Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В новое время поиски иных, более тесных и личностных связей с Богом привели к сложению новых мистических учений и движений. 2 страница




Как мы уже отмечали, отнюдь не уникальным является и алфавит, используемый в иудаистской Каббале. Сент-Ив д’Альвейдр подчёркивал в этой связи, что в основе двадцати двух букв алфавита Каббалы лежит древний арийский алфавит - «самый скрытый и тайный, служивший вероятно прототипом не только для всех других такого же рода, но и для знаков ведийских и для букв санскритских… Этот алфавит, о котором я вам сообщал, я узнал от выдающихся браманов, которые меня не обязывали держать это в тайне».[506]

Сент-Ив д’Альвейдр подчеркивал, что каббалистический способ использования букв алфавита, как и сама Каббала – отнюдь не является иудейским изобретением: «Все религиозные школы – азиатские и африканские, обладавшие алфавитами космологическими, солнечными, лунными, солнечно-лунными, месячными, часовыми и т.п., пользуются своими буквами кабалистическим способом. Касается ли дело чисто научных знаний и поэзии, разъясняющей науку, или божественных откровений – все древние книги, писанные на наречии даванагари, а не на пракрите, могут быть поняты только благодаря Кабале этих наречий, но первые должны быть приведены к двадцати двум однозначным схемам, а вторые – к их точным космологическим положениям». [507]

Отметим ещё раз, что само наименование древнего эзотерического учения - «Каббала», вопреки широко распространенному мнению – отнюдь не еврейского происхождения: «Слово Каббала обыкновенно производят от еврейского слова «Киббел», что, значит, собирать, получать, - переводят преданием. [508] Эта этимология нам кажется натянутой и неточной: мы считаем, что слово Каббала имеет происхождение халдейско-египетское и имеет значение тайного знания или учения. Египетский корень «Кеп», «Копп», или «Кеб», «Коб», по-еврейски – «Габ», Кебб», или «Кебет» - обозначает: скрывать, закрывать; частица ал или аль – по-египетски значить брать; так что все слово обозначало: знание, исходящее из скрытых принципов – «брать из тайны». [509] (Курсив – цитируемого автора).

Однако подчеркнём это ещё раз, в определенном смысле, иудаистская Каббала, действительно, представляет собой уникальное в истории мирового эзотеризма явление: это своего рода «метафизическое извращение» древней Каббалы. В случае иудаистского эзотеризма мы имеем дело, говоря словами известного современного эзотерика Александра Дугина, со своего рода «эзотеризмом наоборот», в корне противоречащим всем сакральным нормам, определяющим логику всех остальных инициатических Традиций, восходящих к Примордиальной (Изначальной) Традиции.[510]

Основу иудаистской Каббалы составляют две книги: «Сефер Иецира» - Книга Творения (о сотворении мира и глубинных законах Мироздания); и «Зогар» - Книга Колесницы, или Книга Сияния (о Божественной Сущности, способах и формах её проявления).

«Кроме этих основных текстов, в образовании умозрительной системы Каббалы имели особенное значение Сеферга-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затем Пардес-Римоним - р. Моисея Кордуанского, и, наконец, писания р. Исаака Лурия, по прозванию Льва (Ари). Оба последние жили в XVI в. и ими завершается внутреннее развитие еврейского каббализма».[511]

Всё это - «теоретическая Каббала». Теоретическая «Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов». [512]

Дополнением к «теоретической Каббале» являются «Ключики Соломона», лежащие в основе практической магии. [513] «Ключики Соломона» излагают ритуальную, обрядовую часть магии, включая церемонии изготовления и освящения различных предметов, служащих для магических операций, а также талисманов на все случаи жизни. [514]

Знаменитый оккультист конца XIX – начала XX века доктор Папюс (Жерар д’Анкос) писал о структуре Каббалы: «Тайное же учение состояло из двух частей: теоретической и практической, представляющих три подразделения: историческое, социальное и мистическое, а весь круг знаний, заключающих эти две части, составляли собственно Каббалу (получаемое).

Лишь одна теоретическая часть Каббалы была написана и напечатана. Эта часть содержит две книги:

а) О сотворении мира и тайных законах (Берешит), заключенных в Сефер Иецира и

б) Книгу, более метафизическую, о божественной Сущности и способах Её проявления, то, что каббалисты называют Небесной Колесницей (Меркава), представляющую Зогар…

Хорошо известна только теория Каббалы. Практическая или Магическая часть содержится в тайне, будучи едва намечена в редких касающихся до нее рукописях… Эти рукописи преимущественно известные под наименованием «Ключиков» (Clavicules), послужили основам всем древним гримуарам (заклинательным книгам) провинциальной Магии («Альберт Великий» и «Альберт Малый», «Красный Дракон», «Энхеридион»), или тем, которые через колдовство доводят духовенство до сумасшествия («Гримуар» папы Гонориуса)». [515] (Курсив – Папюса).

Если занятия «теоретической Каббалой» являются уделом эзотериков-каббалистов, то «практическая Каббала» привлекает в основном экзотериков, носителей «популярного сознания».

Однако некоторые иудаистские эзотерики-каббалисты, не ограничиваясь теоретическими изысканиями в области иудаистского эзотеризма, погрязли в черномагической «практической Каббале» не меньше, чем адепты Черного оккультизма. Один из наиболее знаменитых оккультистов XIX века Элифас Леви писал в этой связи: «Маги некромантии и гетевской науки чертили свои адские пантакли на коже жертв. Церемонии принесения жертв, способ сдирания кожи с ребенка, затем её засолки, сушки и отбеливания, даны в числе ключиц и гремуаров. Некоторые иудейские каббалисты впадали в подобное безумие, забывая анафемы, которым предавали в Библии тех, кто совершал жертвоприношение. Любое кровопролитие, совершаемое во время церемоний, отвратительно и нечестиво, и, со времени смерти Адонхирама, Общество истинных Посвященных испытывает к нему отвращение».[516]

(Впрочем, к практической магии прибегают не только носители «популярного сознания» и адепты Черного оккультизма. Порой, магии не чурался даже Будда, который в целом относился отрицательно к демонстрации различных оккультных феноменов, воспринимаемых на внешнем уровне в качестве всевозможных «чудес». Разумеется, Будда пользовался Белой магией: «Когда Будда, достигнув Просветления, впервые пришел в свой город Капилавасту, он продемонстрировал целый ряд «волшебных знаний» для того, чтобы убедить сородичей в своих сверхъестественных силах и подготовить их к обращению. Он поднимался в воздух, расчленял своё тело на части, позволял конечностям и голове упасть на землю, а затем снова соединял их на глазах у изумленных зрителей. И хотя это чудо приводится даже в сочинении Ашвагхоши, оно, по сути дела, является частью индийской магической традиции и превратилось в типичное «чудо», демонстрируемое факирами». [517]).

Стержнем Каббалы, её «становым хребтом», является знаменитое Древо Сефирот (Древо Жизни), которое представляет собой компактное изложение научных, психологических, философских, теологических и эзотерических знаний, данное в схематичной форме.[518]

Согласно Дион Форчун, эффективно использовавшей Каббалу в своей оккультной практике, каббалистическое Древо Сефирот (Древо Жизни) представляет собой попытку свести к форме диаграммы каждую силу и фактор в проявленной Вселенной и в Человеке (Макрокосме и Микрокосме). Сопоставить их друг с другом, и, как на карте, обозначить их размещение, чтобы наглядно показать относительное положение каждого элемента в системе и проследить взаимосвязи между ними.

Каббалистическое Древо Сефирот (Древо Жизни), наряду с картами Таро, является глифом, составным символом, на основе которого постигают эзотеризм те, кто избрал Западный Путь духовного восхождения. Этот глиф представляет собой диаграмму, на которой изображено десять кругов, расположенных в определенном порядке и соединенных друг с другом двадцатью двумя линиями.[519] Круги называются Сефирот, линии – Пути. Каждая Сефирота является определенной фазой в эволюции Макрокосма, то есть Вселенной. Каждый Путь является фазой развития Микрокосма, то есть Человека. Древо Сефирот символически изображает космическое тело совершенного существа - первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции Мироздания.

Медитации на Древе Сефирот (Древе Жизни), как и медитации на картах Таро, [520] для тех, кто избрал Западный Путь духовного восхождения, открывают доступ к бессознательному, и дают возможность через высшую его сферу - сверхсознание - вступать в непосредственный контакт с Высшими Силами. (Согласно эзотеризму, бессознательное состоит из двух сфер: низшей - подсознание, и высшей – сверхсознание. Подсознание связано с нижними, «подчеловеческими», инфернальными регионами Бытия, с «тьмой кромешной». Сверхсознание связано с высшими, «сверхчеловеческими» регионами Бытия, с Мирами Просветления). [521]

Постепенно, по мере прохождения Путей Древа Сефирот (Древа Жизни), от самой низкой Сефиры, до самой высокой, то есть, в процессе своего духовного восхождения, человек достигает высшей ступени духовного совершенствования, доступной ему на нынешнем этапе эволюционного развития планеты.

Сефиры, если их перечислять сверху вниз, имеют следующие названия (согласно «Мистической Каббале» Дион Форчун): Кетер (Корона), Хокма (Мудрость), Бина (Разум), Хесед (Милосердие), Гебура (Строгость), Тиферет (Красота), Нецах (Победа), Ход (Слава), Иесод (Основание), Малькут (Царство).[522]

Есть ещё невидимая Сефира – Даат, она расположена над Тиферет, на пересечении Путей, идущих от Хесед к Бине и от Тиферет к Кетеру.

Кроме положительных Сефирот, существуют и отрицательные Сефиры – Клипот. Они расположены ниже Мулькута - низшей положительной Сефиры, символизирующей Плотный Мир - и представляют собой своего рода отражение Древа Сефирот (Древа Жизни) в нижние «адские» регионы Мироздания. Клипот не являются самостоятельными Сефирами: это несбалансированные, отрицательные аспекты положительных Сефирот, их обратная сторона. Все Сефиры, за исключением трех высших (Кетер, Хокма, Бина), имеют отрицательные аспекты, которые как бы аккумулируются в соответствующих Клипот.

Три высших Сефиры отрицательных аспектов не имеют, а, следовательно, не имеют и своего отражения в виде Клипот в нижние «адские» регионы Мироздания. На этом основывается известный каббалистический постулат, гласящий, что Дьявол достаёт своей головой лишь до Сефиры Даат.

С развитием в Европе гуманизма и гебраистики ширился интерес к Каббале у ряда христианских авторов. В Новое время влияние мистицизма Каббалы прямо или косвенно испытывали Гегель, Вл. Соловьёв, Бердяев, Юнг, Бубер. Каббала повлияла на некоторые поздние мистические течения в иудаизме (саббатианство, хасидизм).

Что касается популярного сознания, то его привлекала так называемая практическая Каббала – магия, призванная воздействовать на мир («ибо каждое возбуждение «снизу», от человека, вызывает возбуждение в верхних сферах мироздания»...), угадывать сокровенное и предсказывать будущее (часто путем перестановки букв в именах, операциями над числовыми соответствиями букв и т.п.).

Так что слова «каббала» и «кабалистика»даже вошли в ряд европейских языков в расширительном значении: тайные знания, магия; нечто непонятное для непосвященных.

Как пишет рабби Йосеф Телушкин, на протяжении длительного времени Каббала считалась «подлинно еврейской теологией»,[523] и среди представителей иудаизма почти никто не воспринимал её критически. Однако в современном мире, где «рациональное знание ценится выше, чем мистическое, о каббале стали забывать».[524] И вместо эзотерической Каббалы, на первый план вышел экзотерический «Талмуд» и составленные на его основе своды законов Галахи (правовой традиции еврейского народа), в первую очередь, самый значительный из них - «Шулхан Арух».

Но это ни сколько не умаляет значение Каббалы как иудаистского эзотеризма: она была, есть и будет впредь - «душой души Закона» Израиля. То есть, «душой» «Мишны» - основы «Талмуда», которая в свою очередь является «душой» «Торы»: главной части иудаистского Ветхого Завета - Танаха. Известный исследователь оккультизма М. П. Холл писал об этом в своём фундаментальном труде: «Еврейская теология разделялась на три части. Первая часть – закон, вторая часть – душа закона и третья – душа души закона. Закону учили всех детей Израиля. Мишна, или душа закона, открывалась раввинам и учителям. Каббала же, душа души закона, тщательно скрывалась, и только высочайшие из посвященных были обладателями её секретов».[525] (Курсив – М. П. Холла).

Знаменитая оккультистка Дион Форчун писала в данной связи: «древняя мистическая традиция иудеев включала три литературных источника: Книги Закона и Пророков, известные как Ветхий Завет; Талмуд, или собрание комментариев к текстам Ветхого Завета; Каббалу, или мистическое толкование Ветхого Завета. Как утверждали древние раввины, первый из этих источников является телом традиции, второй – ее рациональной душой, а третий – бессмертным духом. Люди невежественные могли с пользой читать первый, просвещенные изучали второй, но мудрые сосредотачивались на третьем». [526]

Каббала оказала существенное влияние на некоторые поздние мистические течения в иудаизме: «взаимодействие между христианством и еврейством на почве Каббалы породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка и франкистов (XVIII в.) и наконец, хасидизм».[527]

Каббалистические доктрины являются также ключом к масонскому эзотеризму и ученью розенкрейцеров.

Интерес к Каббале не ослабевает не только со стороны эзотериков и оккультистов, но и со стороны философов, религиоведов, историков культуры, социальных психологов и представителей целого ряда других современных научных дисциплин. Ведь «каббала – не только музейный экспонат, но и особого рода метафора мышления».[528]

4. «Сефер Иецира» и «Зогар» - главные книги иудаистской Каббалы. Первая книга иудаистской Каббалы: «Сефер Иецира» - «первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке» (академик С. С. Аверинцев),[529] была написана, по мнению большинства исследователей, между III и VIII в. н.э., хотя иудаистские мистики атрибутируют её «праотцу Аврааму».[530] Мэнли Палмер Холл, в своем знаменитом энциклопедическом изложении оккультной философии, пишет о происхождении «Сефер Иецира»: «по-видимому, она написана раввином Акибой в 120 г. н.э.».[531]

Известный современный эзотерик Евгений Колесов (Het Monster) пишет о раввине Акибе: «Раввин Акиба бен Иосиф, один из Четверых мудрецов, был родом из новообращенных (т. е. изначально не иудей). Он стал раввином, составил множество комментариев к Священному Писанию, да таких, что они приводили в изумление современников: «Из каждого крючочка, - говорили они, - он может извлечь гору толкований». Эти толкования нередко носили весьма мистический характер, однако были настолько хороши, что раввины так и не осмелились причислить его к еретикам, как трех остальных из Четверых мудрецов. …Именно Акибу часто считают автором первых каббалистических книг, Сефер Йецира и Зогар, но это мало вероятно. А вот основные положения каббалистической мысли он вполне сформулировать мог. Но своё развитие они получили лишь в последующие века».[532]

«Сефер Иецира», в отличие от «Зогара», имеет небольшой объем и М. П. Холл даёт в своем труде её полное изложение,[533] составленное на основе тщательного сопоставления текстов пяти английских переводов.[534] Он отмечает в этой связи: «Результатом, представленным читателю здесь, является не прямой перевод её еврейского или латинского вариантов, а скорее текст, передающий все основные черты книги. Тем не менее, хотя здесь передан скорее дух Сефер Иецира, нежели буква её, нет существенного отклонения от оригинального текста».[535] (Курсив – автора).

(Отметим, что на русский язык «Сефер Иецира» была переведена в начале XIX в. известным гебраистом Н. А. Переферковичем, также издавшим на русском языке в сокращенном варианте и «Талмуд».[536] «Сефер Иецира» в переводе Н. А. Переферковича дается в приложении к книге Папюса «Каббала».[537] Русский перевод «Сефер Иецира» дается также в альманахе «АУМ». Синтез мистических учений Запада и Востока», изданным Русским эзотеричеким обществом Нью-Йорка.[538]).

Как пишет известный оккультист Адольф Франк, «Сефер Иецира» «отличается от всех других священных книг тем, что она не даёт объяснений мира и его явлений, она представляет ступени понятия идеи о Боге, или Воли Всевышнего. Это книга скорее раскрывает Бога путем оценки Его многообразного творчества».[539]

Книга «Зогар» (XIII в. н.э., мистическая датировка – II в. н.э.) написана на арамейском языке. Большинство исследователей считает, что «Зогар» был написан в XIII в. н.э. Моисеем Леонским (Моше де Леоном), который предпочел представить этот труд в качестве наследия талмудического мудреца Симона бен Йохаи, жившего во II в. н.э.

Раввин Симон бен Йохаи был учеником раввина Акибы - знаменитого религиозного деятеля, предполагаемого автора «Сефер Иецира». По преданию, Симон бен Йохаи, в 161 году, был приговорен к смерти римским правителем Луцием Вером, но сумел скрыться от властей, и 12 лет вместе со своим сыном - раввином Елиезером, и учеником – раввином Аббу, жил как аскет-отшельник в пещере, вдали от людей, где по внушению Высших Сил и написал «Зогар».[540] «За это время он сумел расшифровать сложный символизм значений «Малый Лик» и «Большой Лик». Истощенный дискуссиями со своими учениками раби Шимон умер, и вместе с ним угас «Светоч Израиля». Его смерть и похороны сопровождались многочисленными сверхъестественными явлениями. Легенды утверждают, что Секретная Доктрина Кабалы существовала с начала мира, и что Шимон оказался первым, которому было позволено записать её. Двенадцать столетий спустя, были обнаружены написанные им книги, и Моше де Леон опубликовал их на благо человечества. Однако полагают, что Моше де Леон сам составил «Книгу Зоар» в 1305 г., взяв за основу информацию из незаписанных, устных тайн более ранних иудейских мистиков».[541]

Михаэль Лайтман, активно занимающейся популяризацией иудаистской Каббалы, пишет в этой связи: «сказано в трудах известного кабалиста Арии: «Знай, что души великих наполнены внешним (окружающим) или внутренним (наполняющим) свечением. И те, чьи души наполнены окружающим свечением, обладают даром излагать тайны, облачив их в слова так, что не поймет их недостойный. И вот у раби Шимона бар Йохая была душа, наполненная окружающим свечением, и потому была в нем сила излагать так, что, даже выступая перед собранием, понимали его лишь те, кто достоин был понять. Потому только ему свыше было позволено написать книгу «Зоар», хотя кабалисты, жившие до него знали больше. Но не было в них способности облечь духовные понятия в слова, как только он мог. Таким образом, видно, что условия изложения в Кабале зависят не от уровня знания кабалиста, а от свойств его души, и лишь в зависимости от нее получает он указание свыше раскрыть определенную часть Торы. [542] И потому не найти ни одного фундаментального сочинения по Кабале до книг «Зоар», а те, что есть, содержат лишь туманные и беспорядочно изложенные намеки». [543]

Михаэль Лайтман пишет об авторе «Зогара»: «Книга «Зоар» написана высшим каббалистом РАШБ’’И – раби Шимоном бай Йохаи. Раби Шимон был учеником самого таны (тана – особый мудрец поколения) раби Акивы. В последующие годы раби Шимон занимает ведущее место среди всех мудрецов своего поколения: его имя упоминается более 350 раз в «Мишне», и более 2300 раз в «Талмуде». За распространение Торы раби Акива был заключен в тюрьму, а раби Шимон убежал и должен был 13 лет[544] скрываться в пещере у деревни Пкиин. В течение этих лет, живя в пещере, питаясь плодами ронакового дерева и водой из расположенного рядом источника раби Шимон со своим сыном постиг 125 ступеней духовного возвышения. (Талмуд. Шабат, 33,2).

…«Зоар» повествует, что раби Шимон и его сын достигли уровня пророка Элияу, и потому говорится, что сам пророк Элияу являлся к ним учить их Торе».[545]

Михаэль Лайтман подчеркивает особое значение «Зогара» для всех, кто изучает Каббалу: «Книга «Зоар» («Книга Свечения») названа так потому, что излучает свет от Высшего источника. Этот свет несет изучающему высшее воздействие, озаряет его высшим знанием, раскрывает будущее, вводит читателя в постижение вечности и совершенства… нет более высшего занятия, чем изучение книги «Зоар». Изучение книги «Зоар» выше любого другого учения, даже, если изучающий не понимает… Своим особенным мистическим языком «Зоар» описывает устройство мироздания, кругооборот душ, тайны букв, будущее человечества». [546]

Основательница теософии Е. П. Блаватская писала о «Зогаре»: «Предание приписывает его авторство раввину Симону бен Йохаи, 80 г. н.э., (Е. П. Блаватская датирует предполагаемое написание «Зогара» Симоном бен Йохаи более ранним временем, чем большинство исследователей – С. П.), но современная критика склонна считать, что большая часть этого труда не старше 1280 г., когда он был, несомненно, отредактирован и издан раввином Мозесом де Леоном из Гвадалахары (Испания)… нынешний «Зогар» не есть «Зогар», оставленный Симоном бен Йохаи своему сыну и секретарю в наследство. Автором современного приблизительного варианта (курсив - Е. П. Блаватской – С. П.) был некий Мозес де Леон, еврей, живший в XIII веке… Не существует ни полного английского перевода «Зогара», ни даже латинского. Из доступных еврейских изданий можно выделить Мантуйское 1558 г., Кремонское 1560 г. и Люблинское 1623 г.

…Основными трактатами, вошедшими в «Зогар», являются: «Сокровенный Мидраш», «Тайны Пятикнижия», «Дворцы и Чертоги Рая и Гайхиннома», «Преданный Пастырь», «Тайна Тайн», «Речь Старца в Мишпатиме» (наказание душ), «Джанука, или Речь Юноши» и «Тозефта и Матанитан», - которые являются дополнительными трактатами об эманации и сефиротах, в добавление к трем главным трактатам, упомянутым выше. («Книга Сокровенной тайны», «Большое Святое Собрание», «Малое Святое Собрание» - С. П.). В этом хранилище можно найти истоки всех позднейших разработок каббалистического учения».[547]

Михаэль Лайтман, подчеркивая особую важность «Зогара», как каббалистического произведения, писал о его значении для иудаизма: «Книгу «Зоар» многие непосвященные называют нравоучением на основе Каббалы, так как «Зоар» написан языком заповедей, того, что должен делать человек. Понятно, отзываясь так о книге «Зоар», они пытаются отрицать её тайную, скрытую суть, которая в той же мере находится и в любой книге Торы, и сводят всю Тору к выполнению «желания Творца о соблюдении нами заповедей». Для чего их выполнять - этот вопрос остается открытым. В принципе, для выполнения заповедей в таком случае вообще не нужен Творец, если человек не нуждается в Нем - для чего же сам Создатель? Авторы «Зоар» специально изложили эту книгу, говорящую только о строении и действии духовных миров, научным юридически-поучающим языком, дабы у читающего не осталось никакого сомнения, что главное в Торе не мудрость – а «дающий мудрость», что главное в Торе и заповедях - чтобы вознуждаться в Творце и приблизиться к Нему душевными свойствами».[548]

Владимир Соловьёв писал о времени создания главных текстов иудаистской Каббалы: «Мнения о древности Каббалы расходятся более чем на 3000 лет - от эпохи Авраама и до XIII в. по Р. Хр. …Главные письменные памятники умозрительной Каббалы суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится к началу средних веков; в IX в. на нее уже писались комментарии как на старинный авторитет, вероятно она составлена в VI или VII в. Зогар приписывается каббалистами ученику знаменитого р. Акибы, р. Симону бен-Йохаю (П в.), но так как в этом темном писании находятся ясные указания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280), то его с полною вероятностью относят ко времени около 1300 г. и автором его признают испанского раввина Моисея де-Леона. Обе книги напечатаны в первый раз в Мантуе, в 1558 - 62 гг.».[549]

Аналогичной точки зрения придерживается большинство не иудейских исследователей. Авторы созданного в советское время, но не утратившего своей научной значимости «Философского энциклопедического словаря», пишут о главных книгах иудаистской Каббалы: «Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв., учит о 32 элементах мироздания, к к-рым относятся не только 10 первочисел (как в греч. пифагореизме), но и 22 буквы евр. алфавита. Каббала в собств. смысле слова складывается к нач. 13 в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско.-евр. филос. движением в Андалусии. Основополагающий памятник Каббалы – «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском яз. в Кастилии в кон. 13 в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), к-рый, однако, предпочел выдат её за наследие талмудич. мудреца 2 в. Симона бен Йохаи; она имеет форму аллегорич. толкования на библейские тексты».[550]

«Зогар», как по своему объему (он гораздо обширнее «Сефер Иецира»), так и по своей сути, является центральной книгой иудаистской Каббалы. Это - квинтэссенция иудаистского эзотеризма. Длительное время «Зогар» оставался закрытым для непосвященных сочинением, передаваемым по цепи «мекаббалим», то есть - иудаистских каббалистов.

(Как считают иудаистские эзотерики, есть три главных причины сокрытия внутренней, глубинной, эзотерической сущности Закона («Торы»). Известный популяризатор иудаистской Каббалы Михаэль Лайтман, пишет в этой связи: «Существуют причины засекречивания Торы: 1. «Нет необходимости» - состоит в том, что нет никакой пользы от разглашения, разглашение возможно только в случае явной пользы обществу… 2. «Невозможно» - это запрет вследствие ограниченности языка, не способного передать тонкие духовные понятия… 3. «Личная тайна Создателя» - смысл запрета состоит в том, что тайны Торы раскрываются лишь верным и уважающим Его. И эта причина хранения тайн Торы от широкого круга людей самая важная. Первоначально сокрытие Кабалы было именно по этой причине… И нет ни одной мельчайшей детали в Кабале, на которую не было бы наложено одновременно эти три вида запретов».[551]).

В настоящее время имеется общедоступный 21-томный комментарий к «Зогару» - «Сулам», само появление которого иудаистские каббалисты истолковывают как знак того, что «мы находимся в поколении Машиаха».[552] Ведь, согласно Каббале - «весь путь от нашего мира к Творцу делится на 125 ступеней-уровней, но невозможно до прихода Машиаха преодолеть все 125 ступеней… Раби Шимон бай Йохай, автор книги «Зоар», и его ученики преодолели все 125 ступеней, потому и смогли написать книгу «Зоар», охватывающую описание всех 125 миров, и потому сказано в самой книге «Зоар», что она откроется лишь в конце дней, то есть перед приходом Машиаха, поскольку не могут другие поколения понять эту книгу, так как не могут преодолеть все 125 ступеней. И отсюда явное доказательство того, что мы находимся в поколении Машиаха, потому как до наших дней не появилось практически ни одного комментария на книгу «Зоар», а в наши дни мы удостоились комментария «Сулам», ясного, полного, доступного всем, как и должно быть в поколении Машиаха».[553] (Выделение жирным шрифтом – М. Лайтмана).

Исходя из того, что «мы находимся в поколении Машиаха», автор приведенного пассажа Михаэль Лайтман, активно занялся популяризацией Каббалы. Его многотомное издание Каббалы выходит на русском языке в серии «Каббала. Тайное учение». В рамках данной серии вышли в свет следующие книги: «Богоизбранность»; «Развитие души»; «Зарождение Общества Будущего»; «Духовный Поиск»; «Последнее Поколение»; «Учение Десяти Сефирот»; «Наука Каббала», том 1, 2, 3; «Основы Каббалы».

В рамках серии «Каббала. Тайное учение» Михаэль Лайтман издал и «Зогар», с комментариями к нему.[554] Ранее были изданы на русском языке фрагменты из «Зогара», атрибутируемого Симону бен Йохаи.[555]

Однако, поскольку Каббала – это эзотерическое учение, то наличие, пусть даже самого «ясного, полного, доступного всем» комментария, не поможет постигнуть те её истины, воспринять которые каждый конкретный соискатель ещё не готов, в силу недостаточного уровня своего духовного развития. Эзотерические истины раскрываются любому соискателю лишь по мере расширения его сознания, по мере его продвижения по ступеням Посвящения – по ступеням духовного роста. И если соискатель не достиг определенной ступени Посвящения, то он в принципе не может адекватно воспринять те эзотерические истины, которые данной ступени соответствуют. Сам же Михаэль Лайтман - наиболее известный современный популяризатор иудаистской Каббалы, пишет в этой связи: «Кабалисты на пути приближения к Творцу, достигнув определенного уровня, мира, могут описать его в намеках, понятных лишь тем, кто также достиг того же уровня. Тем же, кто не постиг описываемого уровня, не поможет чтение этих намеков или, что ещё опасней – введет в заблуждение и уведет в сторону от возможного впоследствии правильного понимания».[556]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.