Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части




От 29 ноября 2007 г. № 48

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАКОН ГЛАСИТ

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25. Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

 

Формальная определенность достигается особыми требованиями к правовому языку, стилю изложения. В нормативных правовых актах запрещаются все приемы изложения, препятствующие определенности: использование метафор, уменьшительно‑ласкательных слов, стихотворной формы, вопросительных и восклицательных предложений и т. п. В то же время четкость внешнего выражения неписаного права, например, обычая, достигается иными способами: вполне достаточно, если субъекты права понимают правила и единообразно их исполняют.

Право должно содержать положения, однозначно понимаемые субъектами, адресатами норм. Это является условием их одинакового исполнения и, как следствие, порядка в общественных отношениях.

Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Системность в право вносится законодательно: закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, законодатель обязательно должен согласовывать их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Эффективность права также находится в прямой зависимости от его системности. Ярким проявлением этого свойства является система права, которая выражает внутреннее строение права, его деление на отрасли и институты. Упорядочена и система законодательства, в которой также выделяют отрасли и институты.

С системностью связана иерархическая организация права. Право не может быть массивом равноденственных правил: одни нормы обладают большей силой, другие – меньшей и не должны противоречить первым.

Нормы высшей юридической силы заключены в основном законе государства – конституции, меньшей силы – в федеральном законе и далее – постановления, приказы, инструкции и т. п. Противоречие недопустимо для права, так как в противном случае на один вопрос о содержании правомерного поведения оказывается несколько разных ответов. Для преодоления противоречий право содержит самозащитные механизмы: толкование, судебные процедуры.

Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально‑экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Этот признак может входить в некоторое противоречие с требованием стабильности права, но постепенное развитие права не должно обострять эти принципы.

Вместе с тем чрезмерный динамизм дестабилизирует право, лишает его социальной ценности. К сожалению, современное отечественное законодательство страдает данным недостатком. В законы чрезмерно часто вносятся изменения, принимаются новые редакции измененных законов. Например, Уголовный кодекс РФ за 13 лет изменялся 68 раз, в часть вторую Налогового кодекса РФ за 9 лет вносились изменения 138 раз. Даже Конституция РФ претерпела 12 изменений за 15 лет. Такая изменчивость законодательства в некоторой степени может объясняться реформированием всех сфер общественной жизни.

Антиподом динамизма выступает стабильность. Это важное свойство нельзя уподоблять консерватизму, когда любой ценой, несмотря на очевидное устаревание, сохраняется имеющееся предписание. Однако стабильность – важнейшее свойство права. Общество должно ознакомиться с нормой, приобрести навыки пользования ею, ощутить ее последствия – для этого нужно время. Наиболее полно этим свойством обладают правовые обычаи, которые долго формируются, существуют неопределенный длительный период времени, благодаря чему вносят в общественные отношения необходимую стабильность. Наиболее изменчивой формой права является нормативный правовой акт, который подчиняется воле государства, которое его издает, отменяет, изменяет. Эта изменчивость нередко является результатом недостаточно проработанных, слабо подготовленных нормативных текстов.

Право предоставляет равный масштаб свободы в отношении разных людей. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, устанавливать равенство всех людей перед законом и судом. Идея социальной справедливости также опосредуется правом.

Важным признаком позитивного права является охрана его государством, которое поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой. Далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются исключительно добровольно, в силу внутреннего убеждения. Часть населения подчиняется требованиям предписаний лишь в силу того, что опасается применения государством санкций. Государственная охрана правовых норм включает в себя принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Эти меры позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе.

Право обладает представительно‑обязывающим характером. Именно этот признак играет большую роль в разделении права с иными регуляторами общественных отношений, в том числе с моралью и религией. Особенность права состоит в том, что оно одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность. Например, по договору купли‑продажи покупатель вправе получить нужную ему вещь, но это право он реально сможет осуществить только тогда, когда продавец отдаст вещь покупателю. В то время как в моральных отношениях нет обязанной стороны, а в религиозных отношениях всегда одна сторона известна – это верующий, вторая выступает нематериально, кроме того, ее права и обязанности не определены и, во всяком случае, не подчиняются государственным законам. Правовое регулирование может быть эффективным только в случае двух сторон правового отношения: обязанной и управомоченной. Отсутствие одной из сторон, четкой зависимости «правообязанносить» существенно снижает качество законодательства и может препятствовать реализации права.

Признак письменности характеризует право именно как институционное образование, поскольку этот признак характеризует право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру.

С самых первых страниц юридической истории оболочка права привлекала самое пристальное внимание. Ранее уже упоминались законы, вырубленные на камне, агрокалендари, но известны и другие формы, например берестяные свитки, современные газеты. Объединяет все перечисленные документы их письменная форма. Имеются исключения для тех форм права, которые не могут быть письменными по своей природе, сущности. К таковым относятся обычаи.

Тот факт, что правовые акты предназначены для организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе «государство – общество». Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с их содержанием. Именно в связи с официальным характером нормативных правовых актов устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц. Способы осуществления этой деятельности за прошедшие столетия развивались и совершенствовались. Ввиду отсутствия периодических печатных изданий и всеобщей безграмотности требование письменной формы не могло быть осуществлено ранее XX века. Оглашение на площади, вырубание на камнях – вот первоначальные способы доведения до сведения. Но с развитием общества эти способы были потеснены более продвинутыми технологиями.

Современная позиция законодателя, основанная на Конституции РФ, выглядит как требование о безусловной необходимости официального опубликования нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан в нашем государстве, которое впервые было установлено в 1990 году.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.