями:

1. Нелюдимый…

2. Неприкосновенность…

 

25. Какова словообразовательная модель для слова «парусник» при соотнесенности: а) со словом «парусный»; б) со словом «парус»?

 

26. Что от чего образовано, на ваш взгляд?

1. тишь 2. широкий

тихий ширина

тишина; широта

ширь.

Комментарий: ориентируйтесь прежде всего не на число морфем, а на словообразовательный тип и логику отношений.

 

27. Объясните, как образовано каждое из слов этого предложения, приведите в каждом случае примеры слов, образованных по той же модели:

Нищий мечтал о розоватых сухофруктах.

Комментарий: розовый → [ розововатый] → розоватый.

 

28. Назовите производные слова со значением лица по действию от глаголов лечить, стирать, шить, оперировать (мед.), ковать, разносить (товары), хранить.

 

29. Производно ли выделенное слово? Если да, то как и от чего оно образовано?

Той зимой он очень часто болел.

 

30. Дайте словообразовательный анализ неологизмам В.Хлебникова:

Летеж, мысляр, гордизна, седун, любь, глазята, звучоба.

 

31. Все эти слова когда-то были производными, но со временем связь с производящим словом «забылась». Попробуйте ее восстановить:

Перчатка, порошок, сугроб, копейка, крыльцо, коньки, голубой, мешок, вельможа.

Комментарий: некоторые из слов ряда соотносятся с «грести» и «прах».

 

32. Прочтите предложение из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

«Я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели».

Какое значение имело выделенное слово? Определите словообразовательный тип и приведите другие слова этого типа.

 

33. Даны личные имена и образованные от них фамилии и женские отчества:

Антон – Антонов – Антоновна Илья – Ильин – Ильинична

Гаврила – Гаврилов – Гавриловна Иван – Иванов – Ивановна

Кузьма – Кузьмин – Кузьминична Петр – Петров – Петровна

Никита – Никитин – Никитична Фома – Фомин – Фоминична.

От одного имени фамилия и отчество образованы «неправильно», хотя и считаются нормативными. Найдите это имя. Сформулируйте правило образования фамилий и женских отчеств указанных типов. Объясните, как возникла «неправильность».

 

34. Какие пары отражают принцип «название самца – самки животного»?

1. кит – китиха; 2. Кот – кошка; 3. Коала – коалица; 4. Селезень – утка; 5. Конь – коняга; 6. Дед – бабка; 7. Ёж – ёжка; 8. Мох – мошка.

 

35. Просмотрите список слов и форм ниже, ответьте на вопросы.

а) какаду, манго, около;

б) внутри, вверх, навстречу;

в) ловкач, наудалую, слева;

г) мудрец, скорость, белизна;

д) окружить, обойти, обрисовать;

е) метро, дисперсный, умыть;

ж) кровля, село, быль;

з) набивка, срез, хождение;

и) повлекший, оболочка, волокуша;

к) по-прежнему, наколенник, бездорожье;

л) пришла, мыло, устал;

м) девица, попробовавший, кашне.

1. В каком ряду все слова образованы от глагола посредством суффикса?

2. В каком ряду все слова образованы от прилагательного посредством суффикса?

3. В каком ряду все слова образованы сращением предлога и существительного?

4. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

5. В каком ряду все слова имеют один корень?

6. В каком ряду все слова имеют одинаковую приставку?

7. В каком ряду все слова состоят из одной морфемы?

8. В каком ряду все слова содержат суффикс -л-?

 

36. Согласно школьному учебнику некоторые существительные образуются от прилагательных (субстантивируются). Таково, например, слово «мороженое».

Приведите по 2 примера таких субстантиватов со значением: а) Лица; б) Помещения; в) Блюда, напитка; г) Отвлеченного понятия.

 

37. Что такое «семантическое словообразование»?

 

38. Морфемно или семантически образованы слова «Вечерка» и «завуч»?

Комментарий: обратите внимание, «вечерка» - сокращение от «вечерняя газета». Так, «Вечерняя Москва» тоже будет называться «Вечеркой».

 

39. Одинаково ли образованы слова «самолёт» и «лесостепь»?

 

40. Одинаковы ли по способу образования слова в каждой паре: «подземелье» – «подворье»; «сводка» – «свод»?

 

41. Есть ли в списке уменьшительно-ласкательные образования?

Стручок, толчок, сачок, крючок, дубинка, грудинка, девочка.

 

42. Отметьте в перечне ниже пары форм, содержащие разные слова:

Двое – вдвоем, он - ему, твой – по-твоему, три – третий, прийти – пришел, студент – студенчество, красивый – красивее.

 

43. Могут ли новые слова в русском языке образовываться удвоением основы?

Комментарий: обратите внимание, речь именно об основе.

 

44. Может ли русское слово иметь три корневые морфемы?

Комментарий: подумайте, например, о наименовании цветов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.822 сек.