Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные доходы. Налоги




 

Вторую часть бюджета составляют государственные доходы, которые делятся на два вида:

· налоги;

· неналоговые доходы.

Под налоговыми доходами понимаются безвозмездные, безвозвратные платежи в бюджет. Кроме налоговых доходов существуют неналоговые, к числу которых относятся:

· прибыль Центрального банка РФ;

· доходы от приватизации;

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· возврат бюджетных ссуд;

· средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей образует налоговую систему.

Главными принципами функционирования налоговой системы являются:

· уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов;

· налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя, будет неоправданно завышена;

· обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа;

· процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги;

· налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;

· налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.

Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов:

· налоги на доходы и имущество;

· налоги на товары и услуги.

Налоги на доходы и имущество взимаются с конкретного физического или юридического лица. Их называют прямыми налогами (например, подоходный налог с граждан, налог на прибыль фирм и т.д.).

Налоги на товары и услуги являются косвенными налогами, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг (например, налог с оборота, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.)

В зависимости от характера изменения налоговой ставки выделяют также следующие виды налогов:

· прогрессивные;

· пропорциональные;

· регрессивные.

Прогрессивные – это налоги, ставка которых увеличивается по мере роста дохода (налоговой базы). Пропорциональное налогообложение предусматривает одинаковую ставку налога, независимо от величины доходов. Регрессивные налоги означают уменьшение ставки по мере возрастания налоговой базы (дохода).

Налоги в России в зависимости от уровня их установления и изъятия также подразделяются:

· федеральные (на уровне России);

· республиканские (на уровне субъектов РФ);

· местные (на уровне городов, районов).

Деление по уровням устанавливает в чьей компетенции находится тот или иной налог, а поступать он может в бюджеты всех уровней.

К федеральным налогам и сборам, например, относятся:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

· налог на прибыль (доход) организаций;

· налог на доходы от капитала;

· подоходный налог с физических лиц;

· взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственная пошлина;

· таможенная пошлина и таможенные сборы и др.

Региональными налогами и сборами являются:

· налог на имущество организаций;

· налог на недвижимость;

· дорожный налог;

· транспортный налог;

· налог с продаж и др.
Местными налогами и сборами выступают:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц;

· налог на рекламу;

· налог на наследование или дарение и др.

В качестве примера рассмотрим два важнейших налога в РФ. Треть поступлений в федеральный бюджет дает налог на добавленную стоимость (НДС ). Данный налог используется во многих странах мира. В России он впервые был введен в 1992 году, заменив налог с оборота и налог с продаж. НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара, которая оплачивается конечным потребителем. В России некоторое время действовала ставка на уровне 28 %, а в настоящее время основная ставка составляет 20 %, льготная - 10 %, распространяющаяся на продукты питания и товары детского ассортимента.

Ставки налога на прибыль для разных видов деятельности различные. Причем налог, зачисляемый в федеральный бюджет, рассчитывается по ставке 13 % независимо от вида деятельности. Ставка налога, зачисляемого в нижестоящие бюджеты, устанавливаются органами государственной власти субъектов, но не выше максимальных значений.

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса:

· потребительские расходы;

· инвестиционные расходы.

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП от Y1 до Y*(рис.13.1.а). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис.13.1.в).

       
   


Р LRAS Р LRAS

Р2 SRAS Р1 SRAS

Р1 Р2 AD1

AD2

AD1 AD2

Y1 Y* Y Y* Y1 Y

а) в)

 

Рис. 13.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

И наоборот, рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 13.1.в).

Воздействие налогов на совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит американскому экономисту Артуру Лафферу.

Лаффер построил кривую, с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции:

(13.1) Т = tY,

 

где Т – сумма налоговых поступлений в бюджет;

t – ставка налога;

Y – уровень деловой активности (величина совокупного дохода).

Таким образом, Лаффер рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.

 
 


Т

Тmax

T1

           
   
   
 
 
 


tопт t1 t

Рис.13.2. Кривая Лаффера

 

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся (до Т1), поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y - величина совокупного выпуска). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций).

Р LRAS

SRAS1

 
 


Р1 SRAS2

Р2

 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.