Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамическая теория одаренности




Бабаева Ю. Д. ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОДАРЕННОСТИ

Из книги; Основные современные концепции творчества и одаренности, ст. «Динамическая теория одаренности» Под ред. проф: Д. Б. Богоявленской М.: Молодая гвардия, 1997. С. 275-295.

Изучение способностей — одна из старейших психологических проблем. Отношение к одаренности в нашей стране было неоднозначным. С одной стороны, существовали школы для одаренных детей. Проводились многочисленные соревнования (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволявшие выявлять детей с выдающимися способностями. С другой стороны, идеи равенства неоправданно распространялись и на сферу способностей. Элитарность в обучении, тесты для идентификации одаренности часто подвергались резкой критике. Число публикаций по изучению одаренности было относительно невелико. В последние годы интерес к этой проблеме усилился. Открылись новые школы для детей с высоким уровнем развития способностей. Для них начали создавать специальные обучающие программы. При отборе учащихся в эти школы широко применяют различные психологические тесты, предназначенные для идентификации одаренности.

К сожалению, многие методы выявления и обучения одаренных детей, которые в настоящее время используются в школьной практике, не имеют прочной теоретической базы, что негативно сказывается на их эффективности. По мнению известного специалиста в области одаренности Дж. Рензулли, успешность работы с одаренными напрямую зависит от того, в какой степени разработанная программа базируется на «унифицированном и взаимосвязанном множестве принципов». Без теоретической основы программа представляет собой лишь некоторую коллекцию методических приемов и практик. Концептуальные модели позволяют создать общую структуру программы, выделить основные элементы, подлежащие наблюдению и оценке. М. Карне отмечает, что программы, построенные на базе моделей, характеризуются последовательностью, четкостью и высокой организованностью. Значительно легче объяснить основную сущность этих программ специалистам другого профиля и родителям. Пока нет оснований, говорить о преимуществе некоторой модели перед другими с точки зрения эффективности созданных на ее

основе диагностических, обучающих и развивающих методов. Поэтому важно ознакомить широкий круг специалистов, работающих с одаренными, с «ярмаркой» идей, имеющейся в данной области. Это позволит критически отнестись к выбору моделей и осуществить обоснованное внедрение теоретических принципов в практику.

Увлеченность методами идентификации одаренности, поиск наиболее точных определений иногда приводят к тому, что важнейшая проблема развития способностей отступает как бы на второй план. В нашей стране существует немало специальных школ и классов «для одаренных», в которых главной задачей является отбор учащихся, а не создание новых обучающих и развивающих программ. Повторяя известное положение Б. М. Теп-лова о том, что способности формируются и развиваются в деятельности человека на основе задатков, специалист-практик далеко не всегда задумывается о том, как именно


осуществляется этот процесс. Вместе с тем, подчеркивая принципиальную значимость этой проблемы, В. Д. Шадриков отмечает, что ее решение «остается неясным даже в теоретическом плане».

Данная статья посвящена Динамической теории одаренности (ДТО). Название для этой теоретической концепции было предложено Л. С. Выготским, который указывал, что на смену весьма распространенному статическому подходу к изучению одаренности должен прийти новый — динамический подход. Он справедливо отмечал, что основной недостаток статического подхода заключается в том, что в его рамках предметом изучения становятся лишь различные параметры оценки, а не процесс развития, «не стихия одаренности». Поэтому он говорил о необходимости создания в будущем нового «диалектического учения о плюс- и минус- одаренности, т. е. о детской талантливости и дефективности»1.,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.