Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретики постиндустриального общества выделяют четыре сферы экономики. 2 страница




Анабиоз. Но коль скоро дела обстоят так, то, наверное, при хорошей организации эксперимента удастся оживить и теплокровных животных? Это в начале XX в. удалось доказать на деле русскому исследователю П. И. Бахметьеву. Начал он с замораживания бабочек, сделав при этом важное открытие, мимо которого прошли его предшественники. Когда бабочка, с прикрепленным к ней термометром была помещена в холодильную камеру, Бахметьев заметил следующее: дойдя до отметки –93° С, ртуть в градуснике, измеряющем температуру бабочки, вдруг ни с того ни с сего поднялась до –1,7° С. Внезапное повышение температуры уже замороженной бабочки заинтересовало ученого. Попытки разобраться в сути температурного скачка привели ученого к выводу: «Вероятно, это есть скрытая теплота затвердения соков бабочки». Это оказалось действительно так. При переходе вещества из жидкого состояния в кристаллическое, как известно, выделяется тепло — за счет него и происходит температурный скачок.

Из этого открытия в свою очередь последовал важный вывод: все, что происходит с животным до скачка, т. е. до начала кристаллизации, — еще не замораживание, а переохлаждение. От этого порога еще можно вернуть организм к жизни, перешагнув его — уже нет.

Дальнейшие исследования в этой области продолжали ученики П.И. Бахметьева, скоропостижно скончавшегося в конце 1913 г. Однако достичь каких-либо существенных результатов им не удалось. Лишь через 20 лет ученые установили, что многие млекопитающие остаются живимы при охлаждении до –3—5° С.

Большую работу в этом направлении проделала английская исследовательница Одри Смит. Ей удалось достичь в своих опытах такого глубокого охлаждения тканей животных, что у последних промерзали все внутренние органы. Кристаллы льда появлялись даже в мозгу и печени хомячков, с которыми вела опыты Смит. В лед превращалось 25—45 % воды, содержащейся в организме. Но меньше, чем через час после замораживания хомячков успешно оживляли.

Обратите внимание: хомяки как раз относятся к тем животным, которые с наступлением зимних холодов впадают в спячку. Ну а как быть с другими представителями животного мира теплокровных? Убедительный ответ на этот вопрос получили совсем недавно американские исследователи: им удалось заморозить, а потом оживить собаку.

Оживление замерших людей. Что же касается замораживания людей, здесь продолжаются интенсивные поиски, собираются статистические данные. И эти данные свидетельствуют: подобные «остановки» на жизненном пути человека вполне возможны. Вот лишь некоторые факты.

Удивительный случай произошел в 1826 г. В вечных снегах Швейцарских Альп был обнаружен замерзший человек. Когда его отогрели, он ожил и заговорил. Выяснилось, что зовут его Роже Додсворт, он сын знаменитого антиквара, скончавшегося в 1654 г., а самого Роже засыпало снежной лавиной в 1660 г. Таким образом, человек ожил более чем через полтора столетия.

В книге исследователя Крайнего Севера В. И. Иохельсона, изданной в начале нашего века, приводится такой случай. Якутская девушка, застигнутая пургой, целую неделю пролежала окоченевшей во льду, а когда ее нашли и отогрели, она ожила.

Подобные случаи, когда людей, казалось, уже умерших, удавалось возвращать к жизни, впервые натолкнули на мысль использовать низкие температуры для временной консервации человеческого организма.

В состоянии анабиоза организм почти полностью перестает функционировать. Но где-то глубоко под слоем застывших клеток и окоченевших мышц едва теплится слабая искра жизни. Задача заключается в том, чтобы не дать этой искре потухнуть, чтобы суметь возвращать человека к жизни не только несколько часов или дней спустя, а спустя годы или даже столетия.

Добровольное погружение в состояние анабиоза. Человек, погруженный в анабиоз, может поставить будильник своего пробуждения на XXX в., или на гораздо более позднее время, он может проснуться через несколько тысяч лет. Если сегодня он болен и неизлечим, он может оговорить условие, чтобы его разморозили тогда, когда лекарство или метод лечения будет найден. Так поступил, например, 73-летний профессор психологии американец Джеймс Бедфорд. Его тело, из которого была откачана кровь и заменена специальной жидкостью, поместили в морозильную камеру, где беспрерывно циркулирует жидкий азот при температуре -196 градусов. Решение профессора в замороженном виде отправиться в будущее вызвало вполне понятный резонанс. Вслед за ним «через холодильник в вечность» отправилось еще несколько человек в США и Японии.

Главное, однако, не в том, чтобы анабиоз позволил человеку преодолевать расстояния времени и жить в разных веках или даже тысячелетиях. Многие пожелают отправится в будущее, движимые не только чисто туристским интересом и любопытством. Отправляясь в это путешествие в морозильных камерах, они будут надеяться попасть в мир, который приблизится к решению проблемы бессмертия, а может быть и решит ее.

Антропологические проблемы бессмертия. Подобно тому, как древние загробную жизнь представляли себе повторением и продолжением своего повседневного бытия, так и сегодня многие на Западе не представляют, чтобы будущее общество не было копией нынешнего капиталистического мира. Древние клали умершему копье, топор и убивали его коня, чтобы все, чем он привык пользоваться сопровождало его в загробной жизни. Точно также, те, кто решил отправиться через холодильную камеру в будущее, стараются обзавестись приличным счетом в банке, который сопровождал бы их в новой жизни. Оказывается, для того, чтобы через триста лет проснуться миллионером, достаточно сегодня положить в банк 1000 долларов. При 3 % годовых через 300 лет эта сумма превратиться в 7 млн. долларов.

Надо думать, что миллионы, уготованные впрок для жизни грядущей, будут так же неиспользуемы практически, как сегодня те каменные топоры и копья, которые заботливо клали древние в захоронения. От денег, утративших смысл, можно будет, конечно отказаться. Но что делать с тем духовным бременем, которое неизбежно будут нести с собой эти люди в будущее?

Представим себе, что произойдет, если в ходе эволюции люди достигнуть бессмертия. Поколения перестанут сменять друг друга, они будут наслаиваться одно на другое, пока люди своего времени окажутся погребенными под напластованиями родившихся задолго до них.

Не исключено, что на каком-то этапе развития общества, придется жертвовать бесконечной жизнью индивида, ради бесконечной эволюции человечества.

Когда человек придет к бессмертию, в результате своей естественной эволюции (в эзотерической литературе этот вопрос основательно разработан), бессмертие, возможно, не вызовет у него того интереса и не покажется ему таким ценным, каким представляется оно нам сегодня. Потому что нормы, оценки и критерии человека будущего будут во многом отличны от сегодняшних наших представлений.

9. «Человек-кибор» как путь к бессмертию. В настоящее время протезируются сегодня не только конечности, но и многие внутренние органы. Так, в Институте трансплантации и искусственных органов мы и американцы сообща работаем над созданием протеза сердца. Искусственные устройства пока еще уступают по своим качествам природным. Поэтому искусственное сердце используют как промежуточный вариант продления жизни пациента, пока для него не будет подобрано подходящее донорское сердце. Используются подобные аппараты для поддержания жизнедеятельности и при обширных инфарктах.

В дальнейшем, как полагают многие специалисты, применение «запасных частей» для человека станет примерно таким же обыденным явлением как ныне замена деталей автомобиля или самолета.

Трансплантация мозга. В одном из зарубежных научно-исследовательских институтов демонстрировали странную лягушку. Странной была не ее внешность, странным было ее поведение. Вместо того чтобы пригнуть в воду, как поступила бы на ее место любая другая особь этого вида, она принялась искать в земле нору, чтобы зарыться в нее и т. д. Это непонятное поведение объяснилось довольно неожиданным образом.

«Мы пересадили мозг жабы в голову лягушки — пояснил ученый — и вот результат: лягушка движется подобно жабе».

Этот эксперимент был проведен в 1963 г.у. Тогда многие полагали, что если подобные опыты могут удаваться у низших животных, то у высших они обречены на неудачу. Но это было заблуждение. Оно было опровергнуто, когда советский врач экспериментатор В. Н. Демихов сумел пересадить голову одной собаки к туловищу другой. Созданные таким образом из двух собак существа проявляли все признаки осмысленного бытия и жили по два-три дня.

Опыты профессора Демихова вызвали большой резонанс в научном мире, Комментируя его открытие, известный американский нейрохирург Р. Уайт писал, что «пока эти работы, по-видимому, почти невозможно дублировать на человека, хотя принципиально такая возможность должна быть признана».

Возможность эта во многом зависит от того, насколько успешными окажутся в конечном счете пересадки других органов человеческого тела — почек, печени, сердца. Если удастся окончательно решить проблему тканевой несовместимости, путь к экспериментам в этой области окажется открыт. Во всяком случае, уже сегодня дискутируется вопрос, что окажется целесообразным — пересадка всей головы или только мозга человека. Р. Уайт высказывает при этом предположение, что пересадка только мозга окажется предпочтительнее. Уже имеются данные, позволяющие надеяться, что, в отличие от других органов, пересаженная мозговая ткань не отторгается организмом.

«Возникает предположение — заметил Р.Уайт — что мозг, самый «благородный» орган человеческого тела, возможно, и не будет подвержен тому процессу отторжения, которому подвержены менее важные, менее «благородные» органы.

Можно представить себе в будущем людей, мозг которых — носитель их индивидуальности, будет много раз переходит из одного тела в другое.

Киборг как путь к бессмертию. Не исключено что на каком-то этапе человек вообще откажется от дарованного ему природой тела. Высказывается мысль, что в начале XXI в. будет создан почти полный набор искусственных органов человеческого тела: искусственные легкие, искусственное сердце, которое будет работать надежнее настоящего, искусственные руки и ноги, управляемые биотоками человека, и т. д. В Москве в одном из НИИ уже создана модель человеческой руки, которой можно управлять и манипулировать при помощи биотоков. Вполне возможно, что, заменяя хрупкие и недолговечные части своего тела этими устройствами, человек когда-нибудь научится смотреть на свое тело, доставшееся ему от рождения, как на некий ненужный и варварский атавизм, тягостное напоминание о животном происхождении. Тогда человек так же легко будет расставаться с этим излишним придатком своего «Я», как сегодня он расстается со своим аппендиксом. Вместилище же его индивидуальности, его сознания — мозг, обретет более надежную оболочку. Это будет тело, построенное из синтетических материалов, повинующееся приказам, исходящим из помещенного в нем человеческого мозга. Отдельные узлы и детали этого «тела», как и все оно, будут заменяемы и поэтому практически вечны.

Говоря об этой форме симбиоза человека и машины, американские профессора М. Клайпс и Н. Клайни создали особый термин для обозначения этого существа будущего — «киборг». Утверждается, что именно в этой форме разумная жизнь с земли будет расселяться по другим мирам и планетам.

Преимущества киборгов по сравнению с людьми. Действительно, велики преимущества киборгов по сравнению с людьми, обремененными телом. Во-первых, это практически неограниченный срок жизни.

Во-вторых, киборгам не нужна атмосфера, они не дышат и могут обитать в безвоздушном пространстве — на Луне, на астероидах, на планетах с атмосферой из метана или углекислого газа, где человек, прикованный к своему телу, не мог бы просуществовать и мгновения.

В-третьих, им не нужна пища. Единственное, что им нужно, это получение энергии из какого-то внешнего источника для поддержания биологических условий существования мозга. Получение энергии из окружающего пространства с каждым годом становится все более простой задачей.

Что же касается подержания жизнедеятельности мозга, отделенного от тела, то это давно уже перестало быть областью научной фантастики. В лабораториях изолированные мозги обезьяны и собаки были помещены в условия, которые поддерживали их существование. Оказалось, что все показания изолированного мозга удивительно похожи на показания мозга в нормальных условиях.

Следовательно, если бы удалось привносить информацию в этот изолированный мозг, а импульсы, адресованные различным частям тела, передать искусственным (и уже имеющимся) моделям, первый вариант киборга был бы создан. Естественно, сначала это будет киборг на базе животного.

Когда же эксперименты будут перенесены на человека и первые киборги сделают первые неуверенные шаги где-нибудь в создавшей их лаборатории, очевидно, только начальные их экземпляры внешне будут походить на человека. Возможность свободно конструировать свое тело открывает перед человеком самые неограниченные перспективы.

По мнению. Р. Уайта, пересадка мозга человека в другое тело станет возможной лет через пятьдесят.

10. Виртуальная жизнь как путь к бессмертию. Рассказ об этой возможности начнем с упоминания литературного произведения. В рассказе Роберта Блоха «Глаза мумии» речь идет, в общем-то о раскопках. Дело происходит в Египте. Найденная мумия оказалась не совсем обычной — у жреца перед смертью были вырваны глаза, а на их место вставлены некие драгоценные камни. С помощью этих камней сознание мумии, пролежавшей многие сотни лет, затем было трансформировано в память одного из «гробокопателей». И он как бы стал жрецом. Его же собственное «Я» было переправлено в мумию и вместе с нею рассыпалось в прах.

При желании подобное «переселение душ» можно организовать и не оккультными, а научными методами, используя в качестве «желтых камней» микрочипы — основу современных компьютеров.

Нейронные компьютеры. Давно уже кибернетики носятся с мыслю создать компьютер, который бы по своим возможностям соответствовал или даже превосходил человеческий мозг. Ныне созданы первые модели так называемых нейронных компьютеров. По своему строению они несколько напоминают устройство человеческого мозга. Оптимисты полагают, что думать эти машины вскоре смогут не хуже людей. Можно ли в принципе «переписать» человеческую личность в недра компьютера? Многие ученые отвечают на этот вопрос положительно.

Энергетическое поле как вместилище разума. Некоторые ученые развивают эту идею еще дальше. Они полагает, что разуму вообще не нужно материальное тело — его вместилищем может стать некое энергетическое поле, позволяющее бывшему человеку в случае необходимости материализоваться в любом обличье. Идеи эзотеризма и современной науки, как мы видим, могут совпадать.

Машина времени. Некоторые ученые работают над созданием действующей модели «машины времени». Способность перемещения во времени и пространстве открывает для нас не только принципиальную возможность прожить несколько жизней, заглядывая в прошлое или будущее. Согласно теории А. Эйнштейна при перемещении с неограниченными скоростями появляется возможность растягивать время, как резиновое. Более того, согласно современному научному мировоззрению, где-то во Вселенной могут существовать миры, в которых время течет наоборот, навстречу нашему. Если это действительно так, то, попав в такой мир, путешественник может повернуть вспять события своей жизни. То есть, говоря иначе, он может помолодеть.

11. «Планета-звездолет» как путь к бессмертию человечества. «Человечество обречено, если оно не подумает о своем будущем. Жизнь угаснет вместе с угасшим Солнцем. Хотя впереди у человечества 4—5 млрд лет. А что потом?

Когда запасы водорода, из которого в основном состоит наше светило, иссякнуть, оно превратится в красный гигант. Тепловое излучение возрастет, испепелит все живое на Земле. Потом гигант сожмется и станет карликом.

Один выход из положения обрисовали фантасты: земляне рассаживаются по звездолетам и переселяются в иные миры.

И все-таки мыслимо ли переселить таким образом миллиарды людей? А как быть с колыбелью человечества?

«Планета-звездолет». А если не бросать? Сотворить планетарный двигатель и, сдвинув Землю с орбиты, на ней и отправиться в межзвездное путешествие.

Следует переместить нашу планету с траектории вокруг Солнца на орбиту вокруг новой звезды, в точности похожей на нашу своими спектральными характеристиками.

Сделать это можно так. Если на каком-то расстоянии от Солнца поместить стационарный экран, то симметрия солнечного излучения нарушится, возникнет сила, подобная реактивной. Она-то и заставит двигаться нашу Землю в выбранном направлении. А Земля потянет за собой своим огромным притяжение и всю нашу систему.

Всего-то и нужно, получается, что соорудить экран. Однако, как показывают расчеты, сооружение такого экрана — задача вовсе не из простых. Чтобы он висел неподвижно, его плотность не должна превышать 1,5 гр. на квадратный метр. То есть, по сути, экран должен представлять собой пленку, на огромной площади, а значит и массы — 10 в 17 степени т.

Эта величина сопоставима с той массой нашей планеты, которая возвышается над уровнем моря. Так, что на Земле такого количества исходного строительного материала мы не найдем. Придется поискать на других планетах, скажем, на Марсе или Венере. Так что намечающиеся в XXI в. полеты людей к другим планетам послужат своеобразным плацдармом для далеко идущих планов.

Сам экран, как показывают расчеты, придется разместить где-то на орбите нашей планеты, в 150 млн. км от светила, расположив под таким углом, чтобы отраженные лучи не попадали на Землю. На это грандиозное строительство уедет, конечно, не одна сотня, а может и тысяча лет, но тут уж беспокоится особо не стоит — несколько млрд. лет у нас в запасе все-таки имеется.

Этого времени как раз хватит, чтобы, не торопясь, обстоятельно выбрать маршрут следования, слетать, может быть, к Солнцу номер два на разведку. А уж потом и трогаться в путь.

При подлете к новому пристанищу можно рассчитать маршрут движения таким образом, чтобы планеты Солнечной системы перешли на новую орбиту, подчиняясь притяжению новой звезды. А наше старое светило пусть следует дальше, навстречу своему естественному концу.

12. Технотронное общество и метафизика смерти. В целом, вопрос о продолжительности земной человеческой жизни имеет актуальное значение лишь в рамках тех мировоззренческих систем, которые рассматривают наш мир как замкнутое самодостаточное образование, из которого нет выхода и вне которого ничего нет, или, в крайнем случае, существование чего-то, находящегося за его пределами формально признаётся, но фактически во внимание не принимается. При таком мировоззренческом подходе абсолютизируется всё, что относиться к этому срезу Бытия, в том числе и чисто количественная продолжительность пребывания на этом плане Реальности.

То есть, в рамках мировоззренческих систем подобного типа, как «материалистических», так и «идеалистических», чисто количественное увеличение продолжительности земной человеческой жизни рассматривается как самодовлеющая ценность и является самоцелью.

Конечно, подобного типа мировоззрение и ментальность развеются, как дым, как только человечество столкнётся с очередной попыткой неприкрытого вмешательства в жизнь нашего мира тех сил из параллельных миров, с которыми оно уже неоднократно сталкивалось в прежние эпохи. Тогда рассыплется, как карточный домик при малейшем дуновении ветра, и вся современная Западная «денежно-технологическая» цивилизация, основанная на выдаваемых за здравый смысл «научно обоснованных» наивных иллюзиях.

С метафизической же точки зрения, то есть в рамках нормального традиционалистского мировоззрения, постановка проблемы достижения сверхпродолжительности земной человеческой жизни вообще не имеет особого смысла. Как пишет один из крупнейших русских мыслителей-метафизиков Даниил Андреев в своей знаменитой «Розе Мира», отрезок земной жизни человека на фоне его бесконечного существования подобен десятисекундной остановки где-то в глухой степи на маленьком полустанке мчащегося через необозримые пространства скорого поезда, и любая попытка насильственного продления этой «десятисекундной остановки» приведёт лишь к ненужной задержке в дальнейшем движении «поезда».

Или, обращаясь к Библии, земная человеческая жизнь - это лишь одна из ступеней уходящей в безмерную высь «лестницы Иакова» (Быт. 28:12). И любая искусственная задержка на этой ступени не только приостанавливает дальнейшее движение вверх, но приводит к скатыванию вниз. Так как на «лестнице Иакова» (лестнице космической иерархии) невозможно задерживаться в одном и том же состоянии сверх определённой меры - можно только двигаться: либо вверх, к сверхчеловеческим уровням бытия, либо вниз, к дочеловеческим уровням.

Тем более что человеческий уровень бытия - «центральное положение» на «лестнице Иакова», а «из центрального положения, из состояния Богоподобия можно продолжить путь только вверх, или вниз... человеческая душа предназначена или «погибнуть» или «спастись»... этим отчасти объясняется средневековая теория спасения...

Однако эта «гибель» в плане Всего Космоса - отнюдь не вечная: в вихре низших метаперевоплощений данная монада самобытия, потерявшая человеческий облик и суть, может - через тысячи и миллионы рождений, кто знает? - прийти опять к центральному положению со всеми его возможностями обретения спасения, высшего рождения или Богореализации (конечно, и с возможностями опять потерять всё это).

Разумеется, это центральное положение уже не будет иметь никакого отношения к «человеку», ибо в цепи метаперевоплощений, нет такого рода повторений, но и помимо человека во всём Космосе есть иные центральные положения...

При этом надо учитывать относительность наших представлений: с точки зрения человека, такая гибель души может действительно казаться «вечной» (в условном смысле), ибо как измерить человеку миллионы низших жизней, чередующихся во тьме, которые имеют к тому же совсем иное временное протяжение, чем наше. А как измерить качественно эту почти «бесконечную» цепь идиотских существований, матааналоги которых со статусом «зверя» ещё не самые худшие? Их бессмысленность, отсутствие непосредственной надежды вырваться в высшие круги бытия, детерминированность кармой, их неизбежные и «необъяснимые» (с точки зрения этих существ) огромные страдания?..

Нет ничего более трагичного, чем «проспать» духовно человеческую жизнь - трагичного по своим последствиям, по потере тех необыкновенных и уникальных возможностей, которые предоставляет человеческое рождение».[603]

Борьба сил Света с силами Тьмы – сил духовной эволюции с силами духовной инволюции – не прекращается ни на минуту, принимая тысячи и тысячи всевозможных оттенков и форм. И каждый человек, независимо от того, осознаёт он это или нет, делает в этой борьбе свой выбор и от этого выбора полностью зависит его судьба не только на земном отрезке существования, но и на многие тысячелетия вперёд.

Ведь действительно, для человека нет ничего более трагичного, чем духовно «проспать» свою земную жизнь и в результате, может быть, на многие тысячелетия утратить всякую перспективу выхода на высшие уровни Бытия (это и есть так называемый «вечный Ад» экзотерических религиозных учений).

Таким образом, определяющее значение для дальнейшего продвижения человека по библейской «лестнице Иакова» - лестнице космической иерархии – имеет вовсе не количественная протяжённость земной жизни, а эволюционная или инволюционная духовная ориентированность человека, то есть его приверженность Добру и Злу. Здесь право выбора полностью за человеком, так как он наделён при своём появлении в мире полной свободой воли и полной свободой выбора между Добром и Злом.

И каждый человек в течение земной жизни буквально на каждом шагу самостоятельно должен решать эту проблему выбора, не забывая однако, что кому много дано, с того много и спросится, и неизбежно, рано или поздно, в полном соответствии с законом Кармы, он должен будет нести всю полноту ответственности за все последствия своего духовного выбора.

Если в интересах его высшего «Я» человеку необходимо будет относительно длительное существование на земном Плане Бытия, то он его получить непременно – со стороны это будет выглядеть как счастливое для него стечение обстоятельств, однако случайно, просто так, никто долго не живёт, точно так же как никто преждевременно, зря, не умирает.

Как справедливо отметил устами Воланда М. Булгаков в своём знаменитом романе «Мастер и Маргарита», «кирпич ни с того ни с сего, никому и никогда на голову не свалится» - всё совершается в полном соответствии с законом Кармы, одним из наиболее универсальных законов Мироздания. Умилостивить, обмануть или переделать этот объективный закон не под силу не только человеку, но и любому «Богу», вообще любому «Духу», какое бы высокое положение на библейской «лестнице Иакова» - лестнице космической иерархии – он ни занимал.

Можно только в результате постоянного духовного совершенствования выйти на сверчеловеческие уровни Бытия и, достигнув Нирваны, разорвать круг бесконечных перевоплощений («колесо сансары»), что и является на нынешнем уровне духовного развития «Homo sapiens» главной метафизической целью подавляющего большинства представителей рода человеческого на ближайшие тысячелетия.

Однако Нирвана – отнюдь не самоцель, а в свою очередь лишь одна из ступеней бесконечного духовного совершенствования, и поэтому не следует забывать, что, хотя на пути к Нирване, к Богореализации, необходимо отождествить себя с Абсолютом, но при этом должен – на каком-то последнем уровне – момент неотождествления. Так как полное отождествление своего «Я» грозит потерей метафизической свободы. Целое, Свет может поглотить «Я», стремящееся к Абсолюту, но не в смысле «растворения» бессмертного «Я», а в смысле заключённости его в Целое и невозможности выхода в истинную трансцендентную жизнь при всепоглощающем нарциссическом всемогуществе Центра Бытия.

Особо подчеркнём, что Абсолют, Бог не есть истинно Трансцендентное. Его «трансцендентность» является в основе своей иллюзорной. На само деле нет ничего более близкого человеку, чем Бог, ибо в своём высшем проявлении человек перестаёт быть человеком, и становится тем, кем он есть в действительности, то есть Богом. Бог содержится в человеке потенциально и его лишь надо, посредством духовного восхождения, «реализовать». Бог оказывается абсолютно имманентным человеку, точнее, практически, тождественным тому, что скрыто под маской так называемого «человека» (доктрина «не-дуализма» - тождество Атмана-Брахмана). «Трансцендентность» Бога основана таким образом на «незнании» на метафизической иллюзии, на Майи, без которой невозможно создание Мира.

Начать необходимо, разумеется, с достижения Нирваны, с Богореализации, но потом «роман» человека с Богом заканчивается и «Богореализованное» бессмертное «Я» выходит из Целого, начиная собственное Священное Писание, которое уже естественно, имеет отношение не к Богу, а к Бездне.

Однако этот выход из Целого может быть реализован только в том случае, если ещё на пути к Абсолюту даётся некоторое посвящение в «Последнюю доктрину». Эта метафизическая доктрина, обоснованная концептуально крупнейшим мистиком и писателем-метафизиком Юрием Мамлеевым в работе «Судьба бытии», а также изложенная в художественной форме во многих его литературных произведениях, созданным «методом метафизического реализма», представляет собой результат одного из наиболее поразительных по своей глубине мистических озарений в истории не только русской, но и мировой метафизики.

«Последняя доктрина» - это учение о том, что лежит по ту сторону Абсолюта, о том, что трансцендентно по отношению к Абсолюту к Реальности и к высшему «Я» (однако эта доктрина не имеет ничего общего с известным ученьем о Божественном Ничто, Святой Тьме Абсолюта и т. д.).

Это Ученье о том, что Бог является всего лишь «телом» Трансцендентного; последнее является как бы истинной Тьмой, истинным Океаном, который «окружает» Реальность. По отношению к Богу эта Тьма (речь, разумеется, идёт об истинной Трансцендентной Тьме, которая не имеет никакого отношения к демонической тьме, связанной с миром Бытия и включённой в систему Абсолюта) является тем же, чем Дух по отношению к Телу (разумеется, принимая во внимание, что такая аналогия носит чисто внешний характер). Поскольку эта доктрина учит о том, что выходит за пределы Абсолюта, она действительно заслуживает названия «Последней доктрины» (это – её экзотерическое название, эзотерически она именуется по-другому), ибо дальше этого пойти уже невозможно.

Однако инициация в Бездну, в истинно Трансцендентное – высшее из возможных Посвящений, по сравнению с которым обычное Посвящение любой, самой наивысшей степени, является лишь преддверием подлинного Посвящения – удел немногих. Путь же большинства – это путь Богореализации, длящееся тысячи лет, поступательное движение через бесчисленные инкарнации к блаженству Нирваны, к полной Богореализации, с последующей «заключённостью» в Абсолюте и невозможностью выхода на периферию Бытия, где зияют «дыры» в Бездну, в Вечно Трансцендентное, находящееся за пределами Абсолюта.

Высшая цель существ, находящихся на Периферии Бытия, обычно определяется как возврат в Центр (при условии Богореализации, конечно), так как сущность Зла и «падения» состоит в постепенном отходе от Бога, от Абсолюта, от Центра. Миры, в смысле их совершенства, всё более и более удаляются от Центра (до тех пор, пока равновесие не будет восстановлено непосредственным вмешательством Свыше), становясь Периферией по отношению к Центру. Однако зададим себе такой вопрос: есть ли на Периферии, то есть в «падшем мире», нечто, что «отсутствует» в Центре? Вернее, есть ли там нечто метафизически важное, чего нет в Центре? Например, какая-либо метафизическая возможность, которая отсутствует в ослепительных лучах Центра (ибо и Свет может ослеплять)?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.