КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова 39 страница
Отказ от Бьеркского договора и демонстративная поддержка Россией Франции на международной Альхесирасской конференции в начале 1906 г. по поводу франко-германских противоречий в Марокко успокоили Париж. В апреле 1906 г французский банковский синдикат при участии нескольких банков из России, Англии, Голландии, Австро - Венгрии предоставил царскому правительству небывалый по меркам тогдашнего финансового рынка заем в 2 млрд. 225 млн. франков (более 843 млн. руб.) на 50 лет. Еще 267 млн. франков (100 млн. руб.) Петербург получил ранее, в самый напряженный момент внутреннего финансового кризиса в январе 1906 г. Перемены в государственной власти России в результате революции 1905—1907 гг. формально не касались управления внешней политикой. Император оставался ее единоличным верховным руководителем. Правда, негативный опыт в этой области — развязывание неудачной войны с Японией, промах с Бьеркским договором — сказался на поведении Николая II. Он стал больше доверять профессионалам из правительства и меньше прислушиваться к мнению ближайших родственников и придворных. Характерной чертой формирования внешнеполитической стратегии в 1905—1914 гг. было отсутствие в правительственном лагере единства мнений по поводу международных союзов России. В дискуссиях на эту тему тесно переплетались вопросы внутренней и внешней политики. По мнению сторонников сближения с Германией, прочные династические связи, известная схожесть традиций государственного управления обеспечивали благожелательное отношение Германии и Австро - Венгрии к ужесточению политического режима в России и помощь с их стороны в случае нового революционного кризиса. В свою очередь, поборники союза с Францией и Великобританией надеялись, что он будет противодействовать дальнейшему углублению реакции и "защитит" Думу. Прогерманскими симпатиями отличались придворное окружение Николая II, часть высшего генералитета, консервативное крыло Государственного совета, политические организации крайне правого толка и их фракции в Думе. В области внешней политики "германофилы" обычно оправдывали необходимость сближения с Германией интересами безопасности западных российских границ и продолжением соперничества России с Великобританией на Среднем Востоке и с Японией на Дальнем Востоке. Идеи русско-франко-британского согласия пользовались популярностью среди умеренно-правых, октябристов, прогрессистов, кадетов. Дискриминационные действия Берлина по ограничению русского сельскохозяйственного импорта, экспансия австро-германского капитала приводили в лагерь противников Германии многих деятелей торгово-промышленного мира. Об этом неоднократно заходила речь в Московском биржевом комитете, на всероссийских съездах представителей промышленности и торговли. 2.
В апреле 1906 г. Министерство иностранных дел возглавил А. П. Извольский. Отставка В. Н Ламздорфа должна была успокоить общественное мнение, находившееся под впечатлением неудач дальневосточной политики. Преемник Ламздорфа имел богатый опыт дипломатической службы на различных должностях и в разных странах. Нового министра отличали энергия, уверенность в себе и готовность решать масштабные задачи. Он надеялся в короткий срок восстановить пошатнувшийся авторитет российской дипломатии, добиться крупных успехов на международной арене, не нарушая при этом спокойствия, необходимого для внутренних преобразований. Извольский видел, что у России нет возможностей для активной внешней политики одновременно на нескольких направлениях. Поэтому он настаивал на сосредоточении всех сил на защите интересов России в Европе и на Балканах. Русско-французский союз Извольский считал достижением российской дипломатии. Союзные связи с Францией были важны для сохранения европейского равновесия, для взаимодействия в восточном вопросе и, наконец, для решения финансовых проблем царского правительства. Франция уступала Германии по общему объему вложенных в России капиталов, но, безусловно, первенствовала в сфере государственных займов. В 1909 г. Министерство финансов вновь было вынуждено для обслуживания государственного долга прибегнуть к французскому займу на сумму свыше 500 млн. рублей. Извольский прекрасно понимал, что в свете наметившегося англо-французского сближения русско-французское партнерство окажется малопродуктивным без англо-русского соглашения. Оно было необходимо и для поддержания спокойствия на азиатских и дальневосточных рубежах России. Заботясь о налаживании сотрудничества с Францией и Великобританией, Извольский стремился при этом избежать втягивания России в конфликт с Германией. Желание учесть и использовать в российских интересах позиции всех сторон составляло характерную черту курса Извольского. В известной мере это примиряло различные точки зрения по поводу внешнеполитической ориентации, существовавшие в правящих кругах и общественном мнении России. Едва заняв министерское кресло, А. П. Извольский начал переговоры о разграничении интересов России с Японией на Дальнем Востоке и с Великобританией в Средней и Центральной Азии. Поиск взаимоприемлемых решений оказался нелегким делом. Трудности возникали не только за столом переговоров, Извольский понимал, что без некоторых уступок соглашения не достичь. Однако министру пришлось выдержать настоящую борьбу с приверженцами жесткой линии среди представителей российской администрации в Туркестане и Приморье и среди высших военных чинов. 18 (31) августа 1907 г. Извольский и британский посол в Петербурге А. Николсон подписали конвенции об Иране, Афганистане и Тибете. Иран делился на три зоны: северную — сферу влияния России, юго-восточную — сферу влияния Англии и промежуточную между ними — нейтральную. В "чужих" зонах участники соглашения обязались не добиваться концессий и не препятствовать действиям другой стороны. В нейтральной зоне обе державы имели равные права. В целом граница между сферами влияния в Иране отвечала пожеланиям российской дипломатии. На серьезные уступки ей пришлось пойти в отношении Афганистана, признав его областью исключительных интересов Великобритании. По поводу Тибета стороны договорились о неприкосновенности его территории, невмешательстве в его внутренние дела и об уважении сюзеренных прав китайского правительства на Тибет. Таким образом, Лондону пришлось отказаться от планов широкой экспансии в этом районе. В ходе переговоров Извольский попытался коснуться режима черноморских проливов. Глава Форин Оффис Э. Грей обещал, что в будущем Лондон поддержит Россию в вопросе об открытии проливов для русских военных судов. Однако подтвердить это обещание письменно, в виде официального документа Грей отказался. Русско-британское соглашение 1907 г. не имело общеполитического характера. Однако оно урегулировало наиболее спорные вопросы и тем самым расчистило почву для дальнейшего сближения. Между Россией, Францией и Великобританией сложились отношения "Тройственного согласия" или Антанты (от французского entente — Согласие), хотя в виде союзного договора они оформлены не были. Успешная подготовка русско-британского соглашения способствовала прогрессу на одновременных переговорах между Россией и Японией. Под давлением Англии и Франции японское правительство умерило свои претензии. Не последнюю роль сыграло и согласие Петербурга предоставить Японии крупные льготы в рыболовстве вблизи Тихоокеанского побережья России. 17 (30) июля 1907 г. русско-японское соглашение по политическим вопросам было подписано. В его секретной части предусматривался раздел Маньчжурии на русскую (северную) и японскую (южную) сферы влияния. К русской сфере влияния была отнесена также Внешняя (Северная) Монголия, а к японской — Корея. 3.
Улучшение отношений с Англией и снижение напряженности на российских границах в Азии и на Дальнем Востоке создали, по мнению Извольского, необходимые предпосылки для активных действий России на балканском направлении и в вопросе о черноморских проливах. При этом Извольский надеялся договориться не только с Францией и Великобританией, но и с австро-германским блоком. В 1908 г. в Османской империи власть захватили военные — сторонники турецкой буржуазно-националистической организации "Единение и прогресс" (в Европе их называли "младотурками"). Они провозгласили введение конституционного правления, но в то же время не собирались признавать права народов Османской империи на самоопределение и развязали новую кампанию репрессий против национальных движений. Этой сложной ситуацией решила воспользоваться Австро - Венгрия для аннексии Боснии и Герцеговины с многочисленным сербским и хорватским населением. Австрийская администрация и войска находились в этих провинциях по решению Берлинского конгресса 1878 г., но номинально они оставались под суверенитетом султана. Поэтому намерения Вены вызвали недовольство не только в соседних балканских государствах, в первую очередь в Сербии, но и в Турции. План Извольского состоял в том, чтобы добиться от Вены компенсаций в обмен на признание аннексии Россией. 2—3 (15—16) сентября 1908 г. в замке Бухлау Извольский встретился с министром иностранных дел Австро - Венгрии А. Эренталем. Устно они условились о том, что Россия одобрит аннексию Боснии и Герцеговины, а Австро - Венгрия поддержит открытие проливов для военных кораблей России и других черноморских государств. Говорил Извольский и о компенсациях для Турции, Сербии, Болгарии и Черногории, но большой настойчивости в этом вопросе не проявил. Порядок объявления об аннексии и о пересмотре режима проливов на встрече в Бухлау определен не был. Извольский надеялся решить эти вопросы на международной конференции, для предварительной подготовки которой он немедленно отправился в поездку по европейским столицам. Германия и Италия в самой общей форме согласились на открытие проливов, но потребовали вознаграждения для себя. Франция обусловила свое поведение мнением Лондона. Однако в этой столице Извольского ждало разочарование. Великобритания пыталась использовать смену власти в Константинополе для усиления собственного влияния в Турции и искала расположения младотурок. Грей опасался, что пересмотр режима проливов осложнит положение нового турецкого правительства. Он заявил Извольскому о несвоевременности подобного шага и о необходимости во всяком случае получить предварительное согласие Турции. Кроме того, британские государственные деятели дали понять, что предпочитают открытие проливов для военных судов не только черноморских, но и других стран. Подобное решение было бы на руку Англии, располагавшей сильнейшим флотом в Средиземноморье. Неудача в Лондоне серьезно ослабила позиции Извольского, который оказался под огнем острой критики со стороны коллег. Идя на переговоры с Эренталем, глава российского дипломатического ведомства не посвящал в свои планы Совет министров. Формально он имел на это право, подчиняясь непосредственно императору. Однако как только П. А. Столыпину стало известно о результатах встречи в Бухлау, он вмешался в действия Извольского. Председатель Совета министров осуждал сделку с Австро - Венгрией, которая неизбежно подорвет авторитет царского правительства у славянских народов Балкан и в традиционно сочувствовавшем им общественном мнении России. Столыпин предлагал прямо противоположное: воспользоваться недовольством балканских государств и Турции, чтобы сплотить их под руководством России на основе общего непризнания аннексии. По мысли Столыпина, это привело бы к преобладанию российского влияния на Балканах, к улучшению русско-турецких отношений и к поддержке Портой России в вопросе о пересмотре режима проливов. Такое развитие событий могло резко усилить позиции Петербурга на переговорах с великими державами. Николай II от окончательного решения уклонился. Он одобрил предложения Столыпина и в то же время разрешил Извольскому продолжать усилия по реализации договоренности в Бухлау. На фоне сумятицы в российских правительственных сферах Венский кабинет действовал быстро и решительно. Чтобы избежать обвинений в одностороннем нарушении Австро - Венгрией статус-кво на Балканах, Эренталь побудил болгарского князя Фердинанда провозгласить полную независимость Болгарии, прежде считавшейся вассалом Османской империи. А через день, 24 сентября (7 октября) 1908 г., Вена официально возвестила о присоединении Боснии и Герцеговины. Извольский был поставлен перед свершившимся фактом, причем Эренталь не преминул публично заявить о полученном в Бухлау согласии российского министра иностранных дел. Извольский поспешил разъяснить в печати, что был готов признать аннексию только при условии созыва международной конференции, на которой следовало договориться о компенсациях для Турции и балканских государств. О проливах он теперь умалчивал, помня о реакции Лондона. Такая программа конференции была поддержана Англией и Францией, но отвергнута Австро - Венгрией и Германией. Они соглашались только на формальную санкцию великими державами произошедшей аннексии. В Петербурге поначалу проявляли твердость. На заседании Совета министров в конце октября 1908 г. было решено тянуть с признанием аннексии Боснии и Герцеговины. Извольский в специальном выступлении в Государственной думе в декабре 1908 г. вновь отстаивал идею международной конференции с широкими полномочиями. Тем временем российские дипломаты пытались в духе предложений Столыпина организовать давление на Вену. Однако эти действия были обречены на неудачу. Во-первых, крайне сложно, оказалось, добиться единства балканских государств и Турции из-за конфликтов между ними и неустойчивой внутриполитической конъюнктуры. Во-вторых, Австро - Венгрия и Германия были готовы ответить на попытки давления угрозой войны. В начале 1909 г. произошли серьезные перемены в составе младотурецкого правительства. Новые руководители считали стратегическим союзником Османской империи австро-германский блок. Они прекратили переговоры с Россией, зато быстро достигли соглашения с Австро - Венгрией об отказе Турции от прав на Боснию и Герцеговину в обмен на денежную компенсацию. После этого Венский кабинет, угрожая войной, потребовал безоговорочного признания аннексии от Сербии и Черногории. Австрийские военные приготовления были демонстративно поддержаны в Берлине. 8 (21) марта 1909 г. Германия в ультимативной форме предложила России немедленно одобрить присоединение Боснии и Герцеговины к Австро - Венгрии и принудить к тому же Белград. Положительный ответ Петербургского кабинета означал очевидное и серьезное внешнеполитическое поражение, "дипломатическую Цусиму", как говорили современники. Однако выбора не было. Русская пресса, не скупившаяся в начале кризиса на решительные заявления, заметно сбавила тон. И правительство, и поддерживавшие его политические силы — от кадетов до правых — были едины во мнении, что война (а по-другому защитить Сербию было невозможно) несвоевременна и опасна для России. В Париже и Лондоне также не были готовы к конфликту и советовали уступить. Германский ультиматум был принят. Россия и по ее настоянию Сербия признали австрийскую аннексию на Балканах. После Боснийского кризиса отставка Извольского была предрешена, причем "германофилы" связывали с ней надежды на коренной поворот в российской политике в сторону Берлина и Вены. Боснийский кризис, по их мнению, обнаружил несостоятельность опоры на Великобританию и Францию и продемонстрировал могущество Германии и Австро - Венгрии. Однако Столыпин при поддержке большей части министров и октябристско-кадетского большинства Думы решительно воспротивился передаче МИДа в руки сторонников восстановления австро-русско-германского союза. Столыпин убедил Николая II избрать в преемники Извольскому С. Д. Сазонова. Послужной список Сазонова был достаточно скромен, зато кандидат в министры хорошо знал Столыпина (они были женаты на сестрах) и пользовался его доверием. Получив министерский пост в 1910 г., Сазонов обнаружил неплохие способности руководителя, завоевал авторитет в глазах императора и довольно быстро превратился из креатуры Столыпина в самостоятельного государственного деятеля, возглавлявшего внешнеполитическое ведомство вплоть до 1916 г. Новый министр был осторожнее своего предшественника в постановке ближайших задач, однако общий курс в первые годы работы Сазонова в МИДе оставался неизменным. Сохранялись приоритет ближневосточного направления, опора на "Тройственное согласие" с Францией и Англией при одновременном стремлении избежать излишне опасной конфронтации с австро-германским блоком. В 1909—1910 гг. к проблемам русско-германских отношений добавился вопрос о возможном строительстве ответвления на Тегеран от сооружаемой Германией в пределах Османской империи Багдадской железной дороги. Эта ветка позволила бы германскому капиталу взять под свой фактический контроль значительную долю иранской внешней торговли. Нельзя было исключать и вмешательства Германии в бурные политические перемены в Иране ради распространения своего влияния на эту страну. Располагая существенными коммерческими, финансовыми, военными интересами в Иране, Россия оказалась глубоко втянута в события начавшейся в 1905 г. иранской революции. В 1911 г. на территорию Ирана были введены русские и английские войска. Переговоры министров иностранных дел России и Германии были приурочены к встрече Николая II с Вильгельмом II в Потсдаме в ноябре 1910 г. Замыслы сторон были различны. Сазонов настаивал на том, чтобы не заключать никаких общих соглашений, а договариваться конкретно по Ирану. Германский канцлер Т. Бетман - Гольвег, напротив, разрабатывал проекты общеполитического договора, который неизбежно расшатал бы основания англо-русско-французского сотрудничества. Россия должна была принять обязательство не поддерживать антигерманскую политику Великобритании. В обмен Германия давала аналогичное обязательство в отношении экспансии Австро - Венгрии на Балканах. Начатые в Потсдаме переговоры продолжались вплоть до середины 1911 г. Сазонов сумел добиться главного: перевести переговоры в русло обсуждения исключительно иранских проблем. Достигнутое в августе 1911г. соглашение вошло в историю под названием Потсдамского, хотя окончательный текст был подписан в Петербурге. Обе стороны пошли на уступки. Германия декларировала исключительно коммерческий характер своих целей в Иране, причем обязалась не домогаться концессий в русской сфере влияния. Россия согласилась не препятствовать сооружению Багдадской железной дороги в целом и ее тегеранского ответвления; взяв на себя сооружение участка от турецкой границы до иранской столицы. 4. На Дальнем Востоке внешнеполитический курс Извольского, а затем Сазонова предполагал признание итогов русско-японской войны 1904—1905 гг., но противодействие дальнейшему ослаблению позиций России. Важной мерой по укреплению российских границ стало строительство в 1908—1916 гг. железнодорожной линии из Забайкалья на Дальний Восток вдоль Амура. В отличие от КВЖД Амурская железная дорога проходила только по российской территории. В конце 1909 г. государственный секретарь США Ф. Нокс предложил России и Японии проект "коммерческой нейтрализации" железных дорог в Маньчжурии. Формально их выкупал Китай, а фактически они должны были перейти в руки международного финансового синдиката с большим участием американского капитала. Такое решение означало бы уничтожение раздела Маньчжурии на сферы влияния для России и Японии и соответствовало бы американской доктрине "открытых дверей" в отношении Китая. Действия Вашингтона заставили Токио немедленно принять контрмеры. Япония предложила России заключить конвенцию о взаимной гарантии в отношении ранее установленных сфер влияния друг друга. При этом японская сторона настаивала на признании за ней права аннексировать Корею. Российская дипломатия оказалась перед выбором. Извольский выступал за отклонение проекта Нокса и за русско-японское соглашение. В противном случае России пришлось бы забыть о приоритете балканского направления внешней политики и вновь вступить в противостояние с Японией. Заявления американских политиков о партнерстве с Россией не могли замаскировать конечных целей проекта Нокса. Под прикрытием рассуждений о предоставлении всем странам "равных возможностей" в развитии экономических и политических связей с Китаем США хотели прочно обосноваться в Маньчжурии и вытеснить оттуда конкурентов. Такая перспектива не радовала торгово-промышленные круги России. Военные, со своей стороны, не хотели оставлять выгодную передовую позицию — под видом "охранной стражи" в полосе КВЖД находилось свыше 20 тыс. русских войск. На политической сцене эти взгляды отстаивали правые, прогрессисты и октябристы. Они развернули мощную кампанию в печати за сохранение "особых прав" России в районах, прилегавших к русско-китайской границе от Джунгарии до Маньчжурии. Идея сотрудничества с Японией ради обеспечения российских интересов в Северной Маньчжурии получила поддержку Николая II и большинства министров. Проект Нокса был отклонен, а Россия и Япония заключили в 1910 г. конвенцию, подтверждавшую установленное в 1907 г. разграничение Маньчжурии на русскую и японскую сферы влияния. Ценой сближения с Японией стало согласие российского правительства на японскую аннексию Кореи. В дальнейшем, в 1912 г. к сфере российского влияния была отнесена западная часть Внутренней (Южной) Монголии, в восточной части признавалось преобладание Японии. Российская дипломатия не оставляла надежды выполнить план, предложенный Столыпиным в дни Боснийского кризиса 1908—1909 гг.: объединить балканские государства и Турцию в союз, с помощью которого Россия могла бы влиять на положение дел в этом регионе и противодействовать австро-германской экспансии. В марте 1912 г. при активном участии российских дипломатов был заключен секретный союзный договор, а затем и военная конвенция между Сербией и Болгарией. Они договорились совместно выступить против любой державы, которая посягнула бы на балканские владения Турции. Это условие было направлено, прежде всего, против Австро - Венгрии. В случае возникновения собственного конфликта с Турцией Сербия и Болгария обязались не начинать войну без предварительного одобрения России. Стороны условились также о долях при возможном разделе балканских земель Османской империи, причем спорные территории в Македонии предусматривалось передать на верховный арбитраж России. В Петербурге создание сербско-болгарского союза, к которому вскоре присоединилась и Греция, было расценено как несомненная удача, однако сближение нового Балканского союза с Турцией оказалось делом совершенно несбыточным. Неудачная война с Италией подорвала внутреннюю стабильность Османской империи. В балканских провинциях вспыхнули вооруженные выступления против турецкой администрации. Порта ответила жестокими карательными мерами, вызвавшими на Балканах всеобщее возмущение. Балканские государства считали момент благоприятным для окончательного освобождения полуострова от турецкого господства. Российская дипломатия делала все возможное, чтобы предотвратить войну, которая неизбежно вела к новому международному кризису с малопредсказуемыми последствиями. После безуспешных усилий склонить Порту к предоставлению широкой автономии ее балканским владениям Сазонов попытался организовать давление на Турцию со стороны всех великих держав, но было слишком поздно. Пока Сазонов вел переговоры в европейских столицах, 25 сентября (8 октября) 1912 г. начались военные действия (первая Балканская война) между Турцией и Черногорией, которая примыкала к Балканскому союзу, хотя формально его членом не являлась. Десять дней спустя войну Турции объявили Сербия, Болгария и Греция, проигнорировав все обращенные к ним предостережения России. В течение месяца турецкая армия была разгромлена. Сербы вышли к Адриатическому морю, а болгары — к укрепленным позициям у селения Чаталджи всего в 45 км от Константинополя. На этой линии фронт стабилизировался, и к весне 1913 г. военные усилия обеих сторон окончательно выдохлись. Такой оборот событий российские правительственные круги встретили с нескрываемым облегчением. В случае прорыва к Константинополю следовало ожидать неминуемой интервенции великих держав для обеспечения их интересов в зоне проливов. Вскоре после начала войны Великобритания уже выступила с неприемлемым для российской дипломатии проектом установления над ними международного контроля. В мае 1913 г. Турция и балканские государства подписали мирный договор. 'Турция уступила на Балканах все свои владения к западу от линии Энос — Мидия вблизи Константинополя, остров Крит и Эгейские острова, признала независимость Албании, провозглашенную в 1912 г. в результате антитурецкого восстания. Не был, однако, решен принципиально важный вопрос — о распределении территорий между победителями. Распри по этому поводу возникли еще в ходе войны. Их углублению способствовало вмешательство великих держав, искавших пути усиления своего влияния на Балканах. Как только сербские войска заняли часть Адриатического побережья, Австро - Венгрия потребовала передать эти районы Албании, правительство которой придерживалось проавстрийской ориентации. Выход к морю означал для Сербии уменьшение экономической зависимости от Австро - Венгрии и расширение контактов со славянскими народами империи Габсбургов, что особенно пугало Вену. Свои требования австрийское правительство подкрепило широкими военными приготовлениями, которые в свою очередь поддержала Германия. В 1912—1914 гг. австро-германский блок нередко шел на обострение обстановки, прибегая к военным демонстрациям и угрозам для решения внешнеполитических задач. Германские и австрийские военные считали, что их армии превосходят по оснащению и боеготовности вероятных противников. Политики в Вене и Берлине торопились использовать это преимущество, пока его не свело на нет выполнение аналогичных военных программ в России, Франции, Великобритании. Давление на Сербию являлось очевидным вызывом российскому влиянию на Балканах. В ноябре—декабре 1912 г. Совет министров России неоднократно обсуждал возможную реакцию на действия Австро - Венгрии. Военные выступали за принятие адекватных по масштабу мер по мобилизации армии. Но председатель Совета министров В.Н Коковцов и С.Д. Сазонов горячо возражали, ссылаясь на слабую готовность войск и флота к войне, напряженное внутриполитическое положение, недостаточную сплоченность с возможными союзниками — Францией и, особенно, Великобританией. Коковцов и Сазонов настояли на уступках со стороны Белграда. В результате сложных русско-австрийских и русско-сербских переговоров Сербия согласилась ограничиться "коммерческим доступом" к морю, т. е. правом беспошлинного транзита грузов через территории прибрежных государств. Российская дипломатия пошла навстречу и требованиям Вены присоединить к Албании город Скутари (Шкодер), на который претендовала Черногория. Сазонову стоило огромного труда в последний момент уговорить черногорского короля Николу подчиниться такому решению. После заключения мира с Турцией, когда исчез общий противник, разногласия между участниками Балканского союза вылились в открытую вражду. Яблоком раздора стал раздел Македонии. В этой ситуации Австро - Венгрия обещала болгарскому царю Фердинанду помощь в войне против Сербии, надеясь окончательно разрушить единство балканских государств. Россия, напротив, пыталась его сохранить. Царское правительство предложило свой арбитраж и соглашалось организовать в Петербурге переговоры премьеров Сербии, Болгарии, Черногории, Греции. Российские дипломаты были готовы стать посредниками и в болгаро-румынском споре из-за Южной Добруджи. Но амбиции балканских правительств взяли верх над миротворческими усилиями. 17 (30) июня 1913 г. по приказу царя Фердинанда болгарские войска атаковали сербские и греческие позиции в Македонии. Началась вторая Балканская война. Внезапности болгарам достичь не удалось. Их противники столь же активно готовились к войне под прикрытием переговоров об арбитраже. Сербские и греческие части перешли в успешное контрнаступление. Надежды болгарского царя на обещанную австрийскую помощь не оправдались. В Вене и Берлине полагали, что главное достигнуто — Балканский союз развалился, а поражение Болгарии позволит австрийским и германским дипломатам с успехом играть в отношениях с Софией на весьма чувствительной струне реванша. Видя, что Болгария изолирована, в войну против нее вступили Румыния и Турция. 9 (22) июля 1913 г. царь Фердинанд капитулировал и обратился к России с просьбой о посредничестве. На мирных переговорах болгарская делегация согласилась уступить Румынии Южную Добруджу, Сербии и Греции — почти всю Македонию, но попыталась вернуть занятый греками порт Кавалла на Эгейском море и Адрианополь (Эдирне), которым вновь овладели турки. Сазонов считал необходимым поддержать Болгарию. Тем самым он надеялся сохранить ее в сфере влияния России и несколько ослабить реваншистские настроения в болгарском правительстве, которые перечеркивали возможность нового сближения балканских государств. Однако позиция остальных великих держав заставила российскую дипломатию отступить. Адрианополь перешел к Турции, а Кавалла — к Греции. Франция и Великобритания просьбы России о поддержке игнорировали, не пожелав рисковать ради них своими интересами в Афинах и Константинополе.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |