КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логические основания личностного развития человека
Относительную логическую завершенность процессов образования человека, т. е. полный логический квадрат общностных отношений в структуре личности, можно выявить, если индивидное и субъектное, а также объектное и индивидуальное будут пониматься как общности. Первая из этих общностей выражает единство и уникальность общечеловеческой способности к ассимиляции в природных и социальных условиях бытия, что обеспечивает относительную автономность образования и существования человека. Вторая или уже четвертая по ходу обсуждения данного вопроса общность выражает единство и уникальность процесса социализации человека, обеспечивающего неповторимую включенность человека в его общественно-исторические отношения, опосредующие индивидуальный стиль деятельности, а также индивидуальный жизненный путь. Отметим, что, рассматривая «развитое человеческое мышление» с точки зрения связи логических преобразований, В. А. Светлов характеризует квадратическую структуру, полученную им как некоторую группу INRC, в том смысле, что: «...преобразования группы INRC необходимы и достаточны не только для интеллектуальных, но и для иных действий человека. Самыми интересными интерпретациями данной группы можно считать законы диалектического анализа и развития и формирования сказочных и мифологических сюжетов» [108, 24]. Другими словами, общностный логический подход к анализу содержания процессов, образующих личность, является действительно относительно полным, а именно системообразующим в процессуально-логическом смысле. Личность в процессах образования человека предстает как система или, используя терминологию В. А. Ганзена, как «пентабазис», отличающийся, если принимать во внимание центральную симметрию осей координат самосознания и сознания внутри логического квадрата общностей, наибольшей устойчивостью среди всех логико-геометрических фигур подобного типа: «В качестве систем понятий используются пентагональные системы... Эти системы являются базовыми, главными. На них накладываются системы более частные: система психологических понятий,...система свойств личности, система макрохарактеристик человека. Базис позволяет: 1) убедиться в полноте системного описания; 2) упорядочить его компоненты; 3) получить устойчивую "опору" описания; 4) использовать ее для соотнесения различных описаний одного и того же объекта; 5) обнаружить общность объектов различной природы.» (курсив мой. — О. Е.) [27,42-46] В частности, системное представление процессов личностного образования человека в виде пентабазиса как логического квадрата с центральной симметрией координат «самосознание—сознание» дано на рис. 3.2. Логика процессов образования человека не предопределяет фатально то, как именно будет складываться реализация человеком открывающихся в истории общества и культуры закономерностей: они выступают как возможности, как некоторые стратегии развития или существования. В данном случае, когда поведение человека рассматривается с этой точки зрения меры его свободы и ответственности, известные законы антропологии не столько упрощают жизненное самоопределение, сколько обнаруживают бездну извечной проблематичности его бытия. Исторически сложившиеся и логически оправданные способы человеческого (само)образования переосмысливаются людьми и, формально оставаясь инвариантными, по существу становятся для них иными. Причем эта инаковость истории и логики вполне подтверждается содержанием жизненного пути людей.
Рис. 3.2. Личностное образование человека как развивающейся общности в процессах его социализации и аккультурации.
Таким образом, история и логика образования человека не только «повторяется», но и развивается и продолжается. Трансцендентальность жизненного самоопределения человека исторически сформировавшимся способом его существования как логически взаимосвязанным процессам его (само)образования выявляет глубину человеческой природы и показывает, от обратного, не только фундаментальность, но и вечность его бытия. Трансцендентальность человеческого бытия его историко-логическим основаниям побуждает человека стремиться к вершинам самосохранения и продолжения себя в человеческой культуре, к реальностям духовного самоопределения, к решению нравственных проблем. В результате образование человека не ограничивается его личностным развитием и социализацией, а продолжается как развитие нравственное. Точнее, нравственное самообразование человека является действительным и относительно независимо возникающим основанием его личностного самообразования. Ступени нравственного становления человека, выделяемые, в частности, И. Кантом и С. И. Гессеном (аномия, гетерономия, автономия и, по аналогии, консономия), ведут к возникновению феномена человеческой культуры [47]. По отношению к этому феномену образование человека представляется как аккультурация. История и культура продолжаются не сами по себе, но человек их продолжает, являясь субъектом истории, морали и культуры в целом, в той степени, в которой ему удается претворить в жизнь идеи его духовного творчества. Если эти цели воплощаются в виде новых образовательных институтов, учреждений, социально-антропологических или психолого-педагогических систем, научно-технических и вообще трудовых достижений, то человек действительно обретает себя, овладевает собственной сущностью, проявляющейся в полноценных, исторически и культурно значимых фактах. Как открытая совокупность таких практических и теоретических фактов строится человеческая цивилизация, в сфере которой вновь формируются исторические типы человеческих личностей с их особенной психологией и нравственностью.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |