Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование государственного и муниципального долга, управление ими




Объем государственного внутреннего долга РФ

По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
  всего в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации
01.01.1993 3,57 0,08
01.01.1994 15,64 0,33
01.01.1995 88,06 2,14
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.01.2011 2940,39 472,25
01.01.2012 4190,55 637,33

 

Таблица 10

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 февраля 2012 года
     
     
Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро**
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 35 776,5 27 179,5
     
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 554,7 421,4
     
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 446,1 1 098,6
     
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1 011,6 768,5
     
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** 56,4 42,8
     
Задолженность перед международными финансовыми организациями 2 495,4 1 895,8
     
Задолженность по внешним облигационным займам 29 183,4 22 170,8
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,0 1 519,4
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 3 466,4 2 633,4
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 659,0
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2 499,9 1 899,2
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 17 717,1 13 459,8
     
Задолженность по ОВГВЗ 24,2 18,4
     
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 1 004,7 763,2
     
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте
     
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
     
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов

 

 

Наличие государственного долга предполагает управлением им. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, субъекта РФ – органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципальных образований – уполномоченным органом местного самоуправления.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Основными целями управления государственным долгом являются:

· сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;

· сохранение стоимости обслуживания государственного долга;

· обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолида-
цией, но может быть проведена и вне ее.

Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу).

Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей[108].

Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке.

При управлении государственным долгом используется также его реструктуризация – погашение долговых обязательств с согласия кредиторов, с рассрочкой платежа (т.е. принятии других долговых обязательств) в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга).

В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:

· обмен одних долговых обязательств на другие (схема «облигации – облигации»);

· обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема «облигации – акции»);

· досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема «выкуп»);

· списание части долговых обязательств.

Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

В целях управления государственным долгом и его снижения[109] в России разрабатывается программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с указанием цели, источников и объёмов заимствований, а также сроков возврата.

Разрабатывается также программа государственных внутренних заимствований РФ на покрытие дефицита.

Все средства, поступающие в бюджет от заимствований, включая средства, расходуемые на обслуживание и погашение государственного долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Предельные объемы государственного долга РФ, долга субъекта РФ и муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливаются законом (решением) о соответствующем бюджете[110].

Погашение основной суммы долга РФ, долга субъекта РФ, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Государственные заимствования осуществляются путем эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, предельных объемов их выпуска принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с верхним пределом государственного или муниципального долга. Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов РФ. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Россия предоставляет государственные или муниципальные гарантии – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гарант – дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать: надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства); возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение этого условия влечет ее недействительность (ничтожность).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ организуется обслуживание государственного (муниципального) долга, под которым понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Функцию генерального агента Правительства РФ по обслуживанию долговых обязательств, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению выполняет Центральный банк РФ, кредитная организация или другая специализированная финансовая организация на основе агентских соглашений.

Центральный банк РФ осуществляет эту функцию безвозмездно, оплата услуг других агентов производится за счет средств федерального бюджета, субъекта Федерации или местного.

В РФ установлена единая система учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования. Информация о долговых обязательствах вносится в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

Информация о долговых обязательствах подлежит передаче Министерству финансов РФ. Объем передаваемой информации, порядок и сроки ее передачи устанавливаются Министерством финансов РФ.

В рамках международного сотрудничества Россия предоставляет кредиты иностранным государствам, в результате которых у них возникают финансовые обязательства перед РФ, а у РФ – внешние долговые требования.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой РФ предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика – импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком – агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком – импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу РФ.

Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ.

Долг иностранных государств может быть реструктурирован. Под реструктуризацией долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед РФ понимается пересмотр условий погашения указанного долга. Реструктуризация долга иностранных государств перед РФ может быть осуществлена с частичным списанием сумм основного долга и начисленных процентов.

Уступка прав требования по внешним долговым требованиям РФ к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам может быть осуществлена Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ[111].

В рамках управления государственным долгом раздельно ведутся две книги по учёту государственного долга:

· государственная долговая книга РФ в отношении государственного внутреннего долга;

· государственная долговая книга РФ в отношении государственного внешнего долга.

Ведение долговой книги осуществляется Департаментом международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов. Он несет ответственность за сохранность, своевременность, полноту и правильность ведения долговой книги.

Долговая книга ведется в виде электронных реестров (таблиц) по видам долговых обязательств и содержит общую информацию о параметрах государственных долговых обязательств[112].

 

Долговая политика России

Чрезмерное увлечение Правительства РФ в начале рыночных реформ кредитами негативно сказывалось на бюджете, а, следовательно, на финансировании отраслей экономики и социальной сферы.

Финансовый кризис 1998 года показал хрупкость и ненадежность сложившейся системы государственных финансов. Ухудшение внешней конъюнктуры вызвало резкое сокращение бюджетных доходов и подорвало доверие инвесторов. В результате государство оказалось не в состоянии исполнять свои расходные обязательства и проводить долговые выплаты.

Правительство РФ было лишено возможности проводить заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, международные кредитные рейтинги РФ были резко снижены всеми ведущими рейтинговыми агентствами.

В таких кризисных стартовых условиях в начале 2000-х годов требовалась крайне осторожная и взвешенная бюджетная политика. Необходимы были кардинальные изменения в налоговой системе, новые подходы к расходованию средств, консервативная политика заимствований наряду с полным и своевременным погашением долга.

В 2000–2003 гг. усилия Правительства и Министерства финансов РФ были направлены на восстановление макроэкономической стабильности, решение долговой проблемы, защиту бюджетной системы и российской экономики в целом от непредсказуемых колебаний внешней конъюнктуры.

В соответствии с принципами долговой политики в 2005 и 2006 годах РФ осуществляла досрочное погашение государственных внешних долговых обязательств. В январе 2005 г. досрочно в полном объеме был погашен остаток долговых обязательств перед Международным валютным фондом. В июне 2006 году РФ полностью погасила задолженность перед Парижским клубом кредиторов.

Введение в действие нового Бюджетного кодекса заложило основы, препятствующие принятию избыточных обязательств, наращиванию бюджетного дефицита, государственного и муниципального долга.

Резкое ограничение заимствований на внутреннем рынке при почти полном отказе от внешних заимствований привели в сочетании с досрочным погашением значительной части внешнего долга из средств Стабилизационного фонда привело к тому, что размеры государственного долга упали до уровня около 7% ВВП, что значительно ниже, чем у большинства развитых стран и переходных экономик. Значительно снизилась нагрузка на бюджет по обслуживанию долга.

Снижение государственного долга снизило макроэкономические риски и, таким образом, стало важным фактором повышения инвестиционной привлекательности российской экономики. Оно привело также к повышению странового предела кредитных рейтингов, что обеспечило низкие ставки по внешним заимствованиям банков и небанковских учреждений. В целом проводимая в последние годы макроэкономическая и бюджетная политика внесла существенный вклад в динамичный рост российской экономики. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2000–2007 гг. составили 7%[113].

В 2009 г. уровень государственного долга сохранялся на безопасном уровне 10,1% к ВВП (а в 2010-2012 годах соответственно составит – 12,7%, 14,6%, 15,4% к ВВП), что обеспечивает устойчивость бюджетной системы и способствует укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося улучшить инвестиционный климат в стране.

На рис. 3 приведены данные о состоянии внешнего и внутреннего государственного долга РФ, из которых видна его положительная динамика, заключающаяся в снижении внешнего долга и увеличении внутреннего, а также в снижении общего объема государственного долга РФ.

Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов оказал существенное влияние на проведение долговой политики Российской Федерации в 2009–2010 годах. В условиях проявления кризисных явлений на рынке основной упор был сделан на привлечение средств от размещения среднесрочных инструментов, что привело к уменьшению дюрации рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации.

 

 

Рис. 3. Динамика государственного долга

 

Объем государственного долга РФ в 2010 году увеличен по сравнению с 2009 годом, не достигнуто прогнозное значение, он составил 11,3% к ВВП, при этом доля государственного внешнего долга в государственном долге РФ сократилась до 31,5% по сравнению с 2009 годом. Доля внутреннего долга в государственном долге РФ в 2010 году увеличена по сравнению с 2009 годом на 3,7% и составила 68,5%[114].

На 01.01.2011 г. внутренний государственный долг РФ составил и 2940,39 млрд рублей, а внешний – по состоянию на 01.12.2010 г. 40736,7 млн долларов.

Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 01.01.2013 года установлен в сумме 6,976 трлн рублей.

Верхний предел государственного внешнего долга РФ на 01.01.2013 года установлен в сумме 65,2 млрд долларов США, или 52,1 млрд евро.

По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга РФ составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг – 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.).

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора, созданию механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия[115].

 

Контрольные вопросы:

1. Какова сущность и функции государственного кредита?

2. В какой роли выступает государство в госкредитных отношениях?

3. Чем обусловлена необходимость государственного кредита?

4. Каковы особенности государственного кредита?

5. В каких формах функционирует государственный кредит?

6. Какова цель создания Парижского и Лондонского клубов кредиторов?

7. Какова структура долговых обязательств РФ и их объем в настоящее время?

8. По каким признакам классифицируются государственные займы?

9. Что подразумевается под управлением и обслуживанием государственного долга?

10. Чем обеспечен государственный долг РФ?

11. Каковы цели управления государственным долгом?

12. Каковы сроки долговых обязательств РФ?

13. Какой орган государственной власти осуществляет управление государственным долгом?

14. Какие методы используются при управлении государственным долгом?

Тест:

 

1. Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях:

а) защитной, оперативной, накопительной;

б) распределительной, контрольной, регулирующей;

в) социальной, оборонной, управленческой;

г) рисковой, предупредительной, экономии издержек обращения.

2. Государственный долг РФ обеспечивается:

а) казной;

б) золотовалютными резервами;

в) имуществом должника;

г) национальным богатством.

3. По российскому законодательству кредиты Банка России не используются как:

а) источник финансирования бюджетного дефицита;

б) способ рефинансирования кредитных организаций;

в) способ предоставления ломбардного кредита;

г) способ предоставления внутридневного кредита.

4. Государственный кредит представляет собой:

а) форму кредита, при котором заемщиком выступает физическое лицо;

б) отношение займа между предприятиями;

в) форму кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта;

г) отношения по формированию и распределению финансовых ресурсов предприятий.

 

5. Управление государственным долгом осуществляется:

а) Правительством РФ;

б) Федеральным Собранием;

в) менеджерами организаций;

г) населением.

6. Под обслуживанием государственного долга понимается:

а) размещение долговых обязательств, выплата доходов по ним в виде процентов;

б) погашение долгов;

в) осуществление новых заимствований;

г) все вышеперечисленное.

 

7. Государственный долг делится на внутренний и внешний по следующему признаку:

а) валюте заимствований;

б) участникам сделки;

в) обеспечению кредита;

г) всему вышеперечисленному.

 

8. Функции генерального агента по обслуживанию государственного долга выполняет:

а) совет директоров акционерного общества;

б) федеральное казначейство;

в) министерство финансов;

г) Банк России.

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.