Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть




В отличие от конституций других стран, которые содержат краткие положения о судебной системе, а в большинстве случаев упоминают лишь о высших судебных органах и о некоторых принципах правосудия или даже совсем не говорят об организации судебной власти, конститу-

ция Бразилии подробно регулирует судебную систему федерации и устанавливает, что в штатах суды должны строиться по такой же модели. Поэтому рассматриваемая ниже федеральная система судов в известной мере повторяется и в штатах (на ином уровне). Как и в США, в Бразилии существуют две судебные системы — федеральная и штатов, но они едины и более централизованы. В основе каждой системы лежат принци­пы административной и финансовой автономии судебной власти.

Судебная система федерации и судебная система штатов включаю! общие суды и несколько видов специальных судов. Общие суды в феде­рации — это Федеральный верховный суд, Высокий суд правосудия, суды в федеральных судебных округах и территориях, другие общие суды. Специальные федеральные суды — суды по трудовым делам, из­бирательные суды, военные суды и др. Вступление в должность феде­рального судьи осуществляется в результате публичного конкурса, в котором участвует организация адвокатов Бразилии. Судьями и прокуро­рами могут быть назначены лица, имеющие 10-летний опыт юридической практики. Федеральный верховный суд, другие высшие суды (в том числе и специальные) имеют организационные права по отношению к низшим:

они вправе изменять число низших судов и число их членов. Администра­тивные и дисциплинарные вопросы судебного корпуса решает особый орган — магистратура. Суды финансируются по особой статье бюджета, распределение средств в пределах этой статьи осуществляется самими судебными органами.

Высший орган судебной власти — Федеральный верховный суд. Он состоит из 11 членов, выбираемых президентом из списка 30—50 канди­датов и назначаемых им с согласия сената. Помимо осуществления кон­ституционного контроля Федеральный верховный суд рассматривает не­которые дела по первой инстанции: против иностранных государств, уго­ловные дела против высших должностных лиц, политические преступле­ния, дела, возбужденные против федерации, штатов, территорий; он на­значает наказания президенту и вице-президенту (после импичмента), судит членов Национального конгресса, министров, генерального проку­рора, членов других высших судов, Суда счетов, глав дипломатических миссий за границей. В качестве первой инстанции он рассматривает также споры между федерацией и штатами, между международной орга­низацией и штатами, а также некоторые дела в порядке хабеас корпус и хабеас дата, споры о подсудности между судами. Федеральный верхов­ный суд является кассационной инстанцией: он проверяет уголовные дела, рассмотренные федеральными судами, и может аннулировать ре­шения окружных федеральных судов (судов федеральных судебных ок­ругов).

Следующим звеном является Высокий суд правосудия. Он состоит не менее чем из 33 членов, которые назначаются президентом с согласия сената из числа опытных юристов: федеральных региональных судей и прокуроров не моложе 35 лет. Этот суд судит губернаторов штатов, судей, членов Суда счетов, разрешает споры о компетенции судов, о несоответствии актов местных органов федеральным законам, споры между административными и судебными органами федерации, рассмат­ривает некоторые вопросы хабеас корпус. Иногда полномочия Федераль­ного верховного суда и Высокого суда правосудия переплетаются. Высо­кий суд правосудия является апелляционным судом.

Региональные суды осуществляют судебную власть на территориях специальных судебных округов. Они рассматривают дела по первой ин­станции, в том числе дела, в которых одна из сторон — федерация или ее должностные лица, а также выступает в качестве апелляционной инстанции по отношению к нижестоящим судам.

Низшая инстанция федеральных судов — федеральные судьи, рас­сматривающие большинство уголовных и гражданских дел по первой инстанции по федеральным законам и законам штатов.

Наконец, следует низовое звено — федеральные судьи в штатах. В пределах штата может быть несколько судебных округов, но чаще один. Эти судьи рассматривают по первой инстанции незначительные уголов­ные и гражданские дела.

На федеральном уровне действует разветвленная система специаль­ных судов. Это суды по трудовым делам (Высокий трудовой суд, регио­нальные трудовые суды), которые назначаются президентом республики с согласия сената. Действует особая система избирательной юстиции:

Высокий суд избирательной юстиции, члены которого назначаются по долям Федеральным верховным судом, президентом и Высоким судом правосудия, региональные избирательные суды и судьи избирательных судов, наконец, советы или хунты избирателей как низшее звено; имеют­ся военные суды — Высокий военный суд, назначаемый президентом с одобрения сената, региональные военные суды и судьи.

У штатов, как отмечалось, существует система своих общих и специ­альных судов. В числе общих судов — суды правосудия, суды первой инстанции, мировые судьи; в числе специальных — трудовые суды и др. Для рассмотрения уголовных преступлений созданы суды присяжных. Конституция закрепляет некоторые принципы судебного процесса:

состязательность, суд присяжных, право обвиняемого на защиту, отдель­ные гарантии, связанные с осуществлением правосудия (хабеас корпус, хабеас дата, судебные приказы и др.).

В конституции есть специальный раздел о прокуратуре. Она осу­ществляет, как гласит конституция, «юрисдикционную функцию госу­дарства», имеет целью защиту демократического режима, интересов об­щества и личности. Прокуратура — единая система под централизован­ным руководством генерального прокурора. Она включает федеральную прокуратуру, трудовую прокуратуру, военную прокуратуру, прокурату­ру федерального округа и территории (в настоящее время территории не сохранились), прокуратуру штатов.

§ 8. Бразильский федерализм

Бразильская федерация (в конституции чаще употребляется термин «союз») обладает своеобразием: в качестве ее составных частей названы не только штаты и федеральный округ (по своему правовому положе­нию округ также является субъектом федерации в отличие, например, от США), но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, — муниципии. Согласно ст. 1 конституции, Брази­лия — «нерушимое единство» штатов, федерального округа и муници­пий. Федеральным законом могут также создаваться управляемые из центра федеральные территории. После принятия конституции 1988 г. две федеральные территории были преобразованы, превращены в штаты или присоединены к штатам. В результате в настоящее время в Бразилии 26 штатов и федеральный округ (последняя территория Пернамбуку тоже преобразована в штат, хотя в конституции сохраняются нормы, детально регулирующие правовое положение территорий), а также при­близительно 4300 муниципий, на которые разделены штаты.

Бразильская федерация, с одной стороны, построена на основе кон­цепции кооперативного федерализма, но с другой — особенно на прак­тике — это высокоцентрализованная федерация. Первое находит свое выражение в «трехэлементном» подходе к структуре федерации, в рас­ширении полномочий ее субъектов и в стремлении установить в кон­ституции широкий круг вопросов совместной компетенции. Второе вы­ражается в организации федерации, в концепции федеральной интер­венции, в «жестком» порядке взаимоотношений федеральных органов и органов штатов.

При размежевании компетенции в Бразилии используется довольно сложный подход, который предполагает распределение предметов веде­ния с учетом роли не только союза и штатов (как это принято в других федерациях), но и федерального округа и муниципий. Различаются три основные сферы, компетенции: исключительная компетенция союза, совместная компетенция союза, штатов, федерального округа и муници­пий и, наконец, совместная компетенция союза, штатов и федерального

округа (без муниципий). Последняя охарактеризована в конституции как совместная компетенция этих образований (союза, штатов, округа) «по законодательству» (муниципальные органы законов не издают, хотя в отдельных местах объемной бразильской конституции есть упоминания о законах муниципий, под которыми понимаются скорее всего их норма­тивные правовые акты). Кроме того, наряду с общим положением о ком­петенции союза говорится об исключительной компетенции союзного законодательства. Штаты имеют остаточную компетенцию: они вправе самостоятельно решать вопросы, не входящие в исключительную феде­ральную компетенцию и в совместную компетенцию. Но если по предме­там ведения совместной компетенции издан федеральный закон, он имеет высшую силу по сравнению с законом штата.

Исключительная компетенция союза изложена в 24 пунктах, неко­торые из них разделены на подпункты. Это сношения с иностранными государствами и международными организациями, вопросы войны и мира, обороны страны, налоги, денежное обращение, управление связью и многие другие вопросы. К исключительной компетенции союза отнесе­ны гражданское, торговое, уголовное, процессуальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное и трудовое право, гражданская и военная реквизиция в чрезвычайных условиях и во время войны, вода, энергия, информатика, теле- и радиовещание, почтовая служба, организация судов, прокуратуры и др. Более детальное определение этих полномочий отнесено к сфере дополнительного закона, который может разрешить штатам законодательствовать в некоторых областях, охватываемых сфе­рой исключительного федерального законодательства.

Совместная компетенция союза, штатов, федерального округа, му­ниципий изложена в 12 пунктах, среди которых: зашита конституции, законов, демократических институтов; охрана публичной собственнос­ти; сохранение культурных ценностей и исторических документов; обес­печение доступа к науке и образованию; сохранение лесов, фауны и флоры и др. Детальное размежевание полномочий также осуществляет­ся дополнительным законом.

Третья сфера — совместная компетенция союза, штатов и феде­рального округа — включает: налоговое, финансовое, пенитенциарное право производство и потребление, образование, культуру, социальное обеспечение, защиту юношества и др. (всего 16 пунктов). В этой сфере союз устанавливает только общие принципы, а детальное регулирование осуществляется штатами и федеральным округом.

В вопросах о собственности союза, штатов, федерального округа, муниципий при размежевании их компетенции конституция исходит из идей их сотрудничества (это не относится к территориям, так как собст­венность территории — федеральная собственность). Союз, штаты, округ, муниципии имеют свою собственность. Основные природные бо-

55П

гатства и важнейшие сооружения, связанные с использованием природ­ных ресурсов, пути сообщения, земельные участки и сооружения, пред­назначенные для военных целей, приграничные острова и зоны, морские и речные пляжи и т.д. принадлежат федерации. Штаты имеют право собственности на поверхностные и подземные воды, земли, предназна­ченные для целей развития, на другие объекты. Своей собственностью обладают, как уже говорилось, и муниципии. При этом конституция ус­танавливает, что штаты, федеральный округ, муниципии участвуют в эксплуатации и доходах от федеральной собственности, но налоговые доли штатов и муниципий очень невелики.

Штаты имеют свои конституции, система их органов во многом аналогична федеральной системе. В штатах образуются органы законо­дательной власти (однопалатные законодательные собрания), органы исполнительной власти (избираемые населением на 5 лет губернатор и вице-губернатор}, органы судебной власти (суды штатов). Конститу­ция запрещает штатам создавать излишне многочисленные законода­тельные собрания и руководимые губернатором местные правительства (по существу, это консультативные органы при губернаторе). Эти огра­ничения относятся и к судам: суд счетов штата должен состоять не более чем из трех человек. Для целей управления штаты могут создавать внут­ренние округа, другие территориальные единицы.

Суверенитетом штаты не обладают, права выхода из федерации не имеют. Вопросы о создании новых штатов (а также территорий), об их разделении и слиянии решаются федеральным законом, их границы ут­верждаются сенатом, штаты могут представить только свое мнение:

участия населения при изменении территориального деления не предус­матривается.

Положение федерального округа аналогично положению штатов, но округ возглавляет не губернатор, а избираемый префект. Согласно кон­ституции, федеральная территория имеет собственную администрацию, суды, назначаемые из центра. Если на территории проживает более 100 тыс. человек, в ней население избирает территориальное собрание с консультативными (при губернаторе) функциями.

Конституция предусматривает право интервенции (вмешательства) федерации в дела штатов. Интервенция возможна только в следующих восьми случаях: для обеспечения целостности страны, воспрепятствования иностранному вторжению, в случае угрозы публичному порядку, для свободного осуществления власти, защиты конституционных принципов (республиканской формы правления, представительной системы, демо­кратического режима, прав человека), защиты муниципальной автоно­мии, исполнения судебного решения и в случае, если штат в течение двух лет не платит взносы в федеральный бюджет (за исключением случаев

непреодолимой силы). Президент принимает декрет о вмешательстве по просьбе законодательной или исполнительной власти (в том числе влас­ти штата), Федерального верховного суда или генерального прокурора. В этом декрете определяются сроки и пределы вмешательства (в частнос­ти, возможно по опыту предшествующих лет использование воинских подразделений или частей). Декрет предварительно обсуждается в Сове­те республики или в Совете национальной обороны (оба эти органа имеют такие полномочия), рассматривается в высших органах суда и прокуратуры, но само объявление федерального вмешательства относит­ся к совместным полномочиям палат парламента. На деле, в условиях латиноамериканской действительности, и не только в Бразилии, но и в других латиноамериканских федерациях, такие меры предпринимал именно президент. К тому же по самой конституции декрет президента о вмешательстве может быть согласован не с Национальным конгрессом, а с законодательным органом штата, что дает возможность обойти пар­ламент.

§ 9. Местное самоуправление и управление

Конституция Бразилии не содержит детальных положений об адми­нистративно-территориальном делении страны, о местных органах само­управления. Она лишь называет муниципии, предоставляя им право самостоятельного управления по вопросам их местных интересов, а также определяет их совместную компетенцию с федерацией и штатами. Все остальные вопросы решаются конституциями и законодательством штатов.

После вступления в силу федеральной конституции 1988 г. некото­рые штаты приняли новые конституции. Как и федеральная конституция, они в принципе сохранили прежнюю структуру органов на местах. В муниципиях существуют избираемые гражданами на 2—4 года предста­вительные органы, (собрания, хунты), которые на своих сессиях прини­мают программы местного развития, местный бюджет. Вопросами управ­ления в муниципии ведает избираемый населением префект, выполняю­щий решения местных советов (принятые в пределах их полномочий) и имеющий собственную компетенцию — обеспечение порядка, управле­ние полицией и др. Префект является председателем местного собрания (совета) и одновременно представителем власти штата в данной муници­пии (после избрания он утверждается в этом качестве). Подобно феде­ральной интервенции в Бразилии существует право вмешательства штатов в дела муниципий, но также в определенных конституциями штатов случаях.

Огромную роль в управлении местными, да и не только местными, делами в Бразилии играют крупные латифундисты, хозяева фазенд, в зависимости от которых находятся крестьяне (в Бразилии есть поместья больше некоторых европейских государств). Именно латифундисты на­правляют, по существу, всю деятельность управления на местах.

В поселениях индейских племен их органами являются традицион­ные собрания племен, советы племен (старейшин), избранные собра­ниями или советами лица (вожди), ответственные за определенные сферы жизни племен. Племена находятся под контролем федеральной администрации, а не администрации штатов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.......




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.