Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сен-симон




ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ. СЕН-СИМОН Ш. ФУРЬЕ, Р. ОУЭН.

В начале XIX в. в ответ на несправедливости воз­никшего и быстро развивающегося капитализма появились учения социалистов-утопистов. В их про­изведениях обнажались противоречия нового обще­ственного строя, вскрывались «язвы капитализма» и рисовались картины «справедливого общества», сво­бодного от недостатков, свойственных капитализму. К социалистам-утопистам XIX в. следует прежде все­го отнести Сен-Симона, Фурье и Оуэна.

Социализм — теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.

Утопический социализм - течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе. Родоначальниками этого течения были К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного

преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности. Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез - “что было бы, если”, “предположим, что” и т. д. Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.

 

Клод Анри Рубруа де Сен-Симон (1760-1825) -французский социалист-утопист, принадлежал к французской знати. Он участвовал в войне английских колоний в Северной Америке за не­зависимость. Во время Французской революции при­мкнул к якобинцам, но потом отказался от политичес­кой борьбы и, скопив состояние с помощью удачных спекуляций, целиком посвятил себя литературной де­ятельности. Он написал множество работ, в том чис­ле: "Письма Женевского обитателя к современникам" (1803), «Промышленность или политические, моральные и философские рассуждения» (1817-1818), «О про­мышленной системе» (1821), «Катехизис промышлен­ников» (1823-1824), «Новое христианство» (1825).

Взглядам Сен-Симона присущ историзм, который однако имел идеалистический характер, ибо смену исторических стадий он ставил в зависимость от человеческого знания. Движущей силой развития общества Сен-Симон считал научное и нравственное просвещение людей. Но в отличие от просветителей ХУ111 века Сен-Симон уделял значительное внимание экономическим факторам: деятельности людей в производстве, формам собственности и др.. Сен-Симон рассматривал общество как постоянно развивающуюся систему, в которой капитализм зако­номерно приходит на смену феодализма. Основой общественного устройства он считал собственность.

Особое место в трудах Сен-Симона занимает критика капитализма, главными недостатками которого Сен-Симон считал анархию производства и распределения, конкуренцию, обнищание народных масс, бедственное положение рабочих, продаж­ность чиновников, подкупы на выборах, антидемокра­тический характер парламентской системы. Подобно физиократам, Сен-Симон включал в один класс рабочих, капиталистов и торговцев, назвав их индустриалами. Классы, господствовавшие в феодальном обществе, - дворянство, духовенство, а также чиновников - он считал бесполезными и назвал их "бесплодными" Будущее общество (его Сен-Симон называл «промышленной системой») должно обеспечить физическое и мораль­ное благополучие народа. В таком обществе произ­водство будет вестись по плану, и его целью ста­нет удовлетворение потребностей народа. В будущем обществе все будут трудиться, а управление людьми будет заменено управлением вещами. Важнейшей целью будущего общества Сен-Симон считал производство вещей, необходимых и полезных. Он надеялся, что развитие производства обеспечит благополучие всех людей, что позволит им подняться до больших высот в своем умственном развитии. Но для полного счастья людей, для более полного удовлетворения как физических, так и духовных их потребностей необходимо, считал Сен-Симон, "воцарение взаимной благожелательности между людьми".

Будущий строй Сен-Симон представлял как промышленно-научную систему, в которой на смену конкуренции придет организация производства и сознательный труд всех на благо всех. К индустриалам в новом обществе он относил тех, кто занимался полезной для общества работой и в сфере производства, и в сфере обращения и распределения, независимо от того, умственным или физическим трудом они заняты.

Будущее общество представлялось Сен-Симону в виде громадной сложной мастерской, где развитие производства, а также земледелия и коммерческой деятельности позволят обществу достичь поставленных целей. Этому будет способствовать и тот факт, что человечество перестанет тратить силы на управление друг другом, на содержание войска и полиции. Всю энергию общество направит на развитие промышленности, науки, искусства. А охрана порядка станет общественной функцией. Он считал, что наиболее способны управлять производством фабриканты, купцы и банкиры.

Сен-Симон допускал существование в будущем обществе частной собственности, которая, по его мнению, должна быть усовершенствована и отвечать интересам всего народа. Промышленный класс, считал Сен-Симон, должен свободно распоряжаться своей собственностью, так как это стимулирует его к рациональной организации производства.

К. А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от од­ной

формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от последней к

промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики.

Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые). Отстаивал

организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по

способности, каждому по его делам.

Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.