Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта




ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА

 

Курт Левин (1890–1947) – доцент Берлинского университета, эмигрировавший в 1930-х гг. в США и с 1945 г. возглавлявший исследовательский центр групповой динамики при Массачусет-ском технологическом институте. Подобно многим ученым того времени, К. Левин обратился к физике в поисках «нового режима мышления», в попытке сделать психологию более точной наукой.

Теория «поля» К. Левина – не отдельная психологическая теория, а система представлений, которая может применяться во всех отраслях психологии.

Понятие «поля» включает в себя как внешние факторы! (окружающая среда), так и внутренние (личность человека). Любая деятельность протекает в поле и определяется его условиями.

Основные тезисы теории поля.

1. Логику поведения человека необходимо искать в изучаемой ситуации. Причем ситуация должна рассматриваться так, как ее воспринимает сам действующий субъект.

2. Объяснение должно строиться на психологии, в первую очередь необходимо учитывать и анализировать факторы, воспринимаемые субъектом, – как реально существующие, так и представленные только в переживаниях.

3. Поведение субъекта обусловлено действием некоторых сил.

4. Схожее поведение не всегда обусловлено схожими причинами.

5. В первую очередь на поведение влияют факторы, существующие в настоящем времени. Прошедшие и ожидаемые моменты должны быть рассматриваемы во вторую очередь.

6. Для упрощения обработки психологических ситуаций их можно представить в алгебраической форме.

К. Левин предложил следующую формулу для записи психологических ситуаций:

V = f (P, U),

где V – поведение;

P – личностные факторы!; U – окружающая среда.

Свою теорию поля К. Левин применял к разнообразным психологическим проблемам, в том числе поведению умственно неполноценных личностей, поведению малых групп, проблемам, связанным с разницей менталитетов, младенческому и детскому поведению.

Наука, по К. Левину, проходит три стадии:

1) спекулятивную – создается несколько крупных теорий, претендующих на полное описание изучаемой области;

2) дескриптивную – уделяется большое внимание фактам, теории формируются «от практики»;

3) конструктивную – формируются теории, позволяющие объяснить любое явление. Свои взгляды К. Левин изложил в книгах «Динамическая теория личности» и «Принципы топологической психологии».

 

 

 

Швейцарский психолог Жан Пиаже занимался исследованиями интеллекта с точки зрения структурно-генетического подхода. Жан Пиаже создал наиболее глубокое учение об интеллекте. Свои исследования он построил на стыке нескольких психологических направлений: бихевиоризма (реакция была заменена операцией), гештальтпсихологии и учения П. Жане (уко-торого был позаимствован принцип интерио-ризации). Интеллектуальное развитие ребенка, по Ж. Пиаже, основывалось на развитии унего речи и мышления. Из этого был сделан вывод, что до определенного возраста рассуждения ребенка носят эгоцентрический характер, в то время как взрослый мыслит социально. Ж. Пиаже первым предложил исследовать не то, о чем думает ребенок, а то, как он думает. Интеллект здорового полноценного человека не может разрушиться, просто переход на более высокий уровень развития способствует возникновению новых способов усвоения и обработки информации. По мнению Ж. Пиаже, более зрелый интеллект имеет усложненную схему развития.

Ж. Пиаже выдвинул версию о том, что эгоцентризм, свойственный ребенку, преодолевается в процессе его социализации. На основе этого можно говорить об интериоризации внешних действий, т. е. продумывании своих поступков. Он выделял 4 основных стадии развития интеллекта.

I. Сенсомоторная стадия (от рождения до 1,5–2 лет).

II. Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет).

III. Стадия конкретных операций (с 7 до 11–12 лет).

IV. Стадия формальных операций (с 12 лет и до конца жизни).

Каждая стадия имеет свою характеристику и особенности.

I стадия – информация поступает через органы чувств («на ощупь»).

II стадия отличается тем, что по мере взросления ребенок начинает говорить, основной символ теперь – слово, каждый предмет имеет свой признак (цвет, форма), появляется детский эгоцентризм.

III стадия – появляется логическое мышление, появляется способность классификации и обобщения.

IV стадия характеризуется некоторым прошлым опытом, на который человек опирается, принятие решение становится логическим, формирование абстрактного мышления.

Ж. Пиаже считал интеллект живой биологической структурой, благодаря которой человек способен воспринимать определенные знания на каждом этапе своего развития, это своего рода процесс приспособления к внешнему миру. Развитие человека во многом зависит от его активности. Ж. Пиаже первым из ученых отказался от количественного измерения интеллекта. Он сравнивал структуру интеллекта с четырехуровневой бочкой, наполнить которую можно только до второго уровня (знания и умения). Можно постоянно наполнять эту бочку, но в этом случае знания перельются, и останутся умения. Он считал, что бессмысленное «наращивание» интеллекта, может привести к обратному процессу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.