КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перцептивная функция общения 7 страница
Сходным с убеждением, но специфическим фактором, влияющим на решение судьи, является психологическая установка. Установка относится к уровню неосознанной мотивации и часто предшествует формированию убеждений. Если установка переходит на уровень сознательной самооценки входящих в нее стимулов, то она преобразуется в убеждение. В иных случаях она остается на уровне непроизвольной саморегуляции деятельности. Установки формируются под влиянием широкого круга социальных факторов, действующих на личность в онтогенезе. Установка побуждает человека адаптироваться и усваивать те критерии оценки других людей и формы поведения, которые привычны в данном социуме. Установка обусловливает общесоциальную и профессиональную апперцепцию юриста, т.е. специфическое личностное восприятие специалистом различных аспектов судебной деятельности. Так, В.В.Романов, ссылаясь на исследования Т.Г.Морщаковой1, рассматривает влияние установки на появление судебных ошибок. Согласно приведенным данным, не менее 50% случаев отмены приговоров как не отвечающих требованиям закона, связаны с эффектом психологической установки на принятие судьями приговоров по уголовным делам. В частности, в силу закона апперцепции, установка существенно влияет на направленность интеллектуальных процессов судьи, определяя готовность к определенной форме реагирования на те или иные факты в условиях судебного разбирательства и вынесения приговора. Установка активизирует интеллектуальные процессы юриста, избирательно направляя их на познание и трактовку определенных фактов. При этом важен характер установки: насколько в ней представлен профессиональный опыт, привычка объективно подходить к оценке фактов и доказательств. В этой связи установка может оказывать как положительное влияние на результат заключительного решения судьи, так и способствовать его ошибочности. Судья, имеющий в своей памяти глубокий профессиональный опыт, умеет адекватно и оперативно применить его к решению знакомых судебных задач. Но установка может оказать и негативное влияние в тех случаях, когда судья склонен некритично воспринимать новую ситуацию и решать ее по усвоенному ранее стандарту. В подобных случаях возникает желание принимать решение в связи с субъективной значимостью предыдущих решений по делу, в частности, с предшествующими выводами следствия. Такая установка, во-первых, подсознательно влияет на ведение судьей судебного разбирательства, суживая пределы изучения всех обстоятельств дела и игнорируя некоторые важные для дела детали; во-вторых, такая установка может привести к формированию окончательного убеждения судьи задолго до перехода в совещательную комнату для вынесения приговора. Такие установки могут иметь место и у следователей, обусловливая эффект «субъективной недоступности» при обнаружении и оценке вещественных доказательств. Таким образом, установка судьи полностью опирается на результаты предварительного следствия, приводит к повторению возможной ошибки в постановлении следователя. Снятие неадекватных установок в профессиональной деятельности судьи требует профессионализма, критичности, рефлексии, принципиальности, перевода установок в осознанные убеждения, направляющие юриста к целенаправленной профессиональной деятельности и решению судебных задач на основе принципов законности и справедливости. На формирование установок и убеждений юриста существенно влияют социальные факторы, стимулирующие явления конформизма. На уровне установки наблюдается стихийный непроизвольный конформизм, когда судья привыкает действовать с оглядкой на «вышестоящие инстанции», остерегаясь не судебной ошибки, а неблагоприятных для себя личных последствий. На уровне убеждения наблюдается сознательный конформизм, когда судья произвольно строит свою деятельность с ориентацией не на поиск истины, а на давление свыше, на общественное мнение, на средства массовой информации, которые зачастую неправильно ориентируют общественность, исходя из своих социальных и политических задач. Только профессиональная направленность на осуществление правосудия и принципиальность судьи могут удержать судью от подобных проявлений конформизма и связанных с ним проявлений профессиональной деформации. Приговор, вынесенный на совещании судей, является единственным процессуальным актом, признающим подсудимого виновным или невиновным в совершении преступления и определяющим ему меру уголовного наказания или оправдание. Таким образом, приговор выполняет две основных функции правосудия: установление вины и определение справедливого наказания, адекватного характеру совершенного деяния. Понятие преступной вины является достаточно сложным в теории юриспруденции и может трактоваться по-разному. В отечественном законодательстве господствует положение, согласно которому вина состоит в умышленном (преднамеренном) или неосторожном (непроизвольном) противоправном деянии вменяемого субъекта. Существует и несколько иная точка зрения, согласно которой помимо умысла или неосторожности вина включает в себя еще и нравственную оценку, т.е. признание проявления в содеянном злой воли преступника. На этой позиции базируется суд, призванный быть гуманным («милостивым»). Правильная позиция должна быть компромиссной, т.е. объединять обе точки зрения. Признать преступником можно лишь того человека, который преднамеренно совершил противоправное деяние, проявив свою порочную, злую волю. Если же субъект совершил противоправное действие под давлением непреодолимых обстоятельств, то он вправе рассчитывать на милость правосудия. Однако и в этом случае необходимо тщательное изучение всех обстоятельств происшествия и их соотнесение с качествами личности обвиняемого. Только при этих условиях возможно установить справедливую меру уголовно-правового наказания или оправдать человека. При определении личностных свойств обвиняемого судья должен различать свойства, может быть и неприятные при внешнем восприятии обвиняемого (например, угрюмость, замкнутость, нежелание общаться, неприятные черты внешнего облика), но, как правило, не играющие роли в совершении преступного деяния, от свойств характерологических, которые могут быть непосредственно связаны с преступной направленностью индивида. Это, как правило, его нравственные черты, определяющие социальную направленность его поведения: жизненные цели, взгляды и убеждения, отношение к нормам морали. Антиобщественный, негуманный характер установок личности, цинизм, фанатизм, жестокость, стяжательство и иные индивидуально-психологические свойства личности являются тем субъективным внутренним фактором, через который преломляются объективные обстоятельства, в которых осуществляется противоправное действие. Мы должны установить все объективно сложившиеся условия, которые в совокупности могли повлиять на формирование личности в онтогенезе и характер различных семейно-бытовых, производственных и иных конфликтов, в которых оказался обвиняемый. Однако суд должен установить, мог ли субъект активно противостоять грозящей ему ситуации. В одном случае человек действует импульсивно, противодействуя явному насилию и совершает противоправное действие в условиях превышения необходимой самообороны (например, сталкивает насильника с моста в реку). Однако существует множество жизненных ситуаций, в которых субъект способен сделать нравственный выбор. Критерии такого выбора чрезвычайно важны для суда в оценке личности обвиняемого. Например, обвиняемый отрицает свою вину, считая себя жертвой тяжелых социальных обстоятельств: он не имел работы и возможности содержать семью, пошел в наемники, чтобы убивать других людей, не причинивших ему никакого зла. В нем, в интериоризованном плане, уже существовала программа преступного поведения, которая легко реализовалась в сложившихся объективных обстоятельствах. Человек не является пассивным объектом влияния среды, поскольку он имеет возможность выбора. Поэтому далеко не все объективные социальные обстоятельства оцениваются судом как смягчающие вину, кроме тех, которые предусмотрены законом. В основу определения вины и меры наказания суд определяет характер, тяжесть и социальную опасность совершенных противоправных действий; оценивает способ совершения преступления, степень его осуществления (стадия подготовки, покушение, окончательное осуществление), роль обвиняемого в структуре группового преступления, наличие рецидива и т.п. Большую помощь в принятии решения и определении справедливой меры наказания может оказать судьям заключение судебно-психологической экспертизы, однако выводы экспертизы должны приниматься во внимание только при подтверждении их совокупностью всех других обстоятельств дела. Например, суд не учел при вынесении приговора судебно-психологической экспертизы по делу К., обвинявшегося в умышленном убийстве и мошенничестве. Эксперт утверждал наличие у обвиняемого состояния физиологического аффекта, хотя временные характеристики действия, количество и характер телесных повреждений на теле потерпевшего, мотивация действий обвиняемого не соответствовали признакам аффекта. Сомнение у суда вызвало также полученное на основе стандартных тестов мнение эксперта о честности, скромности и правдивости подсудимого, что не подтверждалось материалами судебного разбирательства. Отягчающим вину подсудимого обстоятельством суд считает повторность, систематичность совершения преступлений, которая свидетельствует об устойчивости криминальной направленности обвиняемого и которая должна быть учтена при определении справедливой меры наказания. Обстоятельством, которое может смягчить меру наказания, служит чистосердечное публичное признание своей вины. Однако это должны быть не те вынужденные признания, которые получали судьи церковной инквизиции в пыточных подвалах или соратники Берии в своих казематах. Надо определить искренность признания вины, чистосердечность переживаемого раскаяния в содеянном, готовность искупить свою вину, которые высказывает подсудимый в своем последнем слове. Осознание своей вины и раскаяние оказывается той кульминационной точкой эмоционального состояния, на уровне которой обозначается перестройка мотивации и готовность подсудимого к ресоциализации. Структура выносимого приговора суда должна соответствовать требованиям закона и обычно включает в себя три части: вводную, мотивировочную и резолютивную (ст.ст. 332-335 УПК Украины). Приговор составляется одним из судей и подписывается всеми участвующими в совещании судьями. Особое мнение должно излагаться отдельно в письменном виде. Обоснование судебного решения должно содержать краткое изложение криминального события, анализ доказательств и доводы, на основании которых суд признал или не признал определенные доказательства. Решение о наличии вины и определение меры наказания должно быть выражено четко и категорично, чтобы при исполнении приговора не возникало никаких сомнений. Суд должен предусмотреть не только меру наказания, но и условия его отбывания в ИТУ определенного режима. Вынесение приговора должно реализовывать не только карательные, но и воспитательные функции правосудия, поэтому суд должен получать информацию о реализации приговора, о воспитательном эффекте пребывания осужденного в исправительно-трудовом учреждении, а также о поведении условно осужденных. Характер поведения осужденного в местах отбывания наказания, его готовность к исправлению учитывается при решении о досрочном или условно-досрочном освобождении осужденного. Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоит специфика судебной деятельности в уголовном процессе? 2. Какова психологическая структура уголовного процесса? 3. В чем состоят функции познавательных процессов при проведении судебных расследований по уголовным делам? 4. Какие свойства познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления) выступают в качестве профессионально важных способностей юриста? 5. В чем состоит сущность коммуникативного взаимодействия сторон в судебном процессе? 6. Охарактеризуйте особенности допроса и дискуссии в судебном разбирательстве 7. Какие требования предъявляются к содержанию и форме судебной речи юриста-оратора? 8. Назовите и охарактеризуйте основные структурные части судебной речи 9. В чем состоит психологическое значение последнего слова подсудимого? 10. Охарактеризуйте процесс составления приговора и требования, предъявляемые к нему Глава 8 8.1. Общая характеристика профессиограмм Деятельность юриста относится к интеллектуальным видам труда, поскольку в ее психологической структуре доминирует когнитивный компонент, т.е. основные профессиональные функции юриста требуют высокой активности мышления (аналитико-синтетических и логических операций), речи в ее монологической и диалогической формах, долговременной и оперативной памяти, устойчивости внимания, воображения. При этом данная деятельность как сложная система включает в себя и другие психические функции, во взаимодействии с которыми она обусловливает способность юриста к эффективному решению профессиональных задач. По классификации профессий деятельность юриста относится к гуманитарным видам профессий типа «человек – человек» («человек – группа» и «человек – общество»), поскольку она связана с постоянным взаимодействием с людьми. В своей деятельности юрист сталкивается с необходимостью оценивать поступки людей с позиций норм права и закона. При этом он наблюдает самые разнообразные проявления активности людей в самых кризисных ситуациях их жизни и должен решать их судьбу на основе норм правосудия. Поэтому данная профессия несет в себе высочайшую социальную значимость и ответственность. Значимость и престижность юридического труда всегда была достаточно высокой, но особо популярной эта профессия становится в настоящее время, когда в обществе происходят кардинальные перемены в социально-экономической структуре государства и связанные с ними существенные изменения в жизни людей; когда обостряются как позитивные, так и негативные проявления в их личных и коллективных взаимодействиях. Молодой человек, выбирающий для себя профессию юриста, должен оценить не только ее социальную престижность, то также ее высокую ответственность на пути служения правосудию. Чтобы глубже понять сущность юридической профессии, необходимо произвести психологический анализ ее общей структуры, т.е. построить профессиограмму (модель) данного вида деятельности, а также дать анализ тех психологических качеств, которые являются профессионально важными свойствами личности юриста и образуют психограмму (см. рис.9). На этой схеме представлена расширенная профессиограмма деятельности юриста, включающая также перечень профессионально важных свойств. Данная схема (модель) отражает основные и общие для всех видов юридической деятельности структурные компоненты. И в то же время эта модель может быть расширена за счет анализа специфических особенностей конкретных юридических профессий: судьи, следователя, адвоката, прокурора. В качестве общих характерных особенностей юридического труда следует отметить то, что данная деятельность представляет собою сложную социальную открытую систему, поскольку она включена в более широкий контекст правовой системы общества и решает поставленные государством задачи правосудия, личной и общественной безопасности, борьбы с преступностью. На этой основе в процессе профессионального обучения у субъектов юридического труда формируется соответствующая профессиональная мотивация, включающая в себя сложный комплекс потребностей, интересов, идеалов и убеждений. В структуре мотивации юриста особую роль играют такие побуждения, как стремление к справедливости, любовь к истине, чувство долга, патриотизм, ценностные ориентации. Мотивация личности специалиста очень динамична, она изменяется под воздействием различных внешних социальных и субъективно-психологических факторов, поэтому в конкретных условиях профессиональной деятельности мотивация либо закрепляется и расширяется, либо начинает деградировать, проявляя тенденцию к профессиональной деформации. Профессиональная целенаправленность юриста включает в себя стремление служить правосудию, отстаивать справедливость, защищать права и интересы граждан. В целеполагание включается также прогнозирование – предвидение юристом своей конкретной деятельности в роли адвоката, судьи, прокурора, следователя, юрисконсульта и др. Система практических действий юриста служит для реального осуществления его стратегических и тактических профессиональных целей и проявляется в виде решения конкретных правоприменительных задач: составление документации, проведение допроса, осмотр места происшествия, следственный эксперимент, подготовка судебной речи, составление приговора. Наблюдая и оценивая результаты своих действий в процессе подготовки и проведения судебного разбирательства, характер вынесенного приговора, юрист приходит к выводам об успешности или неуспешности этих действий, в связи с чем считает свою цель достигнутой или нет. Оценка и учет результативной информации образует процесс обратной связи, которая замыкает указанную последовательность интериоризованных и экстериоризованных действий в единую саморегулирующуюся функциональную систему профессиональной деятельности юриста. Обратная связь имеет санкционирующий характер, так как на ее основе субъект деятельности – юрист либо считает свою цель достигнутой и планирует переход к решению новых профессиональных задач, либо возвращается к прежней задаче с целью ее пересмотра и коррекции. В любом случае результативная информация влияет на перестройку последующей деятельности специалиста, поскольку способствует либо закреплению исходной мотивации и целенаправленности, ее дополнению и совершенствованию, либо деформирует ее, в связи с чем мы наблюдаем либо повышение профессионального мастерства, либо профессиональную деформацию. Юридическая деятельность, как отмечалось выше, имеет интеллектуально-практический характер, причем основная нагрузка в ней падает на интеллектуальные действия – интериоризованные операции, посредством которых осуществляется построение программы деятельности и определяются практические методы ее выполнения. На рис.9 схематически показана система профессионально важных свойств личности, образующих психограмму юриста. Эти свойства выступают в качестве средств переработки правоведческой информации и могут быть отнесены к трем основным категориям психических функций: когнитивных, коммуникативных и регулятивных. К когнитивным (познавательным) функциям мы относим мышление, речь, мнемические процессы, сенсорные процессы (восприятие), внимание, воображение. Указанные на схеме свойства этих процессов профессионально необходимы для юридической деятельности любого профиля, и в то же время получают определенное преимущество в конкретной профессии. Так, в деятельности адвоката особую роль приобретает речевая активность, распределенность внимания, владение способами доказательства и опровержения, оперативность памяти и т.п. К регуляторной сфере деятельности юриста следует отнести эмоциональные свойства: гуманность, честность, патриотизм, ответственность; к волевой сфере – принципиальность, организованность, настойчивость, лидерство. К коммуникативной сфере личности юриста следует отнести такие свойства, как информативность (социальная активность, способность к приему и передаче вербальной и образной информации), интерактивность (способность к взаимодействию, общительность, коллективизм). Естественно, что указанные профессионально важные свойства юриста, обеспечивая решение разнообразных по содержанию и трудности профессиональных задач, совершенствуются и развиваются в этом процессе, повышая эффективность системы деятельности в целом. Профессиограмма и психограмма в своем единстве образуют психологический портрет личности конкретного юриста. Принципы построения психологического портрета специалиста должны использоваться как в процессе профотбора, так и в служебной характеристике специалиста правоохранительной системы. В отличие от обычных формальных и пустых производственных характеристик, психологически обоснованная характеристика – психологический портрет личности – может стать надежным основанием для адекватной оценки личности юриста и прогнозирования его профессиональной эффективности. Юридическая деятельность характеризуется многообразием решаемых правоохранительных задач, в соответствии с чем существуют различные виды юридических профессий, связанных с судопроизводством: следователя, судьи, прокурора, адвоката, а также профессий, связанных с решением правовых проблем граждан: юрисконсульт, нотариус и др. Психологическая структура деятельности следователя рассматривается в гл. 9. 8.2. Психологическая структура деятельности судьи Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Он уполномочен выступать как представитель Закона и Государства. Все действия судьи жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний (ст.18 УПК Украины), поскольку только такая независимость от различных внешних и внутренних факторов (политических, материально-экономических, личностных) может обеспечить объективность и справедливость решений, принимаемых судьей или судебной коллегией в ходе судебного расследования. При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит лидерствующая роль, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения. Деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач. 1. Исследование материалов предварительного следствия и всех относящихся к нему документов. Познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение из множества документов основной юридически значимой информации. В ходе такого исследования у судьи формируется собственная концептуальная (мысленная) модель изучаемого явления: понимание позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе; сущность криминогенной ситуации в уголовном процессе. Характер предварительного следственного заключения обладает суггестивным свойством, т.е. способностью оказывать внушающее влияние на оценку ситуации судьей. Поэтому так важно, чтобы судья умел проявлять принципиальность, независимость и самостоятельность в оценке результатов предварительного следствия. Иногда именно в конформизме судьи кроются исходные причины ошибочных заключений суда. 2. На основании изучения и оценки результатов предварительного следствия судья выносит решение либо о возврате дела на доследование, либо о предании подозреваемого суду. Судья проводит распорядительное заседание, где единолично или вместе с судебными заседателями и с участием прокурора рассматриваются основания для предания обвиняемого суду (ст.ст. 242, 243 УПК Украины), после чего дело поступает на подготовку к рассмотрению в судебном заседании. 3. В процессе рассмотрения материалов предварительного следствия и анализа оснований для предания обвиняемого суду, у судьи формируется первоначальная, вероятностная модель изучаемого события, включающая гипотезу о степени виновности подозреваемого лица и проект будущего приговора. Однако такая модель лишь исходный стимул для организации судебного разбирательства, в ходе которого должна быть сформирована достоверная модель на основе тщательной проверки всех аспектов вероятностной модели. 4. В процессе судебного разбирательства судья тщательно анализирует всю доказательственную информацию, поступающую в форме показаний от обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов. При этом судья должен в многообразии противоречивых показаний выделять и оценивать главное – суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального камуфляжа, разных форм конформизма, самооценки и личностных притязаний участников судебного процесса. Судья должен определить подлинные интересы и стремления людей, их нравственные принципы, знать закономерности их индивидуального и группового поведения. 5. Судья также должен осуществлять дисциплинарно-регулирующую функцию в управлении процессом судебного следствия: сдерживать эмоции и конфликтные, агрессивные проявления сторон. Судья не должен допускать резких, грубых и оскорбительных реплик сторон в адрес друг друга, отклонений от рассмотрения существа дела и строго вести судебное заседание в направлении поиска истины. Судья также должен контролировать реплики своих коллег (адвокатов, экспертов), с тем, чтобы они строили свои обвинения, доказательства pro и contra, формулировали вопросы строго в рамках закона и процессуальных требований, отводя вопросы и реплики, не отвечающие этим требованиям. В сложной многолюдной обстановке судебного заседания судья должен выступать как дирижер большого оркестра, способный заставить все инструменты, играющие разные партии, вплетаться в общий ритм, основной темп. Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания. Важен характер взаимоотношений судьи со своими коллегами как членами общей профессиональной группы. Оптимальный стиль поведения судьи – демократический. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, не нарушать их равноправность. 6. Судья выполняет ведущую роль также на завершающей стадии судебного заседания – составлении и оглашении приговора суда. Председательствующий (судья) выслушивает и учитывает мнения всех членов судебной коллегии, но имеет право решающего голоса и выступает последним. Здесь окончательно оцениваются и обобщаются результаты проверки в суде всех представленных доказательств и должно быть обеспечено принятие обоснованного, законного приговора суда. Зачитывая приговор суда, судья еще раз подчеркивает свою лидирующую функцию представителя Государства и Закона. Следует отметить, что на всех этапах судебного разбирательства, и особенно на его завершающем, судья должен наглядно и публично демонстрировать основные социальные функции суда – правоохранительную и воспитательную. Суд решает важные социальные проблемы правовых отношений граждан, защиты их чести, достоинства, прав и свобод, применяя закон в условиях гласности и наглядности для населения. Общественность обычно очень внимательно следит за деятельностью суда, оценивая организацию, правовые основы, культуру и результативность действующей в стране правоохранительной системы. Граждане так или иначе связаны с системой судопроизводства, будучи либо в роли участников этого процесса, либо будучи информированы о деятельности суда через средства массовой информации. Поэтому суды, ведущую роль в которых выполняет судья, оказывают непосредственное воздействие на формирование правосознания и правозаконного поведения граждан. При этом суд воздействует на следующие аспекты общественного мнения: – способствует формированию правосознания граждан; – создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения; – высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника; – судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики. Обращаясь к общей профессиограмме и психограмме юриста В мотивационной сфере деятельности судьи следует выделить такие качества, как уважение к закону, стремление служить правосудию и в соответствии с законом решать гражданские и уголовные дела, использовать результаты судебных процессов для воспитания правосознания граждан и профилактики преступности. В сфере целеполагания и постановки профессиональных задач судья характеризуется разнообразием выполняемых им функций и решаемых задач, рассмотренных нами выше. К таким профессиональным задачам мы отнесли: подготовку, организацию и проведение судебного разбирательства, контроль и регуляцию действий участников судебного заседания в соответствии с процессуальными нормами, подготовку и оглашение решения суда. В осуществлении всех стадий судебного разбирательства судья сохраняет свою лидирующую роль. На стадии практического завершения судебного процесса судья составляет и оглашает судебное заключение-приговор, оформляет необходимую документацию. Здесь требуется высокая правовая эрудиция, знание законов, высокая ответственность, умение оформлять документацию в соответствии с процессуальными нормами, требованиями юридической культуры и логики. На этой же стадии судья должен проанализировать и правильно оценить результативную информацию с тем, чтобы учесть ее и творчески использовать в своей дальнейшей практике. Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде, судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказанию помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |