КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К.Д. Ушинский
Г.В.Ф. Гегель Тема 4. Общие сведения о познавательных психических процессах. Основные свойства и особенности познавательных психических процессов: память, внимание. Познавательные психические процессы и их место в обучении и профессиональной деятельности врача. Цели и задачи: формирование знаний о психофизиологических основах внимания и памяти. Изучение основных психологических свойств аттентивных и мнемических процессов. Влияние болезни на аттетивно-мнестические способности. Основные понятия: внимание, доминанта Ухтомского, концентрация, распределение, устойчивость, запоминание, сохранение информации, эффект Зейгарник, кривая Эббингауза, мнемотехники, гипомнезия.
Вопросы к занятию:
Классики говорят, что……….. «Без внимания для духа ничего нет... Внимание образует, поэтому, начало образования». «Совесть требует от нас быть внимательными к людям и ситуациям. В некотором смысле совесть - это обостренная внимательность, позволяющая усмотреть в этически безразличной, на первый взгляд, ситуации необходимость четкой моральной оценки». Ю. Шрейдер, философ, 1994 «Страх перед будущим и сожаление о прошлом – вот две тучи, скрывающие солнечный свет настоящего». Дж. Рейнуотер (психотерапевт) «Память – это преодоление отсутствия» П. Жане (выдающийся французский психиатр и психолог) «Упорное припоминание есть труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает ленность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний».
Задание № 1. Составить психологическую характеристику аттентивно-мнетических процессов. «Существовали живые прообразы как Холмса, так и Уотсона. Дойл всегда говорил, что моделью для образа Шерлока Холмса был доктор Джозеф Белл, хирург из Эдинбургской больницы... У Белла, худого, жилистого, смуглого человека, были острый, пронизывающий взгляд, орлиный нос и высокий, резкий голос. Сидя, откинувшись в кресле, сложив руки, он быстро отмечал характерные особенности пациентов, которых Дойл, назначенный им амбулаторным клерком, вводил в его комнату, и сообщал студентам и ассистентам что-нибудь вроде: «Господа, я не могу сказать точно, кто этот человек - резчик пробки или кровельщик. Я вижу легкое callus, или затвердение, на одной стороне его указательного пальца и легкое утолщение на внешней стороне большого пальца. А это точный признак обеих профессий». Другой случай был проще: «Я вижу, вы злоупотребляете спиртным. Вы даже носите фляжку во внутреннем кармане вашего пальто». Третий пациент с открытым ртом слушал, как Белл, заметив: «Вы, я вижу, сапожник», повернулся к студентам и обратил их внимание на то, что брюки пациента были порваны с задней стороны штанины под коленом, где он зажимал выколотку, что характерно только для сапожников. Один диагноз Белла произвел на Дойла такое впечатление, что тот помнил его всю жизнь. - Итак, вы служили в армии. - Да, сэр. - Демобилизовались недавно? - Да, сэр. - Шотландский полк? - Да, сэр. - Унтер-офицер? - Да, сэр. - Служили на Барбадосе? - Да, сэр. - Видите, господа, - объяснил Белл студентам. - Это вежливый человек, но он не снял шляпу. В армии головной убор не снимают, но он бы привык к гражданской жизни, если бы демобилизовался давно. В нем чувствуется властность, и он явно шотландец. Что же касается Барбадоса, то он пришел по поводу элефантиаза, а это - заболевание, свойственное Вест-Индии, а не Англии. Белл описывает свои методы по-холмсовски: «Самым важным фактором любого удачного медицинского диагноза являются точное и внимательное наблюдение и оценка малейших деталей... Глаза и уши, которые видят и слышат, память, которая мгновенно запоминает, чтобы по первому требованию воссоздать замеченное органами чувств, и воображение, способное соткать теорию, или воссоединить разорванную цепь, или распутать хитросплетение сведений, - таковы требования, которые предъявляет хорошему диагносту его профессия.» (Хескет Пирсон «Конан Дойл. Его жизнь и творчество» // Карр Дж.Д., Пирсон Х. Артур Конан Дойл. - М., 1989, С.282)
Задание № 2. Психологический тест для исследования свойств внимания. Инструкция: На каждой строчке есть пары соседних цифр, в сумме составляющих 10. Найдите их и подчеркните. Например: 2 9 4 6 1 1 9 3 5 5 6 7 8 5 4 7 Работайте как можно быстрее. Будьте внимательны и не выходите из лимита времени, иначе результат не будет верным. Время на решение: 7 минут
Исследование распределения внимания. Диагностика выполняется в парах, где поочередно студенты выполняют роли исследователя и испытуемого.
Испытуемому предлагается, начиная с первой строчки подсчитывать кружки и крестики одновременно. Счет проводится устно, вслух. Указывать пальцем или карандашом на объекты не разрешается. Пример счета: один круг, один крест, два круга, два креста, три круга, четыре круга, три креста... (Для удобства регистрации необходимо использовать ТАБЛИЦУ, которую заготавливают до начала опыта, а потом прилагают к отчету: 0: 1.2.3.4.5.6.7.8.... +: 1.2.3.4.5.6.7.8.... Можно достаточно долго работать со стимульным материалом, с любой строчки, развернув его, как угодно. Задание № 3. Упражнение «Пальцы» Участникам группы удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на голени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длительность - 5-15 минут. Упражнение позволяет проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен... Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Hужно сосредоточиться на выполняемом движении..., но в какой-то момент участник вдруг застает себя за посторонними мыслями. Задание №4. Исследование памяти Тест «Продуктивность запоминания» Тест позволяет оценивать продуктивность запоминания как комплексный показатель уровня памяти. Автор H.H.Корж. Инструкция: Приготовьте бумагу, ручку и часы с секундной стрелкой. За 40 секунд постарайтесь запомнить предлагаемые слова и их номера.
Формула подсчета успешности во всех задания одинакова: число правильных ответов умножить на сто (проценты) и разделить на число задач. Суммарный результат получается как среднеарифметическое четырех проб. (Результат менее 50 процентов считается не более, чем удовлетворительным.) Задание № 5. Тест исследования механической памяти. Инструкция: за 40 секунд постарайтесь запомнить предлагаемые цифры и их номера.
Задание № 6.Тест «Пиктограмма» Задание выполняется на отдельных стандартных листах, приготовленных преподавателем (при гарантиях анонимности возможно совместное обсуждение полученных результатов, возможно написание реферата с использованием этих материалов). Для удобства проведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым придерживаться определенного порядка выполнения задания в виде таблицы. Студентам читаются 16 отдельных слов и словосочетаний, при стандартной инструкции.
Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным образом оценивают пиктограммы. Самый важный критерий – адекватности. Через час эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Засчитываются только полные и точные ответы. Третий критерий – конкретность / абстрактность – так же оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту (от 1 – конкретность, до 3 – абстрактность). Четвертый критерий – стандартность / оригинальность пиктограмм – также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности, и в этом случае присваивается, соответственно – 1 балл.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |