Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционализм о протестантизме




Протестантская антропология

Католическая антропология

Православная антропология

Христианская антропология в целом

1. Христианская антропология в целом. Основой христианской антропологии является учение о дуализме человеческой природы, сочетающей в себе плотское и духовное начало, тело, душу и дух. До грехопадения Адама сотворение человека Богом по Своему Образу и Подобию означало отсутствие данного дуализма, наличие Божественного единства тела, души, духа. Но Адам не во благо, а во вред себе и своим потомкам воспользовался данной ему от Бога свободой воли, встав на ложный путь. Божественное единство тела, души и духа оказалось нарушенным, плотское в человеке стало превалировать над духовным, в результате человек стал подвержен болезням, страданиями и смерти.

Как пишет Н. А. Бердяев — «С одной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуют смирения, с другой стороны, человек есть существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию, Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге».[579]

При общем принципиальном подходе к трактовке проблемы человека существуют некоторые различия в решении антропологических вопросов между различными христианскими конфессиями — православием, католицизмом и протестантизмом.

2. Православная антропология. Согласно православному вероучению, человек грехом только «помрачил в себе образ божий, исказил его и дал превратное направление своей воле и своей духовности». Несмотря на факт «преслушания» господней воли, Бог «все же оставил человеку надежду на избавление, а до исполнения этого обетования дал средства ему и помощь для борьбы со злом и победы над ним». Человек и после грехопадения стремится к добру, но в силу своей «немощи» не способен сам достичь праведности. Отсюда православные богословы и выводят спасительную миссию церкви: «немощный» человек сам спастись не может, ему нужна помощь, нужны посредники, нужна «дополнительная благодать. На эту роль претендует церковь со всем набором таинств, обрядов и молитв.

В то же время православие учит, что от самого человека во многом зависит, по какому пути он пойдет. Поэтому его никогда не должна оставлять надежда на спасение. «Как бы низко не пал человек, всякий грех ему может быть прощен, если только грешник искренне покается». Но, чтобы спастись православный человек должен обязательно посещать церковь как можно чаще, причем делать это он должен «по велению сердца», а не по принуждению.

Идея о том, что человек не может спастись самостоятельно и должен прибегать к помощи священников до конца дней своих, отражала интересы церкви. Здесь способность верующего к спасению фактически выступала как готовность идти в церковь, и в этой форме склонность к добрым делам признавалась православными авторитетами за всеми людьми. Православие учит, что Первочеловек был по природе своей безгрешен и только в грехопадении его природа была «испорчена» и он стал «падшим». Важнейшим элементом православной антропологии является ученье о Богочеловечестве, не нашедшее признания в западном христианстве: «западной христианской мысли чужда идея Богочеловечества (теоандризма), выношенная русской христианской мыслью XIX и XX вв. антропология Лютера и Кальвина, унижает человека, отрицая истину о Богочеловечестве».[580]

3. Католическая антропология. Согласно католицизму, дуализм человеческой природы существовал и до грехопадения Адама и непримиримое противоречие между телом, душой и духом было изначально присуще человеку, со дня его сотворения. Это противоречие было устранено благодаря особому сверхъестественному дару «благодатной праведности», который до грехопадения удерживал душу Адама в Божественном единстве. Таким образом, Адам по своей естественной природе ничем не отличался от своих греховных потомков, и лишь дополнительный дар Благодати обеспечивал совершенство его природы, изначально несовершенной.

Соответственно, конечное «обожение», согласно Западной христианской традиции, состоит к возвращении человеку Богом тех дополнительных сверхъестественных даров, которые придают Божественную составляющую, Божественную гармонию его извечно противоречивой природе, и возможность чего обеспечивается искупительной жертвой Христа.

Согласно же ученью Восточной церкви, «обожение» состоит в возвращении в то исходное совершенное состояние, которым обладал Адам до грехопадения, а потом и Второ-Адам — Иисус Христос.

Эти различия, наряду с некоторыми другими различиями, привели в конечном итоге к непримиримым противоречиям внутри христианства и расколу его в 1054 г. на Восточную и Западную Церковь.

4. Протестантская антропология. В результате Реформации из католичества выделился протестантизм. Основные течения протестантизма — лютеранство, кальвинизм и баптизм. Они придерживаются в учении о человеке следующих основных принципов:

· лютеранство признает, что человек обретает спасение через веру и милосердие, отвергает почитание святых и считает, что сами по себе «добрые дела» без Божьей Благодати значения не имеют. Каждый человек сам находит путь к Богу, священник же может быть только советчиком в поисках этого пути;

· кальвинизм приписывает спасение исключительно Божьей Благодати и проповедует ученье о предопределении, согласно которому каждый человек изначально предназначен Богом для Рая или Ада. Никакие усилия человека не могут изменить уготованную ему участь. Избранные Богом могут определить это по удачливости, главным образом в «деловой сфере» деятельности.

5. Традиционализм о протестантизме. Традиционализм является в настоящее время тем эзотерическим ученьем, которое наиболее последовательно отстаивает сакральные ценности в современном мире. Поэтому позиция Традиционализма в данном вопросе представляет особый интерес.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.