КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция IX. Девиация и социальный контроль
Институт религии Институт семьи Типология социальных институтов Сущность социальных институтов Социальные отношения являются основным элементом социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества формами социальных отношений. Человек рождается и воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услугами городского транспорта, посещает театры и кинотеатры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью милицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывается включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение. Понятие институт и «социальный институт» не одно и то же, первое понятие шире второго. Но в обыденном сознании у людей эти понятия тождественны друг другу. Например, чаще всего на вопрос, что такое «социальный институт», в первую очередь отвечают, что это учебные заведения, в которых получают высшее образование. В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. На самом деле, между понятиями «институт», «группа» и «организация» имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Несмотря на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. В каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп - конкретных семей. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией. Следует различать и такие понятия, как «социальный институт» и «организация». Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Однако в отличии от институтов, социальные организации, как мы уже отмечали ранее, являются структурно оформленными социальными общностями, реализующими функции социальных институтов в общественной жизни. Важно подчеркнуть, что социальные институты общностями не являются. Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации функций, целей и задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций. Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно-культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.). Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами. Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают: · возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий; · появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил, а также принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания; · создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института; · создание формальных и неформальных организаций, регулирующих и упорядочивающих функционирование социального института. О. Конт рассматривал основные социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. Строго говоря, именно он впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт». С.С. Фролов предлагает следующее формальное определение социального института. Социальный институт — это: ü организованная система связей и социальных норм (сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах); ü значимые общественные ценности (разделяемые идеи и цели) и общественные процедуры (стандартизованные образцы поведения в групповых процессах) удовлетворяющие основным потребностям общества. Так, институт семьи, например, включает в себя: 1) систему социальных связей (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), а также норм, с помощью которых регулируется семейная жизнь; 2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 4) основные потребности (регуляция половых отношений, рождение и социализация детей). К вышесказанному можно добавить, что каждый институт имеет свою цель деятельности. Социальный институт невозможно также представить без совокупности обычаев и традиций. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели, которыми могут быть формальные и неформальные организации. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление не желаемого, отклоняющегося поведения. У каждого социального института есть как свои специфические особенности, так и ряд определенных общих черт и признаков, характерных для всех социальных институтов, или, так называемых институциональных признаков. Рассмотрим их на примере института семьи: 1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность, уважение). 2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, брачный ритуал). 3. Утилитарные культурные черты (дом или квартира, мебель, бытовая техника). 4. Кодекс устный и письменный (семейные запреты, допущения). 5. Идеология (романтическая любовь, совместимость, индивидуализм). Итак, институт - это своеобразная форма социальных отношений, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов: 1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship); 2) распределительные (или экономические); 3) регулирующие (религиозные институты и политические системы). Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам. В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты: ü семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; ü политический – институты власти; ü экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; ü военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности; ü образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям; ü религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов. Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни. Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 – 6 тыс. лет. Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства. Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации. К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов. Неглавные институты называют еще общественными практиками или обычаями. Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование. Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) социальных институтов. Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу. Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д. Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Латентные (скрытые) функции и дисфункции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда. Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей. Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.
В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит или состояло в браке. Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга. Самый распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе нуклеарной семьи лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). При этом нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц. В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную, когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитает неолокальную модель – отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников. Общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель власти в семье. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина в семье. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира. Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Попытка упразднить институт брака была предпринята после Октябрьской революции. Большевики решили объявить всеобщее равенство, отменить церковный брак и заменить его гражданским. Была предельно упрощена процедура развода, кодекс о браке 1926г. фактически приравнивал незарегистрированный брак к зарегистрированному, который стали гордо именовать "свободным союзом". Некоторые из теоретиков-большевиков предлагали пролетариям жить коммуной, в которой уход за детьми и их воспитание будет общим делом. Согласно "новой идеологии", каждый может и должен удовлетворять свои половые желания, а половое воздержание квалифицируется как мещанство. Впервые большевистское руководство проявило озабоченность "половым вопросом" в 1926г. после громкого случая группового изнасилования в Ленинграде 20-летней крестьянки, некоторые участники которого были приговорены к расстрелу. В конце 20-х годов стали появляться тематические сборники - Маркс и Энгельс против половой распущенности. К тому времени на одно рождение в СССР приходилось три аборта. Большевики признали, что утверждение об отмирании семьи при социализме было ошибкой. В 1936г. в стране запретили аборты, развод превратился в настоящий судебный процесс. Указ 1944г. устанавливал, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией. Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия (от греч. exo – вне, gamos – брак) – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством. Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются – они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов. Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. Подобная брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков, жителей Дагомеи в Западной Африке. Кроме того, разные общества по-разному определяют степень родства, подпадающую под понятие инцеста. Например, в колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был обязан жениться на вдове своего покойного брата. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по трем различным принципам: моногамия – один муж и одна жена; полигиния – один муж и две или большее число жен; полиандрия – два или более мужей и одна жена. Полигамией называется брак, объединяющий трех или большее число людей. Полигиния – форма брака, распространенная во многих африканских и азиатских странах. Это связано с влиянием исламской традиции. Однако большинство мусульманских семей – моногамны, потому что лишь немногие мужчины могут позволить себе содержать несколько жен и еще большее число детей. Полиандрия – редкая форма брака, которая встречается на Тибете, в горном регионе, где занятие сельским хозяйством требует больших усилий. В тамошних условиях полиандрия предотвращает деление земли на участки, слишком маленькие для того, чтобы они могли прокормить семью, и распределяет обязанности крестьянского труда между многими мужчинами. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа. Если юноша женится на девушке, то обычно мужьями девушки считаются все братья ее мужа; даже младший брат мужа, родившийся уже после его женитьбы, также получает права на жену своего старшего брата. Согласно структурно-функциональной парадигме, семья выполняет несколько жизненно важных функций. 1. Продолжение рода. Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению. 2. Социализация. Вырастить из детей “правильных” взрослых – насущная потребность общества. Посредством процесса социализации дети вовлекаются в жизнь своего общества, и именно семья обычно выполняет роль главного передатчика культурных норм. Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с “большим” миром. 3. Регулирование сексуальной активности. Нормы общества регулируют сексуальное поведение людей, определяя, кто с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения. Ни в одном из известных обществ людям не предоставляется полная свобода “сексуального самовыражения”. Хотя примерно 70% всех обществ допускают некую форму сексуальной свободы, но даже в этих обществах рождение детей вне брака обычно не одобряется – это норма законнорожденности (как и все прочие нормы, она иногда нарушается, а нарушающие ее люди обычно наказываются). Законнорожденность – это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание. В случае нарушения этой нормы возникает множество социальных осложнений. 4. Забота, защита и эмоциональная поддержка. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия. 5. Придание статуса. При рождении ребенка дети наделяются социальной идентичностью родителей, они приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность. С позиции парадигмы социального конфликта семья рассматривается как социальная структура, в которой одни люди выигрывают за счет других. Они уделяют большое внимание таким негативным аспектам семьи, как господство мужчин и насилие в семье. Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни. Священное (сакральное) – это то, что люди почитают как экстраординарное, вызывающее трепет и благоговение. Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Просфора, если смотреть на нее как на хлеб,– вещь мирская, но она становится священной для православных как Тело Господне, когда освящается во время литургии. Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного. Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты. В истории человечества известно несколько основных разновидностей религии. В малых культурах часто обнаруживаются две формы религии — тотемизм ианимизм. Тотемизм – поклонение видам животных или растений, которые, согласно верованиям, обладают сверхъестественной силой. Разновидностью тотема является талисман. Анимизм — это вера в призраков или духов, которые населяют мир наравне с людьми. Однако в больших культурах как правило практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) представляют собой разновидности политеизма -веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которым поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом (домом, полем или горой) либо предметом (животным или деревом). Три монотеистических религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества — это иудаизм, христианство и ислам. Все они возникли на Ближнем Востоке, и каждая из них оказала влияние на остальные. Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Древнееврейские племена были кочевыми и жили на территории древнего Египта и вокруг него. Их религиозные вожди, или пророки, исповедовали веру в единого всемогущего Бога. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, и утверждали, что обладают монополией на истину, рассматривая, таким образом, свою религию как единственно правильную. Христианство -наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по древнееврейски означало “помазанник” (соответствующее греческое слово — “Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями. Ислам -вторая по величине мировая религия, которая имеет отчасти общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми. На востоке наибольшее распространение получила политеическая религия индуизм. Индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около шести тысяч лет тому назад. Он представляет собой чрезвычайно сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ, веря, что все живые существа участвуют в бесконечно повторяющемся цикле рождений, смертей и повторных рождений. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения и зависит от его поступков в прежних перевоплощениях. К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов. Напротив, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной. В современном обществе ученые выделяют несколько основных типов религиозных организаций. Один из методов классификации религиозных организаций был впервые предложен Максом Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трельчем. Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей. Секта (от лат. secta - школа, направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, как, например, поступили кальвинисты или методисты. Второе отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов. Церкви склонны привлекать людей с высоким социальным статусом, а секты – преимущественно неудачников. Открытость сект новым членам и их обещания спасения и самореализации привлекательны для людей, которые чувствуют себя социальными аутсайдерами. Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех “классиков” социологии: Маркса, Дюркгейма и Вебера. С точки зрения К. Маркса, “Религия — это "сердце бессердечного мира", прибежище от жестокой повседневной реальности”. Религия, согласно Марксу, имеет сильно выраженный идеологический компонент: религиозные верования и ценности часто служат оправданием имущественного неравенства и различий в социальном положении. Э. Дюркгейм особое внимание проявлял к вопросам религии малых традиционных обществ. Книга Дюркгейма “Элементарные формы религиозной жизни”, впервые опубликованная в 1912 г., оказала, может быть, самое серьезное влияние на социологию религии. Для любой религии характерны постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды, в которых принимают участие группы верующих. Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Обряды и ритуалы, с точки зрения Э. Дюркгейма, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп. По мере развития общественного прогресса, считает Дюркгейм, влияние религии ослабевает. Вместе с тем он заявляет, что в определенном смысле можно говорить о том, что в измененной форме религия, вероятно, сохранится. Это выразится в появлении т.н. «гражданских религий» или в функциональных эквивалентах религии. К их числу, например, относятся политические партии. К примеру, у коммунизма есть свои пророки (Маркс и Ленин), свои священные писания (все труды Маркса, Энгельса и Ленина, но прежде всего “Манифест Коммунистической Партии”), свои верховные священнослужители (главы Коммунистической партии), священные здания (Кремль), святыни (тело Ленина, выставленное в Мавзолее на Красной площади), ритуалы (ежегодный майский парад на Красной площади) и даже свои мученики (например, Лазо). В годы воинствующего атеизма были попытки заменить обряды крещения и обрезания новыми социальными ритуалами посвящения младенца государству. Коммунистическая партия разработала также свои ритуалы бракосочетания и похорон. Масштабное исследование существующих в мире религий предпринял М. Вебер. Его внимание прежде всего было сосредоточено на изучении, как он их называл, “мировых религии", то есть привлекающих наибольшее число верующих и оказавших решающее воздействие на ход мировой истории. Вебер провел подробные исследования индуизма, буддизма, даосизма и раннего иудаизма. В “Протестантской этике и духе капитализма”, впервые опубликованной в 1904-1905, и других книгах он подробно останавливается на том влиянии, которое оказало христианство на историю Запада. Вебер занят в первую очередь исследованием взаимосвязи между религиозными и социальными изменениями. Вебер, в отличие от Маркса, утверждает, что религия не обязательно является консервативной силой; напротив, социальные движения, имевшие религиозные корни, часто приводили к разительным переменам в обществе. Проанализировав восточные религии, Вебер пришел к выводу, что они стали непреодолимой преградой развития промышленного капитализма западного образца. Это случилось не потому, что другие цивилизации по сравнению с западными являются отсталыми, просто их ценности отличаются от тех, что господствуют в Европе. Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции. 1. Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. 2. Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным. 3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”). 4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями. 5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Некоторые религиозные нормы устанавливают ограничения для общества в целом. 6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам. 7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям. Можно выделить дисфункциональные, разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеистов, а также изуверские формы поклонения, связанные с человеческими жертвоприношениями и самоистязаниями.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |