Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Устойчивость рыночного равновесия




Предложение. Кривая предложения. Закон предложения

Кривая предложения (Supply) такая же модель, как и кривая спроса (рис. 4.3):

,

где QS – величина предложения.

Предложение – это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой возможной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения.

На предложение блага влияет не только цена этого блага, но и другие факторы: цены на ресурсы, технология производства, ценовые и дефицитные ожидания агентов рынка, размер налогов и субсидий, цены на другие товары, число продавцов на рынке. При росте предложения кривая предложения сдвигается вправо вниз, а при уменьшении – влево вверх.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.

Рассматривая законы спроса и предложения, легко заметить, что интересы продавца и покупателя различны. Однако между ними возможно нахождение компромисса – он находится в точке пересечения кривых спроса
и предложения. Действительно, могут ли цены, находящиеся выше или ниже точки пересечения линий спроса и предложения, быть устойчивыми? Однозначно нет, поскольку очевидно, что здесь возникает либо дефицит, либо излишек товаров, что ведет к повышению или снижению цены. И в этом выражается несовпадение интересов продавца и покупателя.

Только в одной точке, где планы продавца и покупателя совпадают, количество товара, которое продавец согласен продать по данной цене, равно количеству товара, которое покупатель согласен купить. В этой точке наступает рыночное равновесие.

Равновесие – это ситуация, при которой интересы продавца и покупателя на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Соответственно, равновесная цена – это та цена, которая позволяет продать все количество товара, которое производители при данной цене согласны произвести. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены.

При совмещении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия Е (см. рис. 4.4):

PE = PS = PD,

где PE – цена равновесия; PS – цена предложения; PD – цена спроса.

Это означает, что

QE = QS = QD,

где QE – объем равновесный; QS – объем предложения; QD – объем спроса.

Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену
и равновесное количество товара на рынке. Это выражается в следующем:

– увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

– уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;

– рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

– сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Таким образом, через постоянные колебания спроса и предложения рынок стремится
к равновесию, которое может быть более или менее устойчивым.

Влияние различных факторов может привести к дефициту товаров на рынке или к их перепроизводству. Возникает вопрос, сможет ли вновь установиться равновесное рыночное состояние? Выводы об устойчивости (неустойчивости) равновесия могут привести, в свою очередь, к выводам
о необходимости государственного вмешательства в экономику.

Устойчивое равновесие – это такое равновесное состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние.

Анализ экономического равновесия с точки зрения его устойчивости требует определения динамики изменения цены во времени.

Рассмотрите стабильность равновесия на примере предложения в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах.

Неустойчивое равновесие – это такое равновесное состояние, отклонение от которого не приводит к возвращению в это состояние. Следствием неустойчивого равновесия является несовпадение спроса и предложения
в долгосрочном периоде. В связи с этим различают рынок производителя
и рынок потребителя.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Постройте график, используя данные таблицы.

  цена                
  количество                

Что представляет собою график: кривую спроса или кривую предложения?

 

2. На этом же графике постройте другую кривую, используя данные следующей таблицы.

  цена                
  количество                

 

– Что представляет собою новый график?

– Чему равна цена равновесия?

– Почему цена не может быть равна 12, 20, 36 или 44?

– Рассчитайте размер дефицита (избытка) при ценах 12, 20, 36 и 44.

3. Предложение и спрос на молоко характеризуется следующими функциями: , .

– Определить равновесную цену и количество.

– Определить размер дефицита, если установлен потолок цены 7 р.

– Определить равновесную цену и количество, если:

а) спрос вырос на 10 %;

б) предложение снизилось на 5 %;

в) а и б.

4. При введении налога предложение снизилось на 5 %. Определить величину дохода от введения налога.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.