КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в три года. 16 страница
- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; - документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан (п. 3 ст. 10). Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство РФ. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
19.4.2. Информационные ресурсы с ограниченным доступом
Выделение такого вида информационных ресурсов обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также обеспечения обороны страны, безопасности государства. Информационные ресурсы с ограниченным доступом подразделяется на ресурсы, содержащие информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию (п. п. 1, 2 ст. 10 Закона об информации). Порядок отнесения информации к ограниченному доступу определяется законом и собственниками (владельцами) такой информации. 1. Информация, отнесенная к государственной тайне. Правовой режим этой информации определяется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (в ред. от 22 августа 2004 г.). Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, и порядок их определения устанавливаются в Законе о государственной тайне (ст. 5), Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. от 29 мая 2002 г.) "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" и других нормативных актах. Вместе с тем не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: - о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; - состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; - привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; - фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; - размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; - состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; - фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами (ст. 7 Закона о государственной тайне). Доступ к сведениям, отнесенным к государственной тайне, осуществляется в особом порядке на основании допуска к государственной тайне (ст. ст. 2, 21 Закона о государственной тайне). Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений. 2. Конфиденциальная информация. Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона об информации, ст. 2 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене"). В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 23 сентября 2005 г.) "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" выделяются следующие виды информации конфиденциального характера: а) персональные данные. Персональные данные - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (п. 1 Указа Президента РФ N 188). Такие сведения, связанные с личностью гражданина, собираются и хранятся в отделах кадров различных организаций, органах социальной защиты, исполнительной власти, организациях связи, сферы услуг и т.д. Правовой режим персональных данных определяется Конституцией РФ (ст. ст. 23, 24), Законом об информации (ст. 11), а также другими нормативными актами <1>. Законом об информации установлено, что перечни персональных данных должны быть закреплены на уровне федерального закона, который до настоящего времени не принят. -------------------------------- <1> ТК РФ (ст. ст. 85 - 90), СК (ст. ст. 15, 139), Законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (ст. 12) // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340; ФЗ от 12 августа 1995 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 5) // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349, и др.
Сбор, хранение, использование и распространение сведений о личности гражданина и различных сторонах его частной жизни допускаются лишь с согласия гражданина или на основании судебного решения (п. 1 ст. 24 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Закона об информации). Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации ими прав и свобод (п. 2 ст. 11 Закона об информации); б) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства. Охрана таких сведений регулируется уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством. Так, в УПК РФ закреплена норма о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, которые могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (ст. 161); в) сведения, составляющие профессиональную тайну. К ним относятся сведения, связанные с профессиональной деятельностью, т.е. доверенные представителям определенных профессий. Это так называемая врачебная, нотариальная, адвокатская, аудиторская, страховая, налоговая тайна и др. Охрана конфиденциальности таких сведений установлена многими законами: ГК РФ (ст. ст. 946, 1123), НК РФ (ст. 102), Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (ст. 8), Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (ст. 15) <1>, Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" (ст. 33) и др. <2>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813. <2> См. также: Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (ст. 16) // Ведомости СВД и ВС РСФСР. 1993. N 10. Ст. 357; Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (ст. ст. 30, 31, 61) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. N 33. Ст. 1318; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" (ст. 8) // СЗ РФ. 2002. N 21. Ст. 2102; Федеральный закон от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" (в ред. от 10 января 2003 г.) (ст. 7) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 17. Ст. 888, и др.
Например, ст. 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" предусматривает, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. А ст. 15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" обязывает оценщика не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки. Особое место среди сведений, связанных с профессиональной деятельностью, занимает информация, составляющая налоговую и банковскую тайну. Понятие налоговой тайны определено в НК РФ, в котором приводится перечень сведений, образующих ее содержание. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (п. 1 ст. 102 НК РФ). В литературе справедливо отмечается, что налоговая тайна является институтом публичного, а не частного права, и поэтому ставится вопрос об отнесении налоговой тайны к другой категории информации - служебной тайне, так как она связана с деятельностью государственных органов <1>. -------------------------------- <1> Лебедева Н., Еремеев М. Налоговая тайна как объект защиты // Юрист. 2004. N 1. С. 56.
Нет единства мнений и относительно принадлежности банковской тайны к какому-либо виду конфиденциальной информации. Банковская тайна рассматривается и как разновидность служебной тайны, и как подвид коммерческой тайны, связанной с профессиональной деятельностью банка <1>. -------------------------------- <1> Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2003. С. 346; Гизатуллин Ф. О режиме банковской тайны // Хозяйство и право. 2004. N 9. С. 75, и др.
Законодательное понятие банковской тайны отсутствует, но оно может быть выведено из ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. (в ред. от 30 декабря 2004 г.) "О банках и банковской деятельности", которые раскрывают ее содержание. При этом необходимо отметить, что по сравнению с ГК РФ ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предполагает более широкое понимание банковской тайны с точки зрения перечня сведений, ее составляющих, и субъектов, обязанных ее охранять. Коллизия норм указанных статей должна разрешаться в пользу Закона о банках как специального нормативного акта, регулирующего банковскую деятельность <1>. -------------------------------- <1> Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. М., 2005. С. 313.
Исходя из этого можно полагать, что информация, составляющая банковскую тайну, - это сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, иные сведения о клиентах и корреспондентах, установленные кредитной организацией в процессе осуществления ее деятельности. Указ Президента N 188 относит к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, также информацию, составляющую тайну связи. К ней относятся сведения, составляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Запрет на свободный доступ к сведениям, передающимся по средствам почтовой и электронной связи, устанавливается ст. 23 Конституции РФ, законодательством о связи. Так, обязанность операторов связи обеспечить соблюдение тайны связи предусматривает Федеральный закон от 7 июля 2003 г. "О связи" (ст. 63) <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895; см. также Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 // СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1556; и Правила оказания услуг телеграфной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222 // СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1557.
Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям (ст. 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <1>); -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.
г) сведения об объектах интеллектуальной собственности, т.е. сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Правовой режим охраны таких сведений регулируется патентным законодательством <1>; -------------------------------- <1> Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 42. Ст. 2319; Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. N 82 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение" // БНА. 2003. N 46, и др.
д) сведения, относящиеся к служебной и коммерческой тайне. Понятие и признаки указанной информации одинаково формулируются в ст. 139 ГК РФ применительно к информации, составляющей как служебную, так и коммерческую тайну, однако эти виды информации не следует отождествлять. Правовой режим рассматриваемой информации устанавливается законодательством или самими субъектами: объем и состав сведений, относимых к коммерческой тайне, определяется предпринимателями (в локальных актах хозяйствующих субъектов или договорах), а относимых к служебной тайне - государственными органами. Юридическая природа информации, составляющей служебную тайну, ее содержание и соотношение с другими видами информации являются дискуссионными в юридической науке. В узком смысле институт служебной тайны охватывает сведения, связанные с деятельностью государственных органов, в которой аккумулируется информация в области государственного управления, военной, правоохранительной деятельности, а также сведения, составляющие коммерческую, банковскую тайну, персональные данные, которые поступают в государственные (муниципальные) органы от субъектов предпринимательской деятельности и граждан <1>. -------------------------------- <1> Фатьянов А.А. Проблемы формирования института служебной тайны в отечественном праве // Государство и право. 1999. N 4. С. 15 - 18.
В широком смысле служебную тайну понимают как любую информацию, которая стала известна лицу при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не имеет значения, в какой организации работает лицо (государственной или негосударственной) <1>. -------------------------------- <1> Гаврилов Э. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты // Хозяйство и право. 2003. N 5. С. 28.
При таком подходе, по существу, стирается грань между информацией, составляющей служебную и профессиональную тайну. Отличительным признаком служебной тайны должна быть сфера ее формирования и использования - государственное управление. Выделяя служебную тайну в качестве самостоятельного вида информации, Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 определяет ее как "служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна)" (п. 3). Исходя из этого следует признать, что режим служебной тайны может устанавливаться только в государственных органах (федеральных и субъектов Федерации), а также в подчиненных им организациях. Вместе с тем охраняться в режиме служебной тайны должна информация, которая в соответствии с законодательством поступила в эти органы, уже находясь в режиме конфиденциальности, установленном ее обладателем (коммерческая, профессиональная, банковская тайна и др.), а также внутрисистемная информация, генерируемая в самом органе и которую до определенного времени нецелесообразно обнародовать в интересах государственного управления <1>. -------------------------------- <1> Волчинская Е. Информационная безопасность бизнеса: правовые аспекты // Закон. 2002. N 12. С. 5.
Особенности определения информации, относящейся к данной категории, установлены в нормативных актах, регулирующих отношения в различных сферах предпринимательской и государственной деятельности. В частности, Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <1> предусматривает, что сведения, составляющие коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом (ст. 15). -------------------------------- <1> Ведомости СНД И ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 1 ст. 17). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
Информация, составляющая коммерческую тайну, регулируется ГК РФ (ст. 139), Федеральным законом "О коммерческой тайне", а также рядом других законов <1>. -------------------------------- <1> Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст. 15); Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 10) // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (ст. 14) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. N 23. Ст. 821; ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 32) (в ред. от 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; ФЗ от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (ст. 27) (в ред. от 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864, и др.
Закон о коммерческой тайне различает понятия коммерческой тайны и информации, составляющей коммерческую тайну. Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3). Информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (п. 2). Исходя из этого определения можно выделить признаки данной информации: 1) коммерческая ценность; 2) неизвестность третьим лицам; 3) отсутствие свободного доступа к такой информации на законном основании; 4) принятие мер обладателем этой информации к охране ее конфиденциальности (введение режима коммерческой тайны). Вместе с тем не всякая информация, обладающая указанными признаками, может относиться к коммерческой тайне. Перечень сведений, в отношении которых режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, предусмотрен ст. 5 Закона о коммерческой тайне. Это сведения: 1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами <1>. -------------------------------- <1> См., напр., ст. 9 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
Право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений законодательства. Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет этой информацией на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. Если данная информация получена в рамках трудовых отношений, ее обладателем признается работодатель. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право: 1) устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с законом и гражданско-правовым договором; 2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству; 3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации; 4) вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации; 5) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, государственных и муниципальных органов, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности; 6) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации; 7) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем указанных мер, которые должны включать в себя: 1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; 3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; 4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; 5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, предусмотренные п. п. 3 и 5. Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя, а также обеспечивается возможность использования такой информации работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны. Правовой режим коммерческой тайны устанавливается локальными актами юридического лица. При этом в целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан: - ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, а также с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение; - создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности. Режим коммерческой тайны может быть также установлен гражданско-правовым договором. Закон о коммерческой тайне определяет общие правила передачи информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладателем контрагенту по договору и охрану ее конфиденциальности в рамках последнего, а также особые правила, касающиеся выполнения государственного контракта для государственных нужд (ст. ст. 9, 12). Специальные нормы о передаче данной информации по отдельным видам договоров содержатся в гражданском законодательстве (например, ст. ст. 727, 771 ГК РФ). Общей чертой правового режима рассмотренных выше видов конфиденциальной информации является отсутствие к ней свободного доступа. Вместе с тем законом предусмотрена возможность доступа государственных (муниципальных) органов к конфиденциальной информации. Основания и порядок предоставления государственным органам конфиденциальной информации, а также перечень субъектов, имеющих право на получение конфиденциальных сведений, предусматриваются нормами различных отраслей законодательства - банковского, налогового, валютного, таможенного, страхового и др. <1>, а также законами, определяющими правовое положение различных государственных органов (Счетной палаты, органов внутренних дел, прокуратуры, суда и др.) <2>.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |