Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как целостная социально-культурная технология 2 страница




Существующая в стране сеть социально-культурных учреждений и организаций вносит посильный вклад в работу по социальной защите и реабилитации пожилого населения и инвалидов, используя доступные для себя технологические возможности.

Важное место в реабилитационном процессе принадлежит библиотерапии. Россия, как и большинство других государств, признала Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994), в котором, в частности, специально сосредоточено внимание на правах особых групп пользователей. В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» (1994) и в ряде законов, принятых субъектами Российской Федерации, устанавливается, что «слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках» и что «пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ» (статья 6, пункты 2,3). В нашей стране накоплен опыт реализации специальных государственных и региональных программ, предусматривающих библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями. Разработанный с целью развития библиотечного дела проект федеральной программы «Система библиотечного обслуживания инвалидов в Российской Федерации» был поддержан библиотеками регионов, общественными организациями и послужил основой для долгосрочного планирования на местах.

Говоря о специализированном библиотечном обслуживании инвалидов в стране, следует отметить такие события, как открытие библиотеки для слепых в Москве (1920), реорганизация в 1954 году Московской городской библиотеки для слепых в Республиканскую центральную библиотеку для слепых (ныне Российская государственная библиотека для слепых - РГБС), которая стала методическим центром для формирующейся в краях и областях, автономных республиках Российской Федерации сети специальных библиотек для слепых (в 1956 году - 20 библиотек, в 2001 году - 72 библиотеки, включая РГБС). В 1969 году была открыта Центральная научная библиотека Всероссийского общества глухих, деятельность которой направлена на укрепление приклубных библиотек, находящихся в ведении общества.

В 1961 году в России на базе Республиканской центральной библиотеки для слепых была организована первая студия по производству «говорящих» книг. В настоящее время основным производителем «говорящих» книг является Издательскс-полиграфический тифлоинформационный комплекс «Логос» ВОС (ИПТК «Логос» ВОС)= Комплекс осваивает новую технологию в производстве «говорящих» книг. Он также осуществляет выпуск и некоторых рельефжнгочечных и крупнопечатных изданий (журналы «Наша жизнь», «Школьный вестник» и др.). За год выходит около 350 названий «говорящих» книг (1 млн. часов звучания). «Говорящие» книги издаются за счет федеральных средств. Они распределяются бесплатно по специальным библиотекам (72) и школам для слепых (40). Для прослушивания «говорящих» книг, у которых скорость движения ленты составляет 2,38 см/сек, используются специально приспособленные магнитофоны (типа «Панасоник»).

В отдельных библиотеках начинают применяться методы психологической адаптации незрячих, проводятся «лечебные чтения», основанные на применении библиотерапии. Библиотеки ведут самостоятельную запись книг, отвечающих запросам незрячих читателей.

На развитие социокультурной деятельности библиотек большое влияние оказывает внедрение в библиотечную практику современных компьютерных технологий, которые дают возможность быстрого доступа инвалидам к фондам, электронным каталогам и базам данных. В библиотеках для слепых находят применение вспомогательные средства к компьютерам (брайлевский дисплей, или синтезатор речи), которые обеспечивают слепым одинаковые со всеми остальными пользователями условия доступа к информации. Для того, чтобы читатели могли использовать технические средства для самостоятельного получения информации, специалисты библиотек обучают желающих работе на них.

За последние годы расширился видовой состав фондов. В библиотеках появились новые виды изданий - электронные на CD-ROM и дискетах, компакт-диски с лучшими произведениями литературы и искусства, крупнопечатные издания. К сожалению, в настоящее время новые типографские издания рельефноточечной литературы пока поступают в библиотеки довольно редко.

В Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово, Саратове, Ставрополе, Перми, Казани и в других городах при библиотеках для слепых созданы автономные студии звукозаписи, тифлоинформационные комплексы, что позволяет значительно расширить круг доступной незрячим озвученной, крупнопечатной и рельефно-точечной литературы (в том числе на национальных языках). Богатый опыт в этом отношении накоплен в РГБС, производящей запись звуковых сборников, книг по тифлологии и других изданий, отвечающих запросам незрячих специалистов и студентов.

Специальные библиотеки органично входят в систему социальной защиты инвалидов, их реабилитации, устанавливают тесные контакты со службами для инвалидов. В то же время далеко не все инвалиды в стране могут получить специализированное библиотечное обслуживание по месту жительства, поскольку специальные библиотеки и их филиалы обычно располагаются лишь в крупных городах и населенных пунктах. Обслуживание по почте ограничивает свободу выбора литературы и не может возместить всех преимуществ межличностного общения.

Обширная реабилитационная работа, направленная на активное участие лиц с ограниченными возможностями социокультурной жизни, на интеграцию их в общество, базируется на использовании широкого комплекса технологических возможностей библиотерапии.

Этот комплекс предусматривает:

• организацию библиотечного обслуживания лиц с ограниченными возможностями на таком же качественном уровне, который гарантирован населению в целом;

• формирование библиотечных фондов литературы на специальных носителях информации, создание шформационно-библиографиче-ских ресурсов, осуществление библиографического учета литературы специальных форматов и её отражение в каталогах и базах данных;

• организацию досуговой деятельности и общения инвалидов и лиц пожилого возраста с деятелями культуры и искусства, представителями общественности и деловых кругов;

• оснащение библиотек современными техническими средствами, компенсирующими дефекты, а также новыми технологиями, адаптированными к нуждам читателей с ограниченными возможностями.

Социокультурная деятельность библиотек для лиц с ограниченными возможностями призвана обеспечить их свободный и беспрепятственный доступ к информации, социальной реабилитации и интеграции. В этих целях библиотерапевтические технологии реализуются в настоящее время как в рамках специализированного, так и интегрированного библиотечного обслуживания.

К культурному развитию этой категории читателей, их библиотечному обслуживанию активно подключились публичные, юношеские, детские и другие библиотеки. Пополняются фонды литературы на специальных носителях информации, которые являются основой ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности библиотек.

Осуществляя социально-реабилитационную функцию, библиотеки уделяют первостепенное внимание вопросам помощи инвалидам в их трудовой и общественной деятельности, расширения культурного кругозора. В библиотеках для слепых эта работа направлена на освоение навыков ориентировки в пространстве, повышение уровня самообслуживания (элементарную реабилитацию) и др.

Важным элементом социокультурной деятельности библиотек является информационно-библиографическое обслуживание.

Однако на пути дальнейшего внедрения социально-культурных технологий в области библиотерапии остается ряд препятствий, которые значительно сужают сферу использования решения библиотечного дела в интересах лиц с ограниченными возможностями. Среди них - недостаточное финансирование библиотек; неприспособленность библиотечных зданий для работы в них людей с физическими ограничениями; отсутствие книг специальных форматов и технических средств для инвалидов в публичных библиотеках; профессиональная и психологическая неподготовленность библиотекарей к работе с читателями, имеющими различные дефекты.

Развитие библиотерапии тормозится из-за отсутствия соответствующих стандартов и руководства по библиотечному обслуживанию лиц с ограниченными возможностями.

Пока не получила должного развития и система интегрированного обслуживания. Оно сдерживается неготовностью библиотек других типов, в которых не налажена такая деятельность, предоставлять полноценные услуги инвалидам, а также слабой профессиональной подготовкой кадров и ограниченными масштабами издания литературы специальных форматов.

Использование в реабилитационном процессе рекреационных зон досуга и творчества

Актуальной проблемой было и остается полноценное использование рекреационных зон досуга и творчества в интересах людей, нуждающихся в социальной защите и помощи. Доступными и популярными среди разных возрастов являются в этом отношении клубы и Дома культуры.

Социально-культурная деятельность инвалидов и лиц пожилого возраста в учреждениях клубного типа весьма многообразна, и в каждом из таких клубных центров принимаются, как правило, свои неординарные решения. Тем не менее, во всех случаях преобладающим направлением является адресная помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями через творческое общение, вовлечение их в творческие акции (праздники, конкурсы, фестивали), в клубные объединения, самодеятельные коллективы и студии, другие формы досуга, спорта, развлечений, приобщение к традиционным художественным промыслам и бытовым ремеслам.

К числу уникальных форм, позволяющих увидеть и сопоставить друг с другом множество самых разных социально-культурных технологий, с полным правом относятся фестивали. Фестивальное движение активно вовлекает людей с ограниченными возможностями в творческую деятельность. Идея фестивального движения зародилась в начале 90-х годов. Крупной акцией, выдвинутой по инициативе ВОИ и поддержанной Правительством Российской Федерации, стало проведение первого Всероссийского фестиваля творчества инвалидов (1991-1992).

Характерной чертой фестивалей является их открытая социальная направленность. К участию в проведении такого крупного социально-культурного мероприятия приглашаются все субъекты Российской Федерации, каждый город и сельский район, где функционируют первичные организации инвалидов. Многие региональные организации инвалидов, опираясь на сложившую структуру своих организаций, поддержку местных органов власти, органов и учреждений социальной сферы (культуры, образования, социальной защиты населения) и средств массовой информации, привлекают к участию в фестивалях десятки и сотни своих членов. Показательно, например, что на начальном этапе первого Всероссийского фестиваля, прошедшего в 54-х регионах страны, непосредственно участвовали более двадцати тысяч лиц с ограниченными возможностями.

Заключительные мероприятия всероссийских фестивалей инвалидов - плоды длительного и сложного процесса, показатели уровня общей и художественной культуры этой части населения.

В России издавна и традиционно использовалась практика участия деятелей театрального искусства в социально-культурной реабилитации и поддержке людей с ограниченными возможностями, которые считали своим долгом проявить милосердие и заботу о сиротах, престарелых, инвалидах, устраивали в их пользу благотворительные вечера, концерты, спектакли, переводили деньги в специализированные учреждения, делали разнообразные подарки.

Кроме того, театры начали осваивать арттерапевтические технологии, появляются новые формы социально-культурной реабилитации детей и взрослых-инвалидов средствами искусства. Например, в 1962 году в Москве был создан первый профессиональный Театр мимики и жеста. Это явилось важным шагом в вовлечении в сферу культуры людей, не обладающих слухом, не только в нашей стране, но и за рубежом. Вскоре подобные профессиональные коллективы появились в США, Испании. ГДР, Швеции, Китае и других странах. Зрителями этого театра являются не только инвалиды, но и здоровые люди. На основе опыта Театра мимики и жеста жестовая речь стала использоваться на кино- и телеэкранах.

Интересной и весьма плодотворной творческой помощью лицам с ог-раничеными возможностями наполнена деятельность Новосибирского Академического молодежного театра «Глобус». Совместно с Управлением социальной поддержки мэрии г. Новосибирска театр разработал и реализует пять благотворительных проектов.

Всеобщее признание получил всероссийский фестиваль особых театров «Про-театр». Цель этого фестиваля - поддержка театрального творчества людей с особенностями развития; помощь в становлении и развитии особых театров в России; он будет способствовать интеграции и в целом поддержит прогресс гуманизации общества.

В России действует около 70 так называемых особых, «проблемных» театров, так называемых «пгхигеатров». Это вполне самостоятельные театральные коллективы, объединяющие людей с особенностями развития: слабослышащих, слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с проблемами умственного, психического развития, с соматическими и генетическими заболеваниями и т. д. Обращает на себя внимание жанровое разнообразие их творческой деятельности. Это камерный театр; пластический театр, театры моды, фольклорного, циркового, кукольного, музыкального, драматического искусства, литературного творчества, мюзикла, постановки жестовой песни, эстрадных миниатюр, комедийного водевиля, истории в костюмах, рождественских историй, балета, клоун-мим-шоу, эстрады, иллюзорного мира и др.

Обширный ряд социально-культурных технологий связан с музыкальной терапией. Диапазон методик и способов, накопленных специалистами в этой области, включает в себя обучение инвалидов музицированию на различных инструментах, вовлечение их в концертную деятельность, привитие навыков прослушивания музыкальных произведений, просмотры музыкальных спектаклей, сочинительство, использование музыки в психотерапевтических сеансах - вот неполный перечень социокультурных технологий реабилитации лиц с ограниченными возможностями с использованием музыки и музыкального воспитания.

Организация досуга, проведение праздников (от камерных до массовых), литературно-музыкальных гостиных также направлены на формирование положительных эмоций, расширение социального опыта и т. п. Особенностью праздников является сохранение оздоровительного пространства - дозированность во времени, в объеме материала, в эмоциональном восприятии, в чередовании состояний возбуждения - торможения, напряжения - расслабления, в использовании релаксационных пауз и др.

Большой опыт социокультурной реабилитации музыкальными средствами накоплен в работе с лицами, страдающими нарушением зрения. В системе Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС) и других на базе специализированных домов культуры, клубов, интернатов, широко распространенной является художественная самодеятельность.

Особенно эффективным в плане социально-культурной реабилитации считается развитие хорового пения слепых, которое, объединяя музыку и слово, обогащает эмоциональный опыт и эстетическое развитие юных и взрослых исполнителей. Учебно-репетиционная и концертно-исполнительская деятельность оказывает благотворное познавательное, воспитательное, просветительское, лечебно-оздоровительное, досуго-вое, эмоционально-эстетическое воздействие на человека с нарушением зрения. Хоровая художественная самодеятельность всегда была и остается самым распространенным во всех регионах видом социально-культурной реабилитационной технологии для этой категории инвалидов.

Работа музеев среди лиц с ограниченными возможностями имеет свою историю и опирается в основном на опыт проведения экскурсий. Однако вопросами специальной разработки музейных технологий, рассчитанных не на эпизодические контакты, а на постоянное сотрудничество с детьми и взрослыми-инвалидами, а также лицами пожилого возраста, начали заниматься лишь в последние годы.

Например, в советский и постсоветский (до 1992 года) периоды основными формами работы российских музеев с инвалидами и пенсионерами были следующие: льготное экскурсионное обслуживание, проведение эпизодических тематических мероприятий, шефство над интернатными учреждениями. Тем не менее в стране есть музейные учреждения, где разработаны и умело используются социально-культурные реабилитационные технологии.

Большой опыт в этом отношении накоплен Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, создавшим свои филиалы в школах и реабилитационных центрах города. Сотрудники Эрмитажа руководят изостудиями юных художников-инвалидов, с их помощью в актовом зале самого музея стало традицией проводить массовые театрализованные детские праздники, спектакли, карнавалы.

Обучающие реабилитационные технологии социально-культурного профиля, направленные на организацию систематических занятий с постоянной детской и взрослой инвалидной аудиторией, прочно вошли в практику и ряда московских музеев - Музея музыкальной культуры имени М.И Глинки, Политехнического музея, Музея-гуманитарного центра «Преодоление» и других. В ряде территорий Российской Федерации успешно работают музеи первичных организаций Всероссийского общества инвалидов. Так, в 1999 году был открыт музей Башкирской организации общества слепых в г. Уфе. Однако, как показывает практика, необходимо принятие специальных нормативно-правовых актов, в том числе стандартов музейной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями, позволяющих адаптировать музей к их возможностям.

Таким образом, в России, как и за рубежом, накоплен богатый опыт участия инвалидов в различных видах культурной деятельности. Однако вовлечение инвалидов и пожилых в эту деятельность, предоставление им определенных экскурсионных, просветительных, художественно-зрелищных услуг осуществляются в основном в зависимости от обращения самих инвалидов, а не путем активного профессионального выявления лиц, нуждающихся в целенаправленной реабилитационной помощи с использованием соответствующих социально-культурных технологий.

Особенностями российской культуры и искусства, которые необходимо учитывать при разработке и проведении социокультурной реабилитации инвалидов, являются характерные для российской культуры и искусства традиции придания особой значимости коллективистских начал общественного и личностного развития как гаранта справедливости, взаимопомощи, поддержки и страховки.

Одним из направлений социокультурной деятельности людей с ограниченными возможностями является их досуг в парках культуры и отдыха. В связи с этим следует учитывать, что традиционно это проявляется в общении в праздничные дни, когда устраиваются народные гуляния, игры, песнопения, танцы, концерты и т. д. Для инвалидов и лиц пожилого возраста такое общение - это и расширение коммуникативного пространства, и осознание своего единения с другими членами общества, и приобщение к народным корням, и способ проявить себя, и, наконец, на практике ощутить замечательное правило праздников - «людей посмотреть и себя показать», что значит для лиц с ограниченными возможностями «быть как все». Последнее для них крайне важно.

Необходимо также иметь в виду, что в организации досуга и в праздники, и в выходные дни, а порой и в будни используются игры. Нашим национальным играм, увлекающим и взрослых, и детей, присущи некая удаль, смелость и дерзновенный порыв. Поэтому игровые элементы социокультурных технологий имеют и воспитательное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное воздействие на инвалида.

Очень значима для социокультурной реабилитации и такая традиция российской культуры и искусства, как особое отношение к будущему, представление о счастье, основанное на нравственной чистоте и душевной гармонии. Для инвалидов осознание этих истин имеет большое значение для их душевного покоя, переориентации на ценности высшего порядка, уход от самоуничижения и агрессии.

Технологическая парадигма современной социально-культурной реабилитации и адаптации ставит нас перед необходимостью иначе взглянуть на содержание и подходы к организации образовательных, творчески развивающих, реактивных, оздоровительных, коммуникативных и других технологий и программ для пожилых и инвалидов в сфере их культуры и досуга, делать больший акцент на дифференциации и индивидуализации возможных педагогических решений.

Реализация социокультурных методов и технологий рассчитана на учет сложных реалий сегодняшней жизни пожилых людей, их жизни, быта, культуры и досуга. Она связана со сменой всей технологической парадигмы, с вариативностью содержания, подходов, педагогических решений. От педагогов-реабилитаторов требуется способность гибкого оперирования информацией с учетом того, что традиционные способы - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь - уступают место компьютерным средствам, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Это, в свою очередь, позволяет усилить акцент на дифференциации и индивидуализации социокультурных технологий, внедряемых в среде пожилых. Суть проблемы состоит в поиске наиболее оптимального технологического эквивалента для преодоления социально-культурной недостаточности у лиц с ярко выраженными нарушениями или ограничениями жизнедеятельности; ее решение осложняется из-за достаточно широкой амплитуды самих нарушений и ограничений.

По сути, одна из сверхзадач социально-культурных технологий, внедряемых в практику стационара, состоит в том, чтобы каждого пожилого человека включить в повседневные социальные контакты, поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в стандартных социально-культурных ситуациях. Именно полноценный досуг позволяет пожилым людям надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные невзгоды становятся незначащими.

К одной из характерных причин, препятствующих эффективному использованию социокультурных технологий в работе с этими категориями, относится неразработанность и структурная неопределенность основных понятий нарушения и ограничения жизнедеятельности, социально-культурной недостаточности.

Разработка возможных путей и способов преодоления социальной недостаточности лиц третьего возраста средствами разнопрофильных социокультурных технологий позволит выстроить достаточно оптимальную траекторию социально-культурной реабилитации и адаптации лиц данной категории.

Многие новейшие мульти- и масемедиатехнологии, современные компьютерные, медико-оздоровительные, художественно-промышленные, образовательные и другие социально-культурные технологии помогают группам социально незащищенных детей и взрослых, лиц с ограниченными возможностями овладевать умениями и навыками, необходимыми для активного включения в современное образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство. Социально-культурной практикой накоплен обширный технологический опыт обучения профессиям аудиостенографиста, оператора автоматизированной обработки аудиоинформации, режиссера, оператора информационных, литературно-музыкальных и развлекательных программ, методистов по домоводству, прикладным и ручным ремеслам и т.д

 

8. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

 

Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого использования управленческих технологий в решающей степени зависит и объем, и качество производимого культурного продукта и услуг.

Поскольку социально-культурная деятельность является объектом управления, постольку наравне с производственным, финансовым, политическим, педагогическим менеджментом правомерно говорить о менеджменте социально-культурном.

Принципиально важным для характеристики управленческих технологий в области искусства, образования, досуга, спорта является выявление сущности самого понятия «социально-культурный менеджмент».

В течение предыдущих десятилетий в республиках бывшего Советского Союза широко употреблялись термины «социальное управление» и «управление культурой». В их содержание вкладывались выработка стабильной социальной и культурной политики, включавшей, в частности, контроль за реализацией социальных и культурных программ, многим из которых не суждено было успешно завершиться.

В современных условиях перехода к рынку в социально-культурной сфере возникли новые отношения, формируются новые ценностные ориентации и установки.

В связи с этим социально-культурный менеджмент по своим функциям сегодня правомерно рассматривать как совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в социально-культурной сфере, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми - субъектами этой деятельности. В условиях рыночных отношений менеджмент является мощным катализатором развития новых форм собственности и выработки соответствующей времени социально-культурной политики.

В сфере социально-культурной деятельности выделяется многообразие различающихся по своему назначению управленческих технологий, прямо или косвенно связанных с понятием «социально-культурный менеджмент». Предметом технологий этого менеджмента служат театр, кинопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, средства массовой информации, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбиз-нес, спортивночвдоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книготорговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и многие другие отрасли.

Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.

Не случайно в крупных учреждениях и организациях социально-культурной сферы штат менеджеров практически мало отличается от номенклатуры специалистов производственных или торговых фирм и предприятий. Кроме ведущего, «гоп-менеджера», он включает менеджеров по экономике, кадровым и социальным вопросам, по общественным связям и рекламе и других. Существуют должности менеджеров по проектам, реализуемым фирмой или предприятием.

Управленческие технологии открывают неограниченный простор для социально-культурного менеджмента как свободного творческого самопроявления, открытого для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

В каждой из этих технологий преобладает один из основных управленческих подходов: управление как процесс (процессный подход), управление как система (системный подход), управление как технологии, связанные с конкретной социально-культурной ситуацией (ситуационный подход). Одновременно в управленческих социально-культурных технологиях нетрудно вычленить определяющие ролевые (лидерские, посреднические) функциональные элементы предпринимательства и менеджмента в области искусства, образования, досуга, спорта и т.д.

В практике социально-культурной деятельности в России пока лишь нарабатываются необходимые знания, умения и навыки в области современного менеджмента. Между тем хорошо известен исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности в социально-культурной сфере. Лучшие традиции российского менеджмента в этой сфере, научные взгляды и подходы к его теории и практике еще ждут своего возрождения и развития.

Технологически управленческий цикл в социально-культурной сфере представляет собой совокупность основных действий менеджера, педагога, технолога, которые выполняются в определенной последовательности, с момента конкретизации стоящей проблемы и выдвижения цели до момента достижения ожидаемого результата. Этот цикл включает в себя такие технологические действия, как анализ, прогнозирование, выработку и принятие управленческого решения, планирование, организацию выполнения плана, координацию, мотивацию имеющихся творческих (кадровых) ресурсов, контроль над выполнением решения и информацией. В качестве родовых, тесно взаимосвязанных друг с другом базовых технологий социально-культурного менеджмента, как это будет показано ниже, выступают маркетинг и промоутерство.

Изначальными для процесса управления являются технологии анализа, или маркетинговые технологии. Речь идет о профессиональном использовании нормативного, информационно-управленческого ресурса - мониторинге социально-культурных процессов, необходимости организации изучения и формирования современного рынка спроса на культурные продукты и услуги, проведения различных видов опроса, наблюдения, эксперимента, изучения документальных источников с целью сбора, обработки, систематизации, последующего анализа и использования правовых и организационно-хозяйственных документов, обширной социологической и инструктивной информации.

Известны различные виды и особенности современных мониторинговых технологий социально-культурной сферы. Обладая ярко выраженной социальной ориентацией, они направлены на удовлетворение культурных потребностей, интересов, предпочтений населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.