Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы психологии народов




В. Вундт

 

 

Предисловие..............................................................................................................

Предисловие..............................................................................................................

I. Задачи и методы психологии народов..........................................................

1. Задача психологии народов........................................................................

2. Программа исторической науки о принципах.......................................

3. Главные области психологии народов.....................................................

4. Спорные вопросы психологии народов.................................................

II. К вопросу о происхождении языка.............................................................

Звукоподражания и звуковые метафоры..................................................

III. Индивидуум и нация......................................................................................

1. Индивидуализм в предании и в истории.................................................

2. Происхождение психологии народов.....................................................

3. Критика возражений против психологии народов..............................

4. Индивидуализм в современном языковедении......................................

5. Естественноисторические аналогии к истории языка........................

6. Теория подражания......................................................................................

IV. Прагматическая и генетическая

психология религии..........................................................................................

1. Прагматическая философия.......................................................................

2. Прагматическая философия религии.......................................................

3. Прагматизм и немецкая теология.............................................................

4. Генетическая психология религии...........................................................

 

 


1 Researches into the physical history of mankind, по-немецки издал с 3-го англ. изд. Рудольф Вагнер: «Naturgeschichte des Menschen», Leip­zig, 1840–1848.

 

[1] В первом томе этого журнала, 1860, стр. 1–73.

[2] Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie und Sprachwissenschaft, B. I, 20.

[3] В основу нашего изложения положено, главным образом, введение ко второму изданию труда Пауля, Halle, 1886. Впрочем, первое издание 1880 г. во всем существенном совпадает со вторым. То же можно сказать и о вышедшем в 1909 г. четвертом издании.

[4] Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie und Sprachwissenschaft, B. I, 28 и следующ.

[5] Сравни мою Logik 3, III, 243 ff.

[6] В особенности укажем здесь Теодора Вайтца в его «Anthropologie der Naturvцlker». Работы Эдуарда Бернета Тэйлора, Дж. Г. Фрэзера и др., как более сравнительного характера, относятся скорее к психологии народов в собственном смысле слова.

[7] Beilage der Allgemeinen Zeitung, 1902, Nr. 13, 14.

[8] Diedrich Westermann, Wцrterbuch der Ewe-Sprache, 1905, Einlei­tung, S. 15*. Grammatik der Ewe-Sprache, S. 44 ff. Срав. еще C. Mein­hof, Die moderne Sprachforschung in Afrika, 1910, S. 75 ff.

[9] Piлl, Pual, Hiphil, Hophal — формы спряжений в древнееврейском язы­ке, соответствующие нашим залогам. Примеч. перев.

[10] Переводчик счел здесь необходимым исправить явно неверно напечатанный текст Вундта. Вместо «P a lpelformen» в переводе поставлено «п и льпель» и вместо «garar» — «gargar». В оправдание сошлемся на знаменитую грамматику древнееврейского языка Гезениуса, §55. Переработавший после смерти Гезениуса (1842) его грамматику Рёдигер воспользовался той же монографией Потта об удвоении, что и Вундт, ссылающийся на нее. Поэтому примеры у них одни те же. По английскому изданию Гезениуса 1880 г. (Gesenius Hebrew Grammar translated from Roediger’s edition by Davies, p. 141) соответствующее место читается таким образом: Pilpel is formed by doubling both of the essential stem-letters... This also is used of motion quickly repeated, which all languages are prone to express by repetition of the same sound,... to tincle, to gurgle» и мн. др. примеры. Сравн. Wundt, Vцlkerpsychologie, I2, 350, где напечатано P a lpel, но gargar. Примеч. переводчика.

[11] Племени Фула, пулло=коричневый, феллата, феллани в центральном и западном Судане. Примеч. переводчика.

[12] Paul, Grundriss der germanischen Philologie, 12, S. 178.

[13] Herbart, Ueber einige Beziehungen zwischen Psychologie und Staat­swissenschaft, Werke, Bd. 9, S. 201 ff. (Ausg. Hartenstein).

[14] Сравн. F. Kaufmann, Altdeutsche Genossenschaften, in «Wцrter und Sachen, Kulturhistorische Zeitschrift», Bd. 2, 1910, S. 9 ff.

[15] Hermann Paul, Rede, gehalten beim Stiftungsfeste der Universitдt Mьnchen am. 26 Iuni 1910. Напечатано в октябрьском номере журнала «Sьddeutsche Monatshefte» 1910.

[16] Vцlkerpsychologie, eine Untersuchung der Entwickelungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. Leipzig. 1900. Второе изд. 1904.

На русск. языке ср. реферат Ф. Ф. Зелинского в «Вопросах философии и психологии», 1902 г., кн. 61 и 62. Прим. пер.

[17] В своей речи о психологии народов Пауль находит «удивительное противоречие» в том, что я распространил проблему психологии народов на все духовные продукты человеческого общества, а затем «огра­ничил» ее языком, мифологией и обычаями (вышеприведенная речь, стр. 365). В методологии своего «Grundriss der germanischen Phihologie» I2, стр. 156) Пауль говорит, что «есть основание ставить в особенно тесную связь исследование именно этих трех областей, так как они, с одной стороны, нуждаются в психологическом основании, с другой стороны, наоборот, доставляют психологии ценный материал для обработки». Это прежнее мнение Пауля кажется мне более истинным, чем позднейшее. О чисто относительном значении указанного ограничения тремя областями сравн., см. ранее.

[18] C. Meinhof, Die moderne Sprachforschung in Afrika, 1911, S. 58 ff.

[19] Vцlkerpsychologie, Mythus und Religion. I2, S. 150 ff. III, S. 667 ff.

[20] B. Delbrьck, Grundfragen der Sprachforschung, 1901, S. 98.

[21] Taк, например, Hugo Schuchardt, Sprachgeschichtliche Werte. Fests­chrift zur Philologenversammlung in Graz, 1910.

[22] Paul, Prinzipien der Sprachgeschichte 4, S. 38.

[23] Paul, Prinzipien der Sprachgeschichte 4, S. 37 ff.

[24] Hugo Schuchardt, Sprachgeschichtliche Werte, 1909.

[25] Краткое изложение этого вопроса имеется, впрочем, у Уильяма Джемса. Прагматизм, новое издание для старых методов мышления, русский перевод П. Юшкевича с приложением статьи переводчика о прагматизме. СПб. 1910. Мы можем при этом оставить без внимания отличие американского прагматизма от английского прагматического направления, проводимого под названием «гуманизма» главным образом Ф. К. С. Шил­лером. Впрочем, Шиллер дает много существенно важного для освещения нового направления, благодаря проницательной критике предшествующих ему течений английского идеализма.

На русском языке о Шиллере см. Берман. Сущность прагматизма, новые течения в науке о мышлении. М. 1911 — прим. пер.

[26] Schiller, Studies in Humanism, p. 368.

[27] Русск. пер. Уильям Джемс. Многообразие религиозного опыта. Перевод с английского В. Г. Малахиевой-Мирович и М. В. Шик под ред. С. В. Лурье. Изд. журнала «Русская Мысль» М. 1910.

[28] W. James, Die religiцse Erfahrung in ihrer Mannigfaltigkeit, deutsch von G. Wobbermin, 1907. Vorwort. S. XVIII.

В русском издании заключительная глава сохранена. Cм. cтp. 511–518 русск. пер. Прим. nep.

[29] John Stuart Mill, Ueber Religion, deutsch von E. Lehmann, 1895, S. 154 ff.

Сравн. об ограниченности Божества: Уильям Джемс. Вселенная с плю­ралистической точки зрения. М. 1911. Издательство «Космос», стра­ницы 171, 172, 175. Сам Джемс ставит однако свои воззрения в данном пункте скорее в зависимость от Г. Т. Фехнера. Прим. пер.

[30] Der italienische Modernismus (Reformkatholische Schriften Nr. 11). 1908, S. 105.

[31] Ernst Troeltsch, Psychologie und Erkenntnistheorie in der Religion­swissenschaft, 1905, S. 14.

[32] У. Джемс. Прагматизм, русск. перевод. стр. 8.

[33] Относительно этого пункта нет полного согласия между теологами, придерживающимися прагматической психологии религии. Трёльч стремится совершенно исключить из психологии религии рассмотрение исторических условий возникновения религиозных чувствований; наоборот, Воббермин настаивает на том, чтобы условия эти, поскольку они относятся к области религий культурных народов, были приняты во внимание (Der gegenwдrtige Stand der Religionspsychologie, Zeits­chrift fьr angewandte Psychologie, Bd. 3, 1910, S. 518 ff). Затруднительно сказать, почему он не принимает во внимание религии также первобытных культурных или полукультурных народов, несмотря на то, что последние годы дали нам богатейший материал для исследования начатков религиозной жизни.

[34] Wobbermin, Vorwort zu James, Die religiцse Erfahrung, S. VIII, XVII.

[35] Ernst Troeltsch, Psychologie und Erkenntnistheorien in der Religion­swissenschaft. S. 30 ff.

[36] Относительно этого требования ср. мою System der Philosophie I3, S. 339 ff. и Kleine Schriften, Bd. I, S. 132 ff, 214 ff.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.