Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование творческого (нетрадиционного) урока.




Этапы и особенности составления плана урока, ориентированного на творческую деятельность учеников.

1. План творческого урока - это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.

2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Припоминаются особенности учеников того класса, в котором будет проводиться урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.

3. Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы. С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны самому учителю (тогда есть вероятность, что эти же проблемы будут интересны и ученикам). Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разном понимании проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке индивидуальные подходы их авторов, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников.

4. Определение смысла урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу. Важно учесть, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть различен. Полезно иметь представление о направленности индивидуальных образовательных программ учеников, об их интересах в изучаемой области.

5. Разрабатывается идея урока, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируется одно или несколько открытых заданий, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуальность.

6. Отбирается такой материал и такие средства, методы и формы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать.

7. Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги. Например, к уроку по составлению учениками собственных таблиц сложения чисел учитель готовит аналогичные таблицы, составленные древними и современными ученым и.

8. Уточнение и письменное формулирование целей урока различного ранга по отношению к разным субъектам обучения. Приведем примеры трех уровней целей по отношению к ученикам: «Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности» (предметная цель); «Сформулировать понятие «закономерность» (метапредметная цель); «Научиться формулировать свою цель, способ работы, возникшую трудность, освоить способ графической рефлексии» (методологические цели).

9. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока.

Одно из требований занятия - «дыхание урока», то есть смена контрастных видов деятельности учеников при сохранении образовательной доминанты. Так, на уроке с учениками начальной школы такая смена происходит не реже, чем через 10-15 минут. Например, в начале урока 10 минут происходит обсуждение проблемы («громкая» коллективная работа); затем формулируется задание, и в течение 15 минут каждый ученик решает названную проблему («тихая» индивидуальная работа); далее ученики в течение 10 минут выступают перед друг другом или в группах со своими результатами («громкая» индивидуально-групповая деятельность); в завершающие 5 минут происходит письменная рефлексия - каждый ученик пишет в тетради, что он понял и чему научился («тихая» индивидуальная деятельность).

10. Написание конспекта (плана) урока. Его примерная структура;

• тема урока, класс, дата проведения;

• тип урока;

• цели урока;

• оборудование и материалы к уроку;

• фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников;

• главная проблема урока (записывается одна или две-три проблемы);

• этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам;

• формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: «Нарисуйте свою картину мира»;

• предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (желательно указать 2-3 возможных варианта результата);

• культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме;

• рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски;

• задание ученикам по рефлексии их деятельности;

• формы контроля и оценки результатов урока;

• задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально);

• рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия);

• список литературы и других источников, использованных учителем

для подготовки к уроку;

• форма анализа проведенного урока, итоги его обсуждения с присутствующими на нем коллегами или учениками.

Главные вопросы при создании творческого урока: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?

Задания могут быть сгруппированы по доминирующим видам деятельности учащихся: креативной, когнитивной, оргдеятельностной. Помощь в их выполнении оказывают алгоритмические описания и рекомендации.

Типы творческих (нетрадиционных) уроков. Для определения базовой основы творческого урока выбирается оптимальный для каждого случая тип урока.

Целью творческого урока является создание учениками собственного образовательного продукта. Образовательная продукция является результатом выполнения определенных видов деятельности, поэтому разделение творческих уроков на типы может происходить на основе различных ведущих видов деятельностей: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др.

Творческие уроки, особенно в младших и средних классах, как правило, комбинированные, то есть включают 3-4 сменяемых друг друга вида деятельности учеников. В старших классах деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.

Ниже представлены перечни названий типов творческих уроков. На их основе могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленные творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построений.

Уроки когнитивного типа:

 

• урок-наблюдение;

• урок-эксперимент;

• урок исследования объекта;

• поисковый урок;

• лабораторно-практичеекий урок;

• урок постановки проблем и их решение;

• урок конструирования понятии (правил, равил, закономерностей, гипотез);

• урок конструирования теорий;

• урок построения картины мира или ее части;

• урок работы с первоисточниками;

• интегративныйурок;

• межпредметныи урок;

• урок обобщения.
Уроки креативного типа:

• урок составления и решения задач;

• урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

• урок-парадокс;

• урок-фантазия;

• урок изобретательства;

• урок технического (научного, прикладного, художественного,

• социального, культурного, педагогического) творчества;

• урок моделирования;

• урок символотворчества;

• урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий),

• урок - эвристическая ситуация;

• урок открытий;

• сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);

• деловая игра;

• ролевая игра;

• урок-путешествие (реальное, виртуальное);

• урок-наоборот (ученик в роли учителя);

• урок в школе будущего;

• прогностический урок;

• урок защиты творческих работ;

• урок-олимпиада;

• урок творческого обобщения.
Уроки оргдеятельностного типа:

• урок целеполагания,

• урок разработки образовательных программ;

• уроки с групповой работой;

• урок-проект (с использованием метода проектов);

• урок-консультация (взаимоконсультация);

• урок самооценок (взаимооценок);

• урок-зачет (самозачет); урок-рефлексия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.