КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иные необходимые для приватизации имущества сведения
Срок предоставленной рассрочки платежа. Решением об условиях приватизации утверждаются: 1) состав подлежащего приватизации имущества; 2) перечень объектов, не подлежащих приватизации; 3) перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущества; 4) расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов; 5) условия конкурса, если объект отчуждается на конкурсе; 6) в случае преобразования предприятия в ОАО решением об условиях приватизации также утверждается устав общества, назначается единоличный исполнительный орган управления общества, определяется количественный состав и назначаются члены совета директоров и его председатель. На основании и в соответствии с решением об условиях приватизации составляется передаточный акт, который по содержанию соответствует составу подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости активов предприятия и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия. В отличие от продажи частных предприятий, когда передаточный акт составляется и подписывается сторонами сделки одновременно в момент или после заключения договора купли-продажи в письменной форме (ст. ст. 560, 563 ГК РФ), передаточный акт при приватизации предприятия составляется и подписывается от передающей стороны не продавцом (РФФИ), а Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом или его территориальным органом (не одновременно с покупателем). Другая сторона - покупатель подписывает передаточный акт как победитель конкурса после заключения с ним договора, полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса, а победитель на аукционе - после заключения с ним договора и полной оплаты имущества п. 15 ст. 18, п. 16 ст. 20 Закона о приватизации). По своей юридической природе решение об условиях приватизации является актом органа исполнительной власти, детализирующим и конкретизирующим прогнозный план (программу) приватизации. По отношению к конкретному предприятию решение об условиях приватизации представляет собой программу (план) приватизации конкретного предприятия.
14.5. Объекты приватизации
Объекты приватизации - это то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации 2001 г. Как уже указывалось, ряд объектов выведен из сферы действия этого Закона: они отчуждаются на основе других федеральных законов. Но Закон о приватизации не содержит перечня объектов, подлежащих приватизации на основе норм данного Закона. Анализ положений Закона о приватизации все же дает основания для вывода: основными объектами приватизации являются имущественные комплексы унитарных предприятий и принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ. Другие виды имущества, указанные в Законе о приватизации, либо входят в состав имущества предприятия (объекты социально-культурного и коммунального назначения), либо хотя и не принадлежат унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но приватизируются одновременно с имущественным комплексом (земельные участки, которыми предприятие как юридическое лицо пользуется на законном основании, например является арендатором по договору аренды). Так, прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества соответственно на 2003, 2004, 2005 гг. не предусматривают иных объектов приватизации, кроме имущественных комплексов унитарных предприятий и принадлежащих Российской Федерации акций открытых акционерных обществ. Объекты приватизации, подпадающие под действие Закона о приватизации, отличаются следующими особенностями (признаками): 1) их отчуждение в частную собственность затрагивает интересы работников, трудового коллектива предприятия в целом. Обеспечение этих интересов диктует необходимость в специальном регулировании. Так, п. 3 ст. 14 Закона о приватизации запрещает унитарному предприятию-субъекту со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до момента перехода права собственности на имущественный комплекс к покупателю или до момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества сокращать численность работников этого предприятия. Статья 17 Закона о приватизации посвящена социальным гарантиям работникам акционерных обществ, созданных в процессе приватизации; 2) сделке приватизации предшествует включение объекта в прогнозный план (программу) приватизации и принятие решения об условиях приватизации конкретного объекта компетентным органом исполнительной власти; 3) приватизация носит возмездный характер; 4) функции продавца федерального имущества от имени Правительства РФ могут выполнять специализированные государственные учреждения (ст. 6 Закона о приватизации). Эти функции возложены Правительством РФ на Российский фонд федерального имущества (РФФИ); 5) по правилам Закона о приватизации отчуждаются объекты, составляющие государственную, муниципальную казну. Имущество, закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не входит в понятие "казна". Унитарные предприятия распоряжаются этим имуществом от своего имени, в установленных случаях - с согласия собственника, и на эти отношения Закон о приватизации не распространяется. В зависимости от того, включены ли конкретные объекты в прогнозный план (программу) приватизации или особенности их приватизации учитываются при приватизации имущественных комплексов, в состав которых они входят, можно выделить самостоятельные объекты приватизации. Самостоятельными объектами приватизации являются прежде всего сами государственные предприятия как имущественные комплексы. Напомним, что ГК РФ различает государственное, муниципальное унитарное предприятие как субъект права - юридическое лицо (ст. 113 ГК РФ) и предприятие как объект права. Предприятие как объект - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В его состав входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также исключительные права (на фирменное наименование, товарный знак, на изобретение и др.). Несмотря на то что в имущественный комплекс входит как недвижимое, так и движимое имущество и даже долги и права по обязательствам, предприятие в целом признается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ). Между тем несколько ранее в ст. 130 ГК РФ дается понятие недвижимости как вещей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, имеются в виду земельные участки и все, что прочно с ними связано (в том числе здания, сооружения, многолетние насаждения, леса). Ясно, что законодатель приравнял предприятие к недвижимости, чтобы ввести в гражданский оборот имущественный комплекс как единый объект вещного права, который в целом может выступать в качестве предмета договора купли-продажи. Если предприятие принадлежит на праве собственности физическому или юридическому лицу, оно отчуждается, сдается в аренду его собственником на основе общих норм ГК РФ (ст. 559 - Договор продажи предприятия, ст. 656 - Договор аренды предприятия). Отчуждение государственных предприятий в собственность физических и юридических лиц производится по законодательству о приватизации. Нормы ГК РФ применяются лишь субсидиарно - к отношениям по отчуждению, не урегулированным Законом о приватизации (п. 4 ст. 3 Закона). Сравним - гражданин или юридическое лицо как собственники продают предприятие по индивидуальной договоренности с конкретным покупателем, а в процессе приватизации предприятие продается на конкурсе, аукционе. При отчуждении частного предприятия кредиторы, даже предупрежденные о продаже, могут потребовать досрочного исполнения либо прекращения обязательств и возмещения убытков или признания договора продажи предприятия недействительным. При приватизации предприятия такие последствия не применяются. До продажи частного предприятия кредиторы состояли в обязательственных правоотношениях не с предприятием (оно в данном случае только объект права), а с собственником этого предприятия. Именно поэтому уже после продажи предприятия продавец и покупатель несут солидарную ответственность перед кредиторами по долгам, которые, будучи включенными в состав предприятия, были переведены на покупателя без согласия кредиторов (ст. 562 ГК РФ). Государство, муниципальные образования по долгам приватизированных предприятий не отвечают. Собственник частного предприятия как должник по обязательствам, связанным с его личностью, должен сам исполнить обязательство, он, таким образом, не вправе передавать подобные обязанности другим лицам, в том числе в составе имущественного комплекса (п. 1 ст. 559 ГК РФ). Что касается приватизации, то по обязательствам, не учтенным в передаточном акте, государство, муниципальные образования ответственности не несут (п. 2 ст. 27 Закона о приватизации). Итак, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). Как выше отмечалось, речь при этом идет об имуществе, не переданном государством-собственником в хозяйственное ведение или оперативное управление унитарным предприятиям и учреждениям. Имущественным комплексом в целом унитарное предприятие распоряжаться не может, соответственно, вопрос о приватизации предприятия решается государством-собственником самостоятельно, и на это не требуется ни согласия трудового коллектива предприятия, ни его директора. Отметим, что на первом этапе приватизации, по Закону 1991 г., возможные варианты приватизации предприятия согласовывались с трудовым коллективом. Другим имуществом, которое как самостоятельный объект приватизации предусматривается в прогнозном плане (программе) приватизации, являются принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. В Законе отражены также особенности приватизации других объектов - земельных участков, на которых предприятия находятся; находящихся на балансе унитарного предприятия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов культурного наследия. Так, земельные участки, хотя они учитываются за балансом предприятия, поскольку используются ими либо на праве аренды, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, включаются в состав имущественного комплекса предприятия (ст. 11 Закона о приватизации). Однако по смыслу ст. ст. 27, 28 Закона о приватизации в итоге оформляется два договора: продажи предприятия и отчуждения земельного участка. Покупателю имущественного комплекса земельный участок, занятый предприятием, продается без конкурса и аукциона, при этом не по рыночной стоимости, а по цене выкупа, установленной субъектами РФ. До этого цена выкупа определяется исходя из указанных в ст. 28 Закона о приватизации минимальных сумм. Надо, однако, иметь в виду, что еще не произошел раздел земли между собственниками - РФ и субъектами РФ. Поэтому на практике, в Москве например, покупатели предприятий пользуются земельными участками под ними, как правило, на основе аренды. Продажа объектов культурного наследия сопровождается возложением на покупателя охранного обязательства. Приобретая их, покупатели знают, что это связано с обременениями по содержанию, сохранению, использованию (включая реставрационные работы, ремонт) объектов. Находящиеся на балансе унитарного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта), коммунально-бытового назначения, если они используются в интересах жителей соответствующего поселения, в составе имущественного комплекса не приватизируются, а передаются в установленном порядке в муниципальную собственность (п. 1 ст. 30 Закона). Подобные объекты, используемые только в рамках самого предприятия, в интересах его работников, могут быть приватизированы. При этом обязательным условием приватизации является использование их по назначению, но не более пяти лет с момента приватизации. Объекты как культурного наследия, так и социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут остаться в распоряжении государства, не включаться в состав имущественного комплекса и в дальнейшем приватизироваться как самостоятельные объекты. В зависимости от формы собственности выделяются объекты государственной и муниципальной собственности. Объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами муниципальной власти самостоятельно, но в порядке (по правилам), предусмотренном Законом о приватизации. В зависимости от возможности и порядка приватизации различается имущество, которое: а) может находиться только в государственной или муниципальной собственности (например, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи" не подлежит приватизации имущество организаций федеральной почтовой связи); б) приватизация которого ограничена (унитарные стратегические предприятия и акции стратегических акционерных обществ включаются в прогнозный план приватизации только после принятия решения Президента РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществах; акции открытого акционерного общества "Газпром", РАО "ЕЭС России" включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании федерального закона); в) приватизируемое в общем порядке и приватизируемое в особом порядке (например, приватизируемые объекты культурного наследия с обременениями, возлагаемыми на покупателя в виде соблюдения охранных обязательств).
14.6. Способы приватизации. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ
Способы приватизации - это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц. Большинство способов приватизации (восемь из указанных в ст. 13 Закона о приватизации десяти способов) - это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации - это различные способы продажи государственного имущества. Способы продажи отличаются друг от друга по совокупности признаков в зависимости от: - места совершения сделки (например, продажа находящихся в государственной собственности акций на территории России или за ее пределами); - особенностей достижения соглашения о цене (на аукционе, например, имущество продается тому, кто больше за него заплатит, а вот на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по единой цене за одну акцию). Начальная цена продажи на аукционе федерального имущества определяется РФФИ на основании отчета об оценке имущества, составленного независимым оценщиком, действующим на основании лицензии на право осуществления оценочной деятельности. В прогнозном плане (программе) приватизации на 2003 г. упоминались в качестве объектов приватизации и такие, которые имеют нулевую стоимость основных средств и до 10 человек работающих. В итоге в ряде случаев стоимость услуг оценщика выше, чем стоимость приватизируемого объекта. Было бы в интересах государства предоставить право РФФИ самому определять рыночную стоимость объекта без привлечения независимого оценщика при небольшой, например до 100 тыс. рублей, балансовой стоимости основных средств, включая стоимость земельного участка. При продаже имущества на аукционе фактические цены могут быть выше рыночных (установленных на основе заключения оценщика о рыночной стоимости объекта): ведь побеждает на аукционе тот, кто заплатит больше первоначальной (рыночной) цены; - выполнения покупателем условий в отношении имущества (продажа на конкурсе); - вида рынка (продажа акций на организованном рынке - на фондовой бирже с помощью брокеров или без обращения к услугам биржевых посредников); - способа выявления покупателя (продажа акций исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления акциями, продажа имущества любому покупателю, кто первым откликнется на публичное предложение о продаже государственного имущества); - по моменту возникновения права собственности (так, при продаже имущества на конкурсе право собственности у победителя конкурса возникает после выполнения им условий конкурса). От продажи следует отличать такой способ приватизации, как внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Такая передача имущества в уставные капиталы может осуществляться как при учреждении открытых акционерных обществ, так и в порядке оплаты дополнительно размещаемых акций при увеличении уставных капиталов обществ (ст. 25 Закона о приватизации). Внесение принадлежащих государству акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ в уставные капиталы акционерных обществ-холдингов достаточно широко применялось в России с самого начала процесса приватизации. В результате были созданы вертикально интегрированные холдинги в топливно-энергетическом комплексе, сфере металлургии и других сферах экономики. Законодатель рассматривает этот способ приватизации и как своеобразную государственную поддержку в виде инвестиций в стратегические для страны акционерные общества (производящие продукцию, имеющую для России стратегическое значение). Так, одним из способов приватизации акций акционерных обществ с балансовой стоимостью основных средств, превышающей пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, является передача их в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ в качестве вклада государства в уставный капитал стратегического акционерного общества. В зависимости от вида собственности федеральное имущество вносится в уставный капитал стратегического акционерного общества - на основании указа Президента РФ, а в иные акционерные общества с долей участия государства - по решению Правительства РФ, имущество субъектов РФ - по решению органа исполнительной власти, муниципальных образований - по решению органа местного самоуправления. Закон устанавливает минимум участия государства в уставных капиталах - доля государства в общем количестве обыкновенных акций акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов акций плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ. По вопросу о стоимости имущества, вносимого государством, его оценки, определения долей акций, принадлежащих государству, Закон о приватизации отсылает к Закону "Об акционерных обществах", законодательству об оценочной деятельности. Как известно, оплата акций производится деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами, другими правами, имеющими денежную оценку. Предприятие в целом как имущественный комплекс не может быть передано в уставный капитал в оплату акций как при первичном размещении акций, так и при дополнительной их эмиссии. При передаче государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал не происходит акта продажи этого имущества. Вместе с тем законодатель считает внесение имущества в уставный капитал возмездным отчуждением государственного имущества, когда в качестве эквивалента государству передаются в собственность акции открытых акционерных обществ (п. 2 ст. 2 Закона о приватизации). В отличие от продажи государственного имущества, где государство выступает в качестве продавца, внесение вклада в уставный капитал открытого акционерного общества является формой оплаты за акции неденежными средствами, т.е. государство здесь выступает в качестве покупателя. К купле-продаже ценных бумаг применяются нормы ГК РФ о купле-продаже, если законом не установлены специальные правила их купли-продажи (п. 2 ст. 454 ГК РФ). В отличие от продажи государственного имущества, в результате которой государство получает реальные денежные средства в бюджет, при внесении государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал существует риск получения ничем не обеспеченных ценных бумаг, риск вывода капитала из-под контроля государства недобросовестным руководством акционерного общества.
14.7. Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество
От способа приватизации путем внесения государством своего имущества в уставный капитал акционерного общества следует отличать передачу имущественного комплекса государственного предприятия акционерному обществу, создаваемому в результате преобразования в него этого предприятия - юридического лица. В качестве способа приватизации законодатель здесь признает само преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество. Однако это не совсем корректно. Преобразование государственного предприятия в другую организационно-правовую форму является видом реорганизации предприятия как юридического лица. Если осуществляется преобразование государственного предприятия в учреждение, т.е. без изменения формы государственной собственности на имущество при реорганизации, такая реорганизация регулируется ГК РФ и ФЗ от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". В иных случаях реорганизация путем преобразования с изменением формы собственности с государственной на частную осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. В результате преобразования негосударственного юридического лица, например полного товарищества в общество с дополнительной ответственностью, общество становится правопреемником товарищества, к нему переходит право собственности на имущество реорганизованного товарищества (п. 2 ст. 218 ГК РФ), а также иные права и обязанности в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Государственному предприятию принадлежит на закрепленное за ним имущество не право собственности, а ограниченное вещное право - право хозяйственного ведения (казенному предприятию - право оперативного управления). Решение о преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество принимает не само государственное предприятие как юридическое лицо, а орган государственной власти. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления на имущество к акционерному обществу не переходят, эти права прекращаются с утратой государственным предприятием своего статуса юридического лица. Государство в лице правительства или Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (в зависимости от того, кто из них указан в качестве лица, уполномоченного принимать решение об условиях приватизации в прогнозном плане (программе) приватизации) принимает решение о прекращении государственного предприятия путем его реорганизации - преобразования в открытое акционерное общество и передачи обществу права собственности на имущественный комплекс предприятия. Государство в результате утрачивает право собственности на имущественный комплекс-предприятие и приобретает право собственности на акции созданного акционерного общества и обязательственные права по отношению к нему как юридическому лицу (п. 2 ст. 48 ГК РФ).
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |