Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика 4 Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности




Методика 3 Оценка ситуативной тревожности

 

Инструкция. Зачеркните цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент:

1. Вы чувствуете себя свободно 2. Вы нервничаете 3. Вы не чувствуете скованности 4. Вы довольны 5. Вы озабочены 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Обработка результатов — по ключу: из суммы баллов по вопросам 2 и 5 вычесть сумму баллов по вопросам 1, 3 и 4, затем прибавить число 15 и весь полученный результат умножить на 4 для того, чтобы перейти к соизмеримому с результатами других методик итогу, относимому к универсальной шкале 20-80 баллов. По этой шкале низкий уровень тревожности соответствует 20-30 баллам, средний — 31-45 баллам и высокий уровень СТ2 — 46 и более баллов.

Поскольку тревожность имеет не только специальный, но и универсальный психологический смысл, полезно рассмотреть этот параметр в связи с дополняющими его свойствами, а именно: по ЛТ2 (см. методику 4).

 

 

Самооценка тревожности (ЛТ2): 1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности 2. Вы часто из-за пустяков краснеете 3. Ваш сон беспокоен 4. Вы легко впадаете в уныние 5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях 6. Вас пугают трудности 7. Вы любите копаться в своих недостатках 8. Вас легко убедить 9. Вы мнительный человек 10. Вы с трудом переносите время ожидания Самооценка фрустрированности: 1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход 2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом 3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя 4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат 5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной 6. Я нередко чувствую себя беззащитным 7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния 8. Чувствую растерянность перед трудностями 9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели 10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми Самооценка агрессивности: 1. Оставляю за собой последнее слово 2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника 3. Меня легко рассердить 4. Люблю делать замечания другим 5. Хочу быть авторитетом для окружающих 6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего 7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться 9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция 10. Я мстителен Самооценка ригидности: 1. Мне трудно менять привычки 2. Нелегко переключаю внимание 3. Очень настороженно отношусь ко всему новому 4. Меня трудно переубедить 5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться 6. Нелегко сближаюсь с людьми 7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана 8. Неохотно иду на риск 9. Нередко я проявляю упрямство 10. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4   1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

 

По всем четырем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1,2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют ваше состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству — 80. Градации низкого, среднего и высокого остаются такими же, как и для CT1 и ЛТ1: 20—30; 31—45; 46 и выше.

Пояснение: Показатели СТ и Л Т чаще всего не совпадают; и так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности, агрессивности и ригидности.

Фрустрированность как форма проявления подверженности психологическому стрессу есть состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает отрицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до личностной, - (ЛТ2).

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом может сформироваться личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационной толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и восприятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

Когнитивная, мотивационная и аффективная ригидность нейтрализуется изменением характера активности личности, когда ситуация кажущаяся безвыходной и неизменной, воспринимается как вполне разрешимая при соответствующем изменении представлений, мотивов, эмоций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.