Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические взгляды чемберлина




ТЕОРИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Э. ЧЕМБЕРЛИНА

Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина (1899-1967) объясняет появление на конкурентном рынке «дифференцированного» товара и связанные с этим явления. Если традиционная неоклассическая доктрина рассматривала конкуренцию и монополию как взаимоисключающие явления, то Э. Чемберлин для характеристики конкурентного рынка ввел новые понятия: «монополистическая конкуренция» и «моно­полистический конкурент». О положении всех про­давцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополи­стической конкуренции».

Монополистическая конкуренция - это такой вид конкуренции, который возникает, когда фирма-производитель для борьбы с конкурентами диффе­ренцирует выпускаемый ею товар, наделяет его оп­ределенными свойствами, делающими его отличным от других аналогичных товаров. Процесс дифферен­циации товаров порождается разнообразием вкусов потребителей. Вместе с тем иногда дифференциация товаров основана на наделении товара такими свой­ствами, которые являются несущественными или даже мнимыми (иногда и просто воображаемыми). В этих целях производитель изменяет цвет товара (например, мороженого), упаковку и другие, не имею­щие для покупателя реального значения качества.

Э. Чемберлин отмечает, что такими особенностями могут быть неценовые факторы — фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки, осо­бенности цвета, формы, стиля, а также условия, со­путствующие продаже товаров. Сюда могут быть включены такие факторы (если речь идет о розничной торговле), как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственный данному заведению и др.

Приобретя таким образом определенный круг поку­пателей, производитель-монополист использует свое монопольное положение для извлечения возможно большей прибыли. В ряде случаев производителю дифференцированного товара оказывается выгод­ным в этих целях не увеличивать объем выпуска, мак­симально используя свои производственные мощно­сти, а поддерживать выпуск на определенном уровне, обеспечивая максимальную выручку от реализации выпускаемого товара. При этом производственные мощности оказываются недогруженными (появляют­ся избыточные производственные мощности), снижа­ется занятость (повышается уровень безработицы). Все это можно рассматривать в качестве платы за расширение ассортимента дифференцированных то­варов. Однако при этом остается открытым вопрос: не превышает ли эта плата тот выигрыш, который по­лучает общество от расширения ассортимента това­ров на основе указанной дифференциации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.