КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учета в системе обязательного пенсионного страхования
В России начиная с 1 января 1997 г. все трудовые пенсии назначаются на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ). Регулирование отношений, связанных с ИПУ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по ИПУ, его организации и ведению осуществляют ПФР и подведомственные ему органы. Под ИПУ понимается организация и ведение индивидуального учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации его будущих пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными целями ИПУ являются: - создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; - обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; - создание информационной базы для реализации и совершенствования законодательства о пенсионном обеспечении, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; - развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР; - создание условий для контроля, за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; - информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в ПФР, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; - упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования базируется на следующих основополагающих принципах: - всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах; - доступности застрахованных лиц к сведениям, имеющимся о них в органах ПФР; - использования сведений о застрахованных лицах, которыми, располагают органы ПФР, только на цели пенсионного обеспечения; - соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых страхователями по каждому застрахованному лицу (в том числе по самостоятельно уплачивающим эти взносы) для ИПУ, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов в ПФР.
Организация работы местных органов пенсионного обеспечения по ИПУ представляет собой ряд последовательных действий (этапов). Так, вначале они осуществляют регистрацию застрахованных лиц; затем на каждое застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет; после этого застрахованному лицу выдается страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и прочее. В ходе работы пенсионные органы осуществляют сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах (ЕСН) за каждое застрахованное лицо. Помимо этого, эти органы обеспечивают информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий и др. В этом и должен отражаться смысл такого учета: отдельно для каждого застрахованного гражданина учитываются его права на трудовую пенсию, которые он зарабатывает в течение своей трудовой деятельности. Другими словами, размер трудовой пенсии зависит от количества лет, в течение которых производилась уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, и от сумм начисленных и уплаченных страховых взносов. По общему правилу застрахованным лицом признается лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в ПФР. К застрахованным лицам относятся также те, кто самостоятельно уплачивает страховые взносы. В данном случае речь идет о физических лицах, таких как: индивидуальные предприниматели; адвокаты и частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы; члены крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, например, в виде фиксированных платежей. Помимо этого, к застрахованным лицам приравниваются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости и получающие пособие по безработице, а также лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к оплачиваемому труду. Регистрация застрахованных лиц производится на основании сведений о застрахованных работниках, предоставляемых страхователями, а также физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы в органы ПФР. Подтверждением факта нахождения конкретного застрахованного лица в системе ИПУ является документ установленного образца — страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. В нем указывается постоянный номер свидетельства, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения. Наличие такого свидетельства свидетельствует о том, что работодатель или иное лицо (например, индивидуальный предприниматель) вносит на индивидуальный счет работника как застрахованного лица (или за себя) соответствующие страховые взносы на будущую трудовую пенсию. На каждое застрахованное лицо, зарегистрированное в системе обязательного пенсионного страхования, в органах ПФР открывается лицевой счет застрахованного лица. Он представляет собой документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, обрабатываемый с помощью электронных средств в органах ПФР, содержащий предусмотренные законодательством сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФР. Лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов). Общая часть лицевого счета содержит следующие сведения: -страховой номер; -основные анкетные данные лица (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения и др.); - периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; -иные периоды, учитываемые при назначении трудовой пенсии; -размер заработной платы (дохода), на которую начислены страховые взносы в ПФР; -сумму начисленных страхователем данному лицу страховых взносов; -сумму уплаченных и поступивших за данное лицо страховых взносов; -сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации; -сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии; -сведения о закрытии лицевого счета. Специальная часть лицевого счета застрахованного лица содержит многочисленные конкретные данные, также имеющие значение для будущего пенсионного обеспечения лица (например, сумму страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии). Иными словами, здесь речь идет о пенсионных накоплениях. Пенсионные накопления — это совокупность учтенных в специальной части лицевого счета денежных средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования. При этом надо принимать во внимание положения Федерального закона «Об инвестировании средств, для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Согласно этому закону в обязанности органов ПФР по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений входит: - ведение обособленного учета средств пенсионных накоплений и обеспечение режима их учета. Это позволит сверять средства (учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц за прошедший финансовый год) с суммами поступивших страховых взносов и доходами от инвестирования за тот же период, а также средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц с нарастающим итогом, с общим объемом пенсионных накоплений; - отражение средств пенсионных накоплений в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; - направление не позднее 1 июля каждого года застрахованным лицам соответствующей информации о состоянии специальной части их лицевых счетов, о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений и необходимые документы для выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или уполномоченного негосударственного пенсионного фонда; - обеспечение перевода средств пенсионных накоплений в размере, равном сумме средств, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию или выбранный негосударственный пенсионный фонд, уполномоченный в соответствии с федеральным законом осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации. Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрена выдача застрахованным гражданам пенсионной книжки застрахованного лица. В ней должна отражаться вся информация о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. утверждены Правила выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации. Помимо этого, специальная часть лицевого счета застрахованного лица содержит и другие сведения: -о выборе застрахованным лицом управляющей компании по управлению накоплениями; - о суммах средств пенсионных накоплений, ежегодно передаваемых управляющим компаниям для инвестирования; -о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений и прочее. Таким образом, с помощью сведений, содержащихся в специальной части лицевого счета, можно видеть весь процесс пенсионных накоплений. Профессиональная часть лицевого счета застрахованного лица открывается не на всех лиц, а только на тех, кто является субъектом профессиональной пенсионной системы. Такая система пока еще находится в начальной стадии формирования. В этой части счета отражаются следующие сведения: - о суммах страховых взносов, дополнительно начисленных, уплаченных и поступивших за застрахованное лицо как субъекта профессиональной пенсионной системы (например, за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда); - о сумме дохода от инвестирования; - о продолжительности профессионального стажа; - о суммах произведенных выплат. Как мы видим, здесь речь идет о сведениях, необходимых для реализации пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с будущим законодательством о профессиональных пенсионных системах. Все положения, регламентирующие вопросы ведения профессиональной части индивидуального лицевого счета, вступят в силу со дня введения в действие специального федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Таким образом, в общей части индивидуального лицевого счета содержатся - сведения для назначения страховой части трудовой пенсии; - в специальной части — сведения для назначения накопительной части трудовой пенсии; - в профессиональной части — сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством о профессиональных пенсионных системах. В целях надлежащей организации и ведения ИПУ на органы ПФР возложены многочисленные обязанности: - обеспечение своевременного включения в соответствующие лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений; - осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных законодательством, в том числе по их учетным данным; - бесплатное направление один раз в год застрахованным лицам сведений, содержащихся в их лицевых счетах, а также не позднее 1 июля каждого года информации о состоянии специальной части их лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений; - бесплатное предоставление один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведений, содержащихся в лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица; - разъяснение застрахованным лицам и страхователям их прав и обязанностей, технологии данного учета, порядка заполнения форм и представления сведений; - обеспечение по требованию застрахованного лица сверки специальной части его лицевого счета и содержания пенсионной книжки застрахованного лица в ПФР и др. ПФР проводится работа по развитию и совершенствованию ИПУ в стране. Так, согласно постановлению правления ПФР от 26 января 2001 г. «О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи» проводились мероприятия, направленные на более активное использование обмена информацией в электронной форме между территориальными органами ПФР и страхователями. В целях оптимизации процесса назначения и перерасчета пенсий информационный обмен между территориальными органами ПФР практически повсеместно организован в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи. В соответствии с постановлением правления ПФР от 31 и 2006 г. «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» утверждены новые формы документов для ведения ИПУ и инструкция по их заполнению. Порядок регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФР в виде фиксированных платежей, был утвержден соответствующим постановлением правления ПФР от 2 августа 2006 г. Для отработки организационных, технологических и методологических вопросов, связанных с информационным взаимодействием органов ПФР и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, в соответствии с постановлением правления ПФР от 7 мая 2002 г. «О проведении пилотного проекта информационному взаимодействию с застрахованными лицами в системе государственного пенсионного страхования в условиях реализации пенсионной реформы» начал осуществляться пилотный проект. Одной из целей этого проекта является уточнение сведений, обеспечивающих полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц. В ходе реализации этого проекта отрабатывался также вопрос доставки извещений застрахованным лицам, учитывая, что содержащаяся в отправлениях информация является конфиденциальной и доставляется застрахованным лицам в виде заказных писем. По предварительным результатам пилотного проекта пройденные в его рамках различные мероприятия способствовали совершенствованию организационной структуры службы персонифицированного учета.
Вопрос № 7.Организация работы негосударственных пенсионных фондов и их взаимодействия с Пенсионным фондом Российской Федерации. Программой пенсионной реформы в Российской Федерации предусматривается формирование системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения. Такая система должна опираться на развитие и повышение финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах». НПФ представляют собой своеобразную организационно-правовую форму некоммерческой организации пенсионного обеспечения, то есть обладают особой правоспособностью. Они создаются в том же порядке, что и другие некоммерческие организации, и приобретают права юридического лица со дня государственной регистрации. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» создаваемый НПФ подлежит обязательному лицензированию, если он выполняет лицензионные требования и условия. К ним относятся: а) соответствие размера совокупного вклада учредителей (вклада учредителя) НПФ размеру, установленному законодательством; б) соблюдение правил, разработанных в соответствии с законодательством; в) соответствие используемых НПФ пенсионных схем требованиям, утвержденным Правительством Российской Федерации; г) осуществление учета пенсионных обязательств НПФ перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов; д) размещение пенсионных резервов НПФ согласно правилам такого размещения, утвержденным Правительством Российской Федерации; е) наличие у специалистов НПФ соответствующей профессиональной подготовки, а у его руководителей (руководителей структурных подразделений) — высшего юридического или финансово - экономического образования (при наличии у них иного образования — специальной профессиональной подготовки). Только со дня получения лицензии у НПФ возникает право на непосредственное осуществление деятельности.
К руководителям НПФ одновременно предъявляются дополнительные требования. Так, руководитель исполнительного органа НПФ и главный бухгалтер должны иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования — специальную профессиональную подготовку). У них должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ должна составлять с 1 января 2005 г. — менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 г. — не менее 50 миллионов рублей. Специальным уполномоченным органом государства в этой сфере был определен Роструд России (в качестве преемника Минтруда России). В названном постановлении Правительства Российской Федерации изложены все права уполномоченного органа. Практическую же работу по лицензированию деятельности НПФ ведет Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Роструде России. НПФ может осуществлять: - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с указанным законом об обязательном пенсионном страховании и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с данным федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем; - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Остановимся на характеристике первого вида деятельности НПФ подробнее. Именно в ней можно отчетливо проследить взаимодействие НПФ с ПФР.
Законодательство допускает ограниченное участие НПФ в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщика. Они могут работать только с пенсионными накоплениями застрахованных лиц для финансирования накопительной части трудовой пенсии. (При этом НПФ должны руководствоваться Федеральным законом «Об инвестировании средств, для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.) Согласно статье 32 закона об обязательном пенсионном страховании застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии в ПФР и передать свои накопления в НПФ. Это он может делать, начиная с 1 января 2004 г. Таким образом, гражданин теперь имеет право сам распоряжаться своей накопительной частью трудовой пенсии: либо оставить ее у прежнего страховщика — ПФР, либо передать в НПФ. Деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя следующее: а) аккумулирование средств пенсионных накоплений; б) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений; учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц; в) назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам. Деятельность НПФ строго регламентирована специальными страховыми правилами фонда. Под ними понимаются документы, определяющие порядок и условия исполнения НПФ обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании. Они непременно должны содержать положения об ответственности НПФ перед застрахованными лицами и условиях возникновения и прекращения обязательств фонда, а также подробное изложение всех положений, так или иначе касающихся пенсионных накоплений. Другими словами, в них детально описывается порядок: - инвестирования средств пенсионных накоплений; ведения пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и информирования об их состоянии застрахованных лиц; - заключения, изменения или прекращения договора об обязательном пенсионном страховании, договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария; перевода средств пенсионных накоплений застрахованного лица, в другой НПФ или ПФР; - формирования средств пенсионных накоплений; предоставления застрахованным лицам информации об управляющей компании (управляющих компаниях) и о специализированном депозитарии, с которыми фонд заключил договоры; определения размера оплаты услуг фонда, управляющей компании и специализированного депозитария; - пенсионных оснований; - внесения изменений и дополнений в страховые правила НПФ (а также их условия); уведомления застрахованных лиц через средства массовой информации; - назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу; осуществления выплат его правопреемникам; -а также перечень прав и обязанностей застрахованных лиц фонда. Страховые правила фонда в обязательном порядке регистрируются при лицензировании деятельности НПФ. Кроме получения лицензии, регистрации страховых правил фонда при подаче заявления в инспекцию НПФ о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика НПФ также должен иметь: опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет; опыт одновременного ведения не менее 5 тысяч именных пенсионных счетов участников в течение менее одного года с 1 января 2004 г., а с 1 июля 2009 г. — менее 20 тысяч именных пенсионных счетов. Помимо этого; НПФ величина денежной оценки имущества для обеспечения тавной деятельности фонда должна быть с 1 января 2005не менее 30 миллионов рублей, а с 1июля 2009 г. — не мен 50 миллионов рублей. В целях обеспечения защиты прав участников обязательного пенсионного страхования совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) НПФ, внесенный в фонд денежными средствами, должен быть в размере не менее 30 миллионов рублей с 1 января 2003г. У НПФ должен отсутствовать актуарный дефицит по результатам актуарного оценивания в течение последних двух лет его деятельности. На протяжении этого же периода НПФ обязаны не иметь фактов приостановления действия лицензии за последние два года деятельности. Взаимоотношения между НПФ и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица (или его правопреемников) оформляются в виде договора об обязательном пенсионном страховании. В соответствии с договором НПФ обязан, при наступлении пенсионных оснований (основания приобретения застрахованным лицом права на получение накопительной части трудовой пенсии) осуществлять назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу или ее выплату правопреемникам этого лица (согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Договоры об обязательном пенсионном страховании не могут противоречить страховым правилам фонда. Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании и порядок заключения договора утверждаются Правительством Российской Федерации. Сторонами договора являются НПФ и застрахованное лицо. В один и тот же период в отношении каждого застрахованного лица может действовать только один договор об обязательном пенсионном страховании. Бывает, что застрахованное лицо отказывается от формирования накопительной части трудовой пенсии в органе ПФР и выбирает для этого НПФ. В этом случае при заключении договора об обязательном пенсионном страховании должны соблюдаться следующие правила: а) заявление о переходе в НПФ направляется застрахованным лицом в ПФР (образец заявления о переходе в НПФ с приложением инструкции по заполнению формы указанного заявления направляется органом ПФР застрахованному лицу ежегодно не позднее 1 июля); б) если договор об обязательном пенсионном страховании заключен надлежащими сторонами в соответствии с законодательством, ПФР обязан внести соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц; в) в случае, если договор об обязательном пенсионном страховании заключен ненадлежащими сторонами и (или) заключен с нарушениями законодательства, ПФР не вносит изменений в единый реестр застрахованных лиц и информирует об этом застрахованное лицо и НПФ не позднее 31 декабря текущего года. На практике могут возникать и такие случаи. Застрахованное лицо решило перейти из одного НПФ в другой НПФ. При заключении договора об обязательном пенсионном страховании им должен соблюдаться установленный законом порядок: - уведомление о заключении договора об обязательном пенсионном страховании направляется застрахованным лицом в ПФР для внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц не ранее 1 июля и не позднее 1 октября текущего года; - в случае, если договор об обязательном пенсионном страховании заключен надлежащими сторонами в соответствии с законодательством, орган ПФР вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц; - если договор об обязательном пенсионном страховании заключен ненадлежащими сторонами и (или) заключен с нарушениями законодательства, изменения в единый реестр застрахованных лиц не вносятся; - орган ПФР обязан в срок до 31 декабря текущего года уведомить заявителя и НПФ, с которым застрахованным лицом заключен договор об обязательном пенсионном страховании, об отказе во внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц с указанием причин отказа;
- уведомление о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц направляется органом ПФР в срок до 31 декабря текущего года в НПФ, с которым застрахованным лицом заключен новый договор об обязательном пенсионном страховании, в НПФ, с которым застрахованным лицом соответствующий договор прекращен.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 5954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |