КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Темы курсовых работ
1. Происхождение государства у восточных славян. 2. Возникновение и развитие древнерусского права. 3. Русская Правда как источник по истории древнерусского права. 4. Семейное право Древней Руси. 5. Право собственности в древнерусском государстве (IX-XV вв.). 6. Государство и церковь в истории России (или в определенный период). 7. Теория “симфонии власти” и положение Русской церкви в досинодальный период. 8. Республиканское устройство Новгорода (Пскова). 9. Договоры и обязательства по Новгородской и Псковской судным грамотам. 10. Правовое положение холопов в IX-XVIII вв. 11. Демократические начала в организации государственной власти в дореволюционной России. 12. Правовое положение главы российского государства (в какой-либо период). 13. Система престолонаследия в истории русской монархии. 14. Государство и право Золотой Орды. 15. Государственно-правовые взаимоотношения русских земель и Золотой Орды в XIII-XV вв. 16. Самодержавие как форма государства в XVI – XVII вв. 17. Земские соборы и их роль в российской истории. 18. Судебники XV-XVI вв. как исторический источник. 19. Петр Великий как государственный деятель. 20. Эволюция правового статуса Сената в XVIII – начале XX вв. 21. Реформы Петра I. 22. Формирование российской бюрократии. 23. Табель о рангах 1722 г. 24. Политические процессы при Петре I. 25. Судебные органы при Петре Великом. 26. История дореволюционной прокуратуры. 27. Правовое положение национальных окраин России в XVIII – начале XX вв. 28. Право в условиях просвещенного абсолютизма. 29. “Золотой век” российского дворянства. 30. Крепостное право в России (история или состояние в определенный период). 31. Проекты государственных преобразований М.М.Сперанского. 32. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в. 33. Великие реформы второй половины XIX в. 34. Отмена крепостного права в России. 35. Судебная система по Уставам 1864 г. 36. Суд присяжных в России. 37. Выдающиеся российские адвокаты. 38. Политические процессы второй половины XIX в. 39. История земства в России. 40. Городское самоуправление в России во второй половине XIX в. 41. Политическая полиция в конце XIX в. – начале ХХ в. 42. Контрреформы 70-80-х гг. XIX в. 43. Формирование многопартийной системы в России в начале ХХ в. 44. Административно-уголовное законодательство России в начале ХХ в. 45. Уголовное Уложение 1903 г. 46. Форма правления российского государства в 1905-1917 гг. 47. Государственная Дума как первый российский парламент. 48. П.А. Столыпин и его реформы. 49. Февральская буржуазно-демократическая революция и развитие государственно-правовой системы России. 50. Правовая идеология большевиков накануне Октябрьской революции. 51. Правовой и фактический статус коммунистической партии при Советской власти. 52. Политический режим в нашей стране в 1917-1991 гг. 53. Государственно-правовой статус съездов Советов. 54. Советское правительство: история становления и развитие правового статуса. 55. ВЦИК (либо Верховный Совет РСФСР) как орган государственной власти. 56. Конституционное развитие советской России (СССР). 57. История созыва и разгона Учредительного собрания. 58. Слом старого государственного аппарата: марксистская теория и практика Советского государства. 59. Советская судебная система в 1917 –1921 гг. 60. Советское уголовное право (гражданское право) в годы гражданской войны. 61. История первой советской Конституции. 62. Советское семейное право (КЗАГС 1918 г., Семейный кодекс 1926 г.). 63. Гражданское законодательство в условиях НЭПа. 64. Укрепление законности в связи с переходом к НЭПу. 65. Образование СССР. 66. Развитие советского федерализма. 67. Судебная реформа 1922 г. 68. История советской прокуратуры. 69. Развитие советского уголовного законодательства в 20-30 гг. 70. Политические процессы 30-х гг. 71. Социалистическое преобразование деревни и колхозное законодательство. 72. Советское право в годы Великой Отечественной войны. 73. Кодификация советского законодательства в конце 50-х - начале 60–х гг. 74. Органы госбезопасности в государственной системе СССР. 75. Преобразование советской политической системы в период перестройки. 76. Перестройка и развитие советского законодательства. 77. Причины и механизм распада СССР. 78. Образование СНГ. 79. Конституционный кризис 1993 г. 80. История развития акционерных обществ (акционерного законодательства).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
1. ФОРМА КОНТРОЛЯ: ЗАЧЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЗАЧЕТА Зачет по истории отечественного права и государства – промежуточная форма изучения данного предмета, реальный способ выявления и оценки результатов учебного процесса. Зачет проводится после завершения первого семестра обучения. Основными функциями зачета являются обучающая, оценочная и воспитательная функции. Обучающая функция заключается в том, что при подготовке к зачету студент повторяет ранее изученный материал, используя конспекты лекций и семинарских занятий, учебники и рекомендуемую настоящим пособием специальную научную литературу. При такой подготовке студент не только повторяет уже пройденный материал, но и заблаговременно восполняет образовавшиеся пробелы в знаниях. Оценочная функция выражается в том, что зачет подводит промежуточный итог обучению студента предмету, уточняет степень его подготовленности к конечному испытанию - экзамену. Зачет позволяет преподавателю определить способность каждого студента мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения, грамотно излагать своими словами изученный материал. Воспитательная функция зачета состоит в выработке будущим юристом таких основных качеств, как ответственность, усердие, трудолюбие и принципиальность. Допуск к зачету по истории отечественного права и государства предоставляется при выполнении студентом следующих требований: - отсутствия пропусков семинарских занятий; - активного участия в обсуждении вопросов семинарских занятий; - представления на проверку преподавателю тетради с конспектами по темам семинарских занятий, предназначенным для изучения в 1-м семестре в срок не позднее, чем за десять дней до зачета по предмету. Зачет может быть проведен в троякой форме – традиционной (по билетам), в форме собеседования в рамках примерного перечня вопросов к зачету и путем тестирования. Выбор формы проведения зачета зависит от общего уровня знаний студентов и их пожеланий.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. История отечественного права и государства как общественная и юридическая наука. Ее предмет, соотношение с теорией права и государства и другими юридическими науками. 2. Источники науки “История отечественного права и государства”. Историческая критика. 3. Норманнская теория и ее критика. 4. Возникновение древнерусского государства. 5. Древнерусское государство как раннефеодальная монархия: основные признаки. 6. Правовая система древнерусского государства: судебные органы и источники. Общая характеристика Русской Правды. 7. Правовое положение феодалов и зависимого населения по Русской Правде. 8. Гражданское и наследственное право по Русской Правде. 9. Уголовное право и процесс по Русской Правде. 10. Причины феодальной раздробленности Киевской Руси. 11. Характеристика особенностей социально-экономической истории и государственного устройства Ростово-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств. 12. Республиканская форма правления в период феодальной раздробленности на Руси (Великий Новгород). 13. Псковская Судная Грамота – крупнейший памятник русского права периода феодальной раздробленности (общая характеристика). 14. Виды и правовое положение сельского населения по Псковской Судной Грамоте. 15. Гражданское и наследственное право по Псковской Судной Грамоте. 16. Уголовное право и процесс по Псковской Судной грамоте. 17. Государство и право Золотой Орды. Ее влияние на Киевскую Русь. 18. Образование единого Московского государства и его государственный строй. 19. Общая характеристика Судебника 1497 г. 20. Правовое положение зависимого населения по Судебнику 1497 г. 21. Уголовное право и процесс по Судебнику 1497 г. 22. Причины возникновения сословно-представительной монархии в России. 23. Государственный механизм сословно-представительной монархии. 24. Соборное Уложение 1649 г.– кодекс феодального права России. 25. Правовое положение крестьян, посадских людей и холопов по Соборному Уложению 1649 г. Основные этапы закрепощения крестьянства в России. 26. Феодальное землевладение в период сословно-представительной монархии по Соборному Уложению 1649 г. 27. Гражданское право по Соборному Уложению 1649 г. 28. Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г. 29. Процессуальное право по Соборному Уложению 1649 г. Судебные органы. Процессуальные системы. 30. Причины возникновения самодержавия в России. Общественный строй периода становления абсолютизма. 31. Государственный аппарат абсолютной монархии при Петре I. 32. Судебные органы при Петре I. 33. Уголовное право и процесс по законодательству Петра I (Артикул Воинский 1715 г., Краткое изображение процессов и судебных тяжб 1715 г.). 34. Просвещенный абсолютизм и его особенности в России. 35. Губернская реформа 1775 г. 36. Жалованная грамота дворянству. 37. Жалованная грамота городам. 38. Реорганизация государственного управления и реформы Александра I в первой четверти ХIХ в. 39. Изменения в государственном управлении и реформы Николая I во второй четверти ХIХ в. 40. Систематизация права в первой половине ХIХ в. (М.М.Сперанский). Свод законов Российской Империи. 41. Общая характеристика Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. 42. Судебная реформа 1864 г.: причины, принципы, основные документы. Прокуратура, судебные следователи, поверенные. 43. Судебная система по уставам 1864 г. 44. Судебная контрреформа 70-80-х гг. ХIХ в. 45. Изменения в государственном строе России в период первой буржуазно-демократической революции. 46. Столыпинская аграрная реформа. 47. Государство и право России в период первой мировой войны. 48. Государство и право России после Февральской буржуазно-демократической революции.
2. ФОРМА КОНТРОЛЯ: КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ 1. НАЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. ВЫБОР ТЕМЫ Курсовая работа представляет собой одну из форм самостоятельной работы студента. Она способствует приобретению, углублению и закреплению знаний по истории отечественного права и государства, а также формированию у студентов навыков самостоятельного научного творчества. Подготовка к написанию курсовой работы дает возможность ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, оценивать общественно-исторические явления и процессы. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники, на практике применять законодательство, систематизировать изученный материал и делать обоснованные выводы. Проблемы, поднимаемые студентом в курсовой работе, должны быть освещены более обстоятельно, нежели в учебниках и на семинарских занятиях. Поэтому необходимо серьезное и тщательное изучение специальной литературы, которая рекомендуется преподавателем (научным руководителем) по избранной теме. Студент вправе проявить самостоятельность в поиске литературных источников для написания курсового сочинения. Тема курсовой работы избирается студентом на основе предложенного ниже примерного перечня курсовых работ. После консультации с научным руководителем студент вправе самостоятельно сформулировать тему курсовой работы, не ограничиваясь перечнем. Как правило, тема курсовой работы избирается по вопросам, изученным и предусмотренным учебным планом данного курса. Выбор темы и составление плана не должно происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы и определить ее роль и место в изучаемом курсе. Не позднее 1 декабря текущего года студент сообщает на кафедру точную формулировку темы курсовой работы, согласованную с преподавателем, под руководством которого он хотел бы ее писать. По решению кафедры на основании представления научного руководителя за курсовую работу может быть зачтен доклад на научно-студенческой конференции.
2. ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ После выбора темы курсовой работы и назначения научного руководителя студент обращается к преподавателю для согласования плана работы, списка литературы, сроков и порядка подготовки курсовой работы. Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану. Курсовая работа имеет следующую структуру: 1. План. 2. Краткое введение, в котором обосновываются актуальность избранной темы, состояние научной разработки проблемы, ее историко - правовое значение. 3. Основное содержание. Курсовая работа может состоять из глав, поделенных на параграфы, либо только из глав. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждую главу плана целесообразно разбить на параграфы. 4. Заключение. 5. Список использованной литературы.
Написанию курсовой работы предшествует внимательное изучение студентом рекомендованных научным руководителем источников. Целесообразно делать выписки из книг, статей, помечать те страницы и издания, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов. Библиографические данные об использованных источниках должны быть точными и полными, чтобы без особой необходимости вновь не обращаться к ним. Курсовая работа – это систематизированное изложение сведений по теме, отвечающее ее плану и отражающее понимание студентом определенных научных проблем. Поэтому при использовании литературных или нормативных материалов ссылки на источники обязательны. При цитировании необходимо давать точные ссылки на источники с указанием автора, названия работы, издательства, года издания, страницы. Цитаты в тексте работы надо брать в кавычки. Цитаты не должны превышать 25 % объема работы. Цитировать необходимо точно по тексту источника.
3. ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Ориентировочный объем курсовой работы - 20-25 рукописных страниц формата А4 или 15-20 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала. Выполнение курсовой работы на листах школьных или общих тетрадей не разрешается. Курсовая работа выполняется на листах белой писчей бумаги форматом 210 х 297 мм (А 4). На листах оставляются поля по всем четырем сторонам: размер левого поля – 30 мм, правового – 10 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 20 мм. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу арабскими цифрами без точки. Курсовая работа имеет титульный лист. На титульном листе следует указать название института, факультета, кафедры, а также темы курсовой работы, предмета, по которому эта работа выполняется, фамилию, имя и отчество студента, выполнившего работу, курс и номер группы, фамилию, имя и отчество научного руководителя. В курсовой работе используется сплошная нумерация. Первой страницей является титульный лист, второй – план работы и т.д. Введение, каждая глава, список использованной литературы начинаются с отдельной страницы и имеют соответствующие заголовки и подзаголовки. В списке использованной литературы источники указываются в алфавитном порядке. Курсовая работа должна быть подписана студентом на последней странице после списка литературы. Возле подписи студента проставляется также дата ее выполнения. Курсовая работа сдается на кафедру теории и истории права и государства. Поступившая работа регистрируется в специальном журнале кафедры и передается научному руководителю. Научный руководитель знакомится с работой, определяет ее научный уровень, степень самостоятельности написания работы, соблюдение требований по оформлению, дает развернутый письменный отзыв (рецензию) на курсовую работу и допускает ее к защите. Не допускаются к защите и возвращаются для переделки работы, полностью или в значительной части выполненные несамостоятельно, т.е. путем механического переписывания первоисточников, учебников, другой литературы, полностью заимствованные из Интернета; работы, в которых выявлены существенные ошибки и недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены; а также курсовые работы с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления. При несоблюдении требований к научному уровню и оформлению научный руководитель возвращает курсовую работу студенту для доработки и устранения недостатков. Критериями оценки научным руководителем курсовой работы являются: - степень разработки проблемы; - полнота охвата научной литературы; - использование историко-правовых источников; - творческий (самостоятельный) подход к написанию курсовой работы; - оригинальность стиля изложения; - правильность и научная обоснованность выводов; - аккуратность и орфографическая грамотность оформления курсовой работы.
4. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовую работу студент защищает перед научным руководителем, который может пригласить на защиту других преподавателей, аспирантов кафедры, студентов. Защита курсовой работы заключается в следующем: предварительно ознакомившись с письменным отзывом, студент дает пояснения по существу критических замечаний по работе, отвечает на вопросы научного руководителя и других присутствующих на защите лиц, обосновывает свои выводы дополнительными аргументами. Курсовые работы оцениваются по пятибалльной системе. При оценке курсовой работы учитываются не только ее содержание, но и результаты защиты. Научный руководитель определяет оценку и ставит ее в учебную ведомость и в зачетную книжку студента. Защищенные курсовые работы студентам не возвращаются и хранятся в фонде кафедры. Если курсовая работа является продолжением темы, разрабатываемой студентом, ему могут выдать ее с разрешения заведующего кафедрой. Ранее выполненные курсовые работы, после использования материалов этих работ, должны быть возвращены на кафедру.
3. ФОРМА КОНТРОЛЯ – КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Для того чтобы получить допуск к экзамену по предмету “История отечественного права и государства”, Вам необходимо написать и сдать контрольную работу (домашнее задание). Выполнять следует только тот вариант, который соответствует первой букве Вашей фамилии. Если с Вами в одной группе обучается супруг или иной родственник с такой же фамилией, то один из Вас выполняет вариант контрольной работы, соответствующий Вашей фамилии, а другой избирает вариант “Я” контрольной работы, делая предварительно для рецензента пометку. Произвольный выбор варианта работы недопустим. Каждый вариант контрольной работы включает в себя вопрос (теория) и юридический казус (практика). Вопрос посвящен какой-либо важной проблеме истории российского права и государства – генезису формы государства и государственного аппарата, того или иного правового института, отрасли права либо анализу юридического памятника и т.д. Работа над вопросом предполагает изучение первоисточников и исследовательской литературы, а также нацеливает на творческий подход к использованному материалу. Юридические казусы составлены таким образом, чтобы оживить представления о крупнейших памятниках русского права и на примере той или иной жизненной ситуации показать суть какого-либо нового, важного правового института и особенности юридического регулирования каких-либо вопросов, чтобы, в конечном счете, отразить развитие русской правовой мысли. Уяснив задание, займитесь подбором специальной литературы. При необходимости обратитесь за консультацией к преподавателю. В конце своей контрольной работы обязательно поместите список использованной Вами литературы. Ответ должен быть написан разборчивым почерком (объем – тетрадь в клетку 12 листов) либо перепечатан (объем от 12 до 15 листов формата А4, шрифт 14, интервал 1,5). На титуле контрольной работы должны присутствовать следующие реквизиты: ФИО студента, выполнившего работу, указание номера группы и формы обучения студента, наименование учебной дисциплины, по которой выполнена работа, и ФИО преподавателя. Срок сдачи контрольной работы – не позднее 15 апреля. Контрольная работа сдается на кафедру теории и истории права и государства (лично или по почте). Поступившая работа регистрируется в специальном журнале кафедры и передается научному руководителю. Проверка контрольной работы занимает обычно 10-12 дней. Приблизительно через две недели после сдачи Вами контрольной работы уже можно начинать интересоваться у лаборанта кафедры результатами проверки. Телефон кафедры: 8 632 69-62-57. Результатом проверки Вашей контрольной работы могут быть три оценки – “зачет”, “зачет условно” и “незачет”. Первая оценка означает, что Вы успешно справились с заданием. Единственным основанием ее зачета будет являться рецензия на работу, поэтому ее (рецензию) следует привезти на сессию (летнюю) и сохранить до момента сдачи экзамена. Оценка “зачет условно” означает, что в работе есть отдельные упущения либо у рецензента появились какие-то вопросы к студенту по поводу отдельных положений работы. Все они указываются в рецензии. Студенту необходимо их обдумать и устно ответить на них до начала зачетной недели. Третья оценка выставляется в тех случаях, когда в ответах допущены серьезные ошибки: вопрос раскрыт недостаточно полно, не освещены какие-либо принципиальные положения; казус решен неправильно или отсутствуют ссылки на статьи закона, решение не аргументировано должным образом. В этом случае Вам придется переделать свой труд заново, учитывая замечания рецензента. При этом ко вновь выполненной работе обязательно следует приложить предыдущую рецензию. Лица, не получившие “зачет” за контрольную работу, не допускаются к сдаче экзамена по истории отечественного права и государства.
При ответе на вопрос контрольной работы примите во внимание следующие рекомендации: 1) перед написанием контрольной работы ознакомьтесь с учебной литературой, подберите и изучите специальные исследования по теме; 2) сконцентрируйте свое внимание на главном, основном в вопросе, т.е. его сути; 3) не загромождайте ответ на вопрос пространным вступлением, общеисторическими отступлениями, подробными рассказами о сопутствующих теме вопроса проблемах, второстепенных деталях и т.д. И напротив, Ваше умелое использование в работе всяческих схем, графиков и т.п. только приветствуется. 4) имейте в виду: оцениваются полнота и глубина ответа на вопрос, а не его объем. Скачивание материалов из Интернета и их бездумное перепечатывание (плагиат) категорическизапрещается. В противном случае работа изымается без права повторной переработки. Для успешного решения юридического казуса необходимо: 1) внимательно изучить текст соответствующего правового памятника; 2) ознакомиться со специальной литературой (при решении любого казуса рекомендуется активно использовать комментарии к соответствующему нормативному акту в многотомных “Памятниках русского права” и “Российском законодательстве Х – ХХ веков”); 3) проанализировать все возможные, согласно закону, варианты его решения; 4) дать аргументированный и исчерпывающий ответ на вопросы казуса со ссылками (и цитированием в необходимых случаях) на статьи памятника права.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант “А” Задание ВОПРОС.Правовое положение вотчин и поместий по Соборному Уложению 1649 г. КАЗУС. Летом 1479 г. псковский горожанин Иван Березоввзял в долг у ростовщика Федора Глазова 2 рубля серебра под залог своей кольчуги. Договор был оформлен закладной доской. Когда прошел срок возврата долга, Глазов обратился в суд. Березов в суде заявил, что он оставил кольчугу на хранение у Ф. Глазова и потребовал вернуть ему вещь. Какое решение в соответствии с нормами Псковской Судной Грамоты должен вынести суд? Какие доказательства могут быть предъявлены сторонами?
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |