КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Адаптированный текст методики 16-ФЛО-105-С 1 страница
Вторичные факторы
Фактор 1. Приспособленность в отличие от тревоги. Низкие баллы — в общем этот человек удовлетворен тем, что есть, и может добиться того, что ему кажется важным. Однако очень низкие баллы могут означать недостаток мотивации в трудных ситуациях. Высокие баллы — высокий уровень тревоги в ее обычном понимании. Тревога не обязательно невротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно. Однако в чем-то имеет неприспособленность, т. к. человек недоволен в степени, которая не позволяет ему выполнять требования и достигать того, что желает. Очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам. Фактор 2. Интроверсия в отличие от экстраверсии. Низкие баллы — склонность к сухости, к самоудовлетворению, замороженности межличностных контактов. Это может быть благоприятно в работе, требующей точности. Высокие баллы — социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи. Это может быть очень благоприятным моментом в ситуациях, требующих темперамента такого типа. Эту черту следует считать всегда благоприятным прогнозом в деятельности, например в учебе. Фактор 3. Хрупкая эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности. Низкие баллы — тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема. то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действии. Высокие баллы — предприимчивая, решительная и гибкая личность. Этот человек склонен не замечать жизненных нюансов, направляя cвое поведение на слишком явное и очевидное. Если возникают трудности то они вызывают быстрое действие без достаточного размышления Фактор 4. Подчиненность в отличие от независимости. Низкие баллы — зависимая от группы, пассивная личность, нуждающаяся в поддержке других лиц и ориентирующая свое поведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают. Высокие баллы — агрессивная, независимая, отважная, резкая личность. Старается выбрать такие ситуации, где подобное поведение, по крайней мере, терпят. Проявляет значительную инициативу. Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, насколько каждое из этих предложений соответствует вашему мнению о себе. В тех вопросах, где нужно выбрать один из вариантов ответа, подчеркните тот, который вы выбрали.
Обработка результатов. В соответствии с обозначениями факторов приводятся ряды номеров вопросов, по ответам на которые складываются суммы баллов по каждому отдельному факторному ряду. При этом каждая сумма баллов умножается на определенное число (коэффициент перевода) для получения принятых в данном пособии первичных оценок в интервале (20-80) единиц. После этого первичные оценки переводятся в стандартные с помощью специальной таблицы и наконец строится «профиль» личности в системе координат «факторы—стены». Оценивается также отношение профиля к одному из 4-х типов характера активности личности и тем самым уточняется ранее проведенное исследование адекватности самоактуализации человека. Факторы: МД (самооценка) = (сумма баллов за ответы на вопросы 1,18,35, 52, 69,86, 103) х 60/21 А = (2,19,36,53,70,87) х 3,33 (т.е. 10/3) В = (3в,20с,37в,54с,71а,88с, 104а, 105в) х 2,5 (Оценивается по данному фактору только совпадение и с номером, и с буквой этого номера одновременно. Каждое совпадение = 4 балла. Несовпадение = 1 балл. Максимальное количество баллов — 32, т. е. 80.)
С = (сумма по в.в. 4, 21, 38, 55, 72,89) х 3,33(10/3) Е = (сумма по в.в. 5, 22, 39, 56, 73, 90) х 3,33 (10/3) F = (сумма по в.в. 6, 23, 40, 57, 74, 91) х 3,33 (10/3) Q = (сумма по в.в. 7, 24, 41, 58, 75, 92) х 3,33 (10/3) Н = (сумма по в.в. 8, 25, 42, 59, 76, 93) х 3,33 (10/3) I = (сумма по в.в. 9, 26, 43, 60, 77, 94) х 3,33 (10/3) L = (сумма по в.в. 10, 27, 44, 61, 78, 95) х 3,33 (10/3) М = (сумма по в.в. 11, 28,45,62, 79,96) х 3,33(10/3) N = (сумма по в.в. 12, 29, 46, 63, 80, 97) х 3,33 (10/3) О = (сумма по в.в. 13,30,47,64,81,98) х 3,33(10/3) Q1 = (сумма по в.в. 14, 31, 48, 65, 82, 99) х 3,33 (10/3) Q2 = (сумма по в.в. 15,32,49,66,83,100) х 3,33(10/3) Q3 = (сумма по в.в. 16,33,50,67,84, 101) х 3,33 (10/3) Q4 = (сумма по в.в. 17,34,51,68,85,102) х 3,33(10/3) Таким образом, за исключением факторов «МД» и «В», по всем остальным факторам коэффициент перевода от «сырых» баллов к первичным, соответствующим шкале 20-80, является одним и тем же: 3,33 или, что удобнее для вычислений, 10/3. Округление результатов осуществляется до целых чисел. По нашему опыту работы, профиль личности, построенный по первичным баллам на шкале 20-80, оказывается более «сжатым», а это позволяет определеннее относить его к тому или иному из четырех квартилей, в свою очередь соответствующих определенному типу характера. Эта особенность использования шкалы 20-80 хорошо заметна на схеме, где значения стеков даны в скобках рядом со значениями факторов в первичных баллах. Тем не менее перевод первичных баллов в стены по нашей таблице нормирования первичных баллов необходим потому, что существующие интерпретации смысла факторов предлагаются в стенах, то есть в стандартных общеупотребительных единицах.
Таблица нормирования первичных баллов
Схема 2. Пример построения «профиля личности» по результатам исследования вербального поведения отдельного испытуемого, представленного в его ответах на вопросы «16—ФЛО— 105-С» по Р. Кэттелу (шкала 20-80, округление до целых чисел, в скобках даны значения результатов в стенах, полученные по таблице нормирования первичных баллов).
Содержание схемы обнаруживает, что профиль личности испытуемого в основном располагается так, что «тяготеет» к диапазону 50-64, соответствующему по нашей интегральной модели практико-мыслительному типу характера; тип темперамента по параметру реактивности — сангвиник, проявление типа темперамента по параметру активности — меланхолия, что, в частности, подтверждается «выходами» профиля по отдельным факторам, включая фрустрированность Q4 - вправо, в сторону крайних значений по их расположению на данной схеме. Продолжить анализ можно по рис. 14.2,14.3 и табл. 14.1 и 14.2. Методика 3 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-FPQ-187-A) Текст методики «16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла, вариант А (16 ФЛ О-187, форма А) является необходимым для более детального изучения личности, в особенности для лиц с более высоким уровнем образования и культуры, студентов и выпускников высших учебных заведений, взрослых с достаточным и разнообразным жизненным опытом. Интерпретация результатов опросника осуществляется по стенам, переход к которым от «сырых» баллов производится по таблице нормирования, помещенной вслед за вопросами методики. Смысл количества стенов по отдельным факторам определен в тексте интерпретации «16 ФЛО-105, форма С». Поскольку к последнему опроснику приложена таблица нормирования, позволяющая перейти от стенов на шкалу 20-80, то как по количеству стенов, так и по количеству баллов этой шкалы возможно идентифицировать тип характера, а следовательно, и типы темперамента, и мотивации испытуемых, — разумеется, в предварительном плане специального исследования этих типов. Инструкция. В данном исследовании вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответа на каждый вопрос («а», «б», «в»). Отвечать нужно следующим образом: сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него, затем выберите один из трех предложенных вариантов ответа, отражающих в большей степени ваше мнение, нежели два остальных, и поставьте крестик в соответствующей клеточке на листке для ответов. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточному ответу типа «неуверен», «нечто среднее». Выбирайте его только тогда, когда не можете ответить иначе. Отвечайте на каждый вопрос. 1. Я хорошо понял инструкцию к этому вопроснику: а) да; б) не уверен; в) нет. 2. Я готов как можно искреннее ответить на вопросы: а) да; б) не уверен; в) нет. 3. Я предпочел бы иметь дачу: а) в оживленном дачном поселке; б) предпочел бы нечто среднее; в) уединенно, в лесу. 4. Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями; а) всегда; б) обычно; в) редко. 5. При виде диких животных мне становится не по себе, даже если они надежно спрятаны в клетках: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 6. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов: а) да; б) иногда; в) нет. 7. Я делаю людям резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают: а) обычно; 6) иногда; в) никогда не делаю. 8. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 9. Если бы я увидел двух дерущихся соседских детей, я: а) предоставил бы им самим выяснять свои отношения; б) не знаю, что предпринял бы; в) постарался бы разобраться в их ссоре. 10. На собраниях и в компаниях: а) я легко выхожу вперед; б) верно нечто среднее; в) я предпочитаю держаться в сторонке 11. По-моему, интереснее быть: а) инженером-конструктором; б) не знаю, что предпочесть; в) драматургом. 12. На улице я скорее остановлюсь, чтобы посмотреть, как работает художник, чем стану наблюдать за уличной ссорой: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 13. Обычно я спокойно переношу самодовольных людей, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 14. Если человек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 15. Я считаю, что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости: а) согласен, б) не уверен, в) не согласен. 16. Я предпочел бы взяться за работу; а) где можно много заработать, если даже заработки непостоянны; б) не знаю, что выбрать; в) с постоянной, но относительно невысокой зарплатой. 17. Я говорю о своих чувствах: а) только в случае необходимости; б) верно нечто среднее, в) охотно, когда предоставляется возможность. 18. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю отчего: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 19. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват: а) никакого чувства вины у меня не возникает; б) верно нечто среднее; в) я все же чувствую себя немного виноватым. 20. На работе у меня бывает больше затруднений с людьми, которые: а) отказываются использовать современные методы; б) не знаю, что выбрать; в) постоянно пытаются что-то изменить в работе, которая и так идет нормально. 21. Принимая решения, я руководствуюсь больше: а)сердцем; б) сердцем и рассудком в равной мере; в) рассудком. 22. Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 23. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу: а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет. 24. Разговаривая, я склонен: а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову; б) верно нечто среднее; в) прежде хорошенько собраться с мыслями. 25. Даже если я чем-нибудь сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 26. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать: а) столяром или поваром; б) не знаю, что выбрать; в) официантом в хорошем ресторане. 27. У меня было: а) очень мало выборных должностей; б) несколько; в) много выборных должностей. 28. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к: а) острый; б) резать; в) точить. 29. Иногда какая-нибудь мысль не дает мне заснуть: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 30. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 31. Устаревший закон должен быть изменен: ' а) только после основательного обсуждения; б) верно нечто среднее; в) немедленно. 32. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня быстрых действий, которые как-то влияют на других людей: а) да, это верно; б) не уверен; в) нет, это неверно. 33. Большинство знакомых считает меня веселым собеседником: а) да; б) не уверен; в) нет. 34. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: а) меня это не волнует; б) верно нечто среднее; в) они вызывают у меня неприязнь и отвращение. 35. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 36. Я всегда рад присоединиться к большой компании, например встретиться вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии; а) да; б) верно нечто среднее; в) нет. 37. В школе я предпочитал: а) уроки музыки (пения); б) затрудняюсь сказать; в) занятия в мастерских, ручной труд. 38. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения: а) да; б) иногда; в) нет. 39. Важнее, чтобы родители: а) способствовали тонкому развитию чувств у своих детей; б) верно нечто среднее; в) учили детей управлять своими чувствами. 40. Участвуя в коллективной работе, я предпочел бы: а) попытаться внести улучшения в организацию работы;
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |