Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внебиржевой рынок ценных бумаг




На внебиржевом рынке осуществляются сделки с ценными бумагами вне фондовых бирж. Внебиржевой рынок функционирует в двух формах – неорганизованной (продавцы и покупатели сами находят контрагентов и осуществляют сделки с ними в частном порядке) и организованной (напоминающей своеобразную электронную фондовую биржу, но без традиционного торгового зала). Впервые внебиржевой рынок ценных бумаг сложился в США под эгидой Американской Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам (NASDAQ).

Цены на бумаги во внебиржевой торговле устанавливаются по официальным биржевым публикациям котировок и индексов по аналогичным или сопоставимым ценным бумагам.

Внебиржевой рынок (в отличие от биржи) не локализован и представляет собой сеть фирм, ведущих операции с ценными бумагами. На нем продаются бумаги (акции и облигации) не только крупных и известных, но молодых предприятий, которые не допускаются даже на региональные или местные биржи.

Особенностью внебиржевой торговли является то, что ценные бумаги могут продаваться или покупаться без каких-либо количественных ограничений. Здесь не существует ни полных, ни неполных лотов, клиент может продать или приобрести любое количество ценных бумаг.

Профессиональными участниками внебиржевого рынка являются дилеры – дилерские фирмы. Они составляют промежуточное звено между продавцами и покупателями ценных бумаг. Дилеры осуществляют сделки с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, т.е. выступают как принципалы. Дилерская фирма продает клиенту ценные бумаги с наценкой по отношению к той цене, по которой они были ею куплены, а покупает их у клиента со скидкой по отношению к цене, по которой они должны быть в дальнейшем проданы. Эта сумма, состоящая из наценки и скидки, образует прибыль фирмы.

Принимая заказ клиента о продаже ценных бумаг конкретной компании, дилер объявляет цену покупки. Эта цена складывается из двух составляющих: продажной цены (цены, по которой дилер предполагает продать эти акции на рынке) и наценки, которая должна обеспечить покрытие его текущих затрат и обеспечить прибыль. Размер наценки зависит оттого, насколько он может предвидеть будущую продажную цену. Чем более рискованными являются предлагаемые клиентом акции, чем менее известна фирма-эмитент, тем больше будет размер наценки. Обычно наценка колеблется от 5 до 10% цены акций, однако может быть и выше. Если дилеры работают на возникающих или развивающихся рынках либо на развитых рынках, но с ценными бумагами малоизвестных фирм, тогда наценка или скидка будет ближе к 7–10%, что является дополнительной платой за риск.

Если клиент, обращаясь в дилерскую фирму, делает заказ на покупку определенного количества акций интересующей его компании, то он получает их со скидкой. Если такие акции в данный момент на фирме имеются в наличии, то дилер предлагает их купить по объявленной им самим цене с учетом скидки. Если у дилерской компании нет интересующих клиента ценных бумаг, то тогда дилер, работающий с этим клиентом, покупает их у другого дилера или у фирмы, предлагающей к реализации такие бумаги.

Поэтому на внебиржевом рынке выделяют два типа взаимоотношений: между дилером и клиентом (продавцом или покупателем ценных бумаг) и между дилером и другим дилером. Цена в сделках между дилерами (дилерскими компаниями, или домами) носит название внутренней оптовой или дилерской, а цена, по которой бумаги продаются клиенту, называется окончательной (или розничной).

В розничной цене наценка (скидка) устанавливается по отношению к внутренней. Если дилерская фирма продает бумаги клиенту, покупая их у другого дилера, то клиент приобретет необходимые для него бумаги с наценкой. Если же фирма покупает бумаги у клиента, обязуясь их в дальнейшем продать, то в этом случае розничная цена будет устанавливаться со скидкой по отношению к оптимальной внутренней цене, по которой они могут быть проданы другой фирме. Размер скидки (наценки), как правило, составляет не более 5% внутренней цены[192].

На развитых рынках ценных бумаг, прежде всего рынках США, у инвестиционных банков и брокерских фирм, имеющих места на бирже, существуют специальные структуры, которые ведут операции на внебиржевом рынке.

Внебиржевой рынок ценных бумаг, отличительной особенностью которого является автоматизированная система электронных котировок, не может в полном объеме дать информацию о фондовом рынке, поскольку в любую национальную систему включаются ценные бумаги только тех компаний, которые имеют значительный уставный капитал. Эти компании должны представлять полную информацию о своем финансовом положении, так же как и те, которые регистрируются на бирже. Исходя из этих условий, молодые компании не могут попасть в национальную автоматизированную систему котировок ценных бумаг, поэтому цены на их бумаги определяются по-прежнему телефонным способом. Но и котировки, которые охватывает любая национальная автоматизированная система, рассчитываются только зарегистрированными дилерскими компаниями страны.

Страны, в которых существуют национальные ассоциации дилеров, разрабатывают специальные юридические нормы их работы на внебиржевом рынке. Например, в США, если дилер проводит операции по купле-продаже с разрывом в ценах бóльшим, чем средняя разница между ценами продажи и покупки по этому виду ценных бумаг, его заносят в «черный» список и наказывают в соответствии с действующим законодательством – крупным штрафом или даже тюремным заключением.

В начале 80-х гг. в странах со сложившимися внебиржевыми рынками были введены консолидированные (обобщенные) системы котировок ценных бумаг, обращающихся на биржевом рынке. Этим было положено начало практическому сближению аукционного биржевого и дилерского внебиржевого рынков.

Размеры внебиржевого рынка по отношению к емкости всего фондового рынка существенно различаются в зависимости от страны. В США, если судить по стоимостному объему операций, внебиржевой рынок почти сравнялся с оборотом Нью-Йоркской фондовой биржи; в Бразилии внебиржевой рывок очень мал и ограничен торгами по корпоративным ценным бумагам и производным от них.

В США внебиржевой рынок акций включает в себя систему NАSDAQ и разнообразные автоматизированные системы торговли, разработанные частными инвестиционными институтами. Система NАSDAQ – это организованный внебиржевой электронный рынок корпоративных облигаций и акций новых компаний.

В Англии организованным внебиржевым рынком (подобным NАSDAQ в США) является компьютерная система SЕАQ, где котируются ценные бумаги новых и зарубежных компаний. Прохождение ценных бумаг через внебиржевой рынок является необходимым условием их доступа на Лондонскую фондовую биржу.

В Японии внебиржевой рынок составляет малую долю от объема биржевого оборота, и на нем обращаются краткосрочные и среднесрочные облигации (долгосрочные имеют котировку на Токийской фондовой бирже).

Мировым фондовым сообществом признано, что в наиболее развитой форме внебиржевой рынок существует в США. Крупнейшей внебиржевой торговой системой США является автоматизированная система NАSDAQ – автоматизированная система котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам. Это общенациональная компьютерная система, работу которой обеспечивают два вычислительных центра. Пользователями этой системы являются дилерские фирмы и абоненты (терминалы в 50 странах мира), получающие с ее помощью информацию о состоянии рынка акций, имеющих котировку в NАSDAQ. По количеству акций (более 4000 эмитентов), входящих в котировку NАSDAQ, она не имеет равных в мире. Чтобы попасть в NАSDAQ, необходимо выполнить ряд требований, аналогичных листингу фондовой биржи, но менее жестких.

К специфическим особенностям следует отнести то, что с акциями каждого вида должны работать как минимум два маркет-мэйкера.

Маркет-мэйкером называют дилера, который берет обязательство котировать акции.

В среднем на каждую акцию NАSDAQ приходится 11 маркет-мэйкеров, а в системе их всего 470.

До появления NАSDAQ в 1971 г. внебиржевой рынок был телефонным или существовал в форме «розовых листов». В первом случае брокер, желавший выполнить поручение клиента на покупку ценной бумаги, не имевшей листинга на бирже, просто обзванивал нескольких маркет-мэйкеров по этой бумаге и выбирал лучшую котировку; во втором случае он знакомился с котировками, представленными в «розовых листах», т.е. с котировками биржевого рынка, а затем также созванивался с дилером.

Система NАSDAQ упростила и ускорила поиск лучшей цены. Маркет-мэйкеры вводят свои котировки в компьютер, что позволяет мгновенно оценивать ситуацию по интересующей бумаге и выбирать лучшую котировку. NАSDAQ – это не полностью автоматизированная система, поскольку дилер, ознакомившись с котировками и получив заявку клиента, должен связаться с маркет-мэйкером и заключить с ним сделку. Но с 1984 г. в рамках NАSDAQ действует специальная система SОЕS, благодаря которой сделки по небольшим заявкам (до 1000 акций) исполняются автоматически. Сведения об этих сделках также автоматически поступают в клиринговую палату.

NАSDAQ доступен пользователям нескольких уровней: 1-й уровень – это информационная система для любого заинтересованного лица, которая дает сведения о лучших ценах покупки и продажи; 2-й уровень (для дилеров) дает возможность познакомиться с котировками всех маркет-мэйкеров; 3-й уровень системы предназначен только для маркет-мейкеров, когда они меняют свои котировки.

Около 3000 видов акций (из 4000 находящихся в системе) составляют Национальную рыночную систему (НРС), в которую входят акции только крупных и пользующихся авторитетом на рынке эмитентов. По правилам НРС – элитного внебиржевого рынка США – разрыва между совершенной сделкой и сообщением о ней практически не должно быть, а работу по каждой ценной бумаге должны вести не меньше 4 маркет-мэйкера. Сведения о сделках с акциями НРС поступают в общенациональную информационную систему, в которой находит отражение ценовая информация о совершаемых сделках на всех биржах США.

Общим для всех систем внебиржевой торговли, существующих в мире, являются две основные функции:

· являются местом торговли долговыми обязательствами корпораций;

· являются местом испытания новых эмитентов акций.

На биржевые рынки, напротив, допускаются, как правило, только хорошо известные, надежные компании.

В России ситуация отличается от мировой: биржевой рынок РФ бумаг не получил должного развития, а центром торговли корпоративными ценными бумагами стал организованный внебиржевой рынок ценных бумаг – Российская торговая система (РТС).

Некоммерческое партнерство «Российская торговая система», являющееся сегодня крупнейшим внебиржевым организатором торговли на рынке ценных бумаг России, было создано в 1995 г. Большую роль при создании РТС сыграли иностранные инвесторы и их российские партнеры, заинтересованные в формировании в России организованного фондового рынка.

РТС технически представляет собой компьютерную сеть, через которую осуществляется связь между пользователями и центральным компьютером, обслуживающим пользователей.

При отборе акций для регулярных торгов в РТС учитывается относительная стабильность положения компании-эмитента на рынке, а также отсутствие ограничений на покупку и продажу акций внешними инвесторами, т.е. присутствуют определенные требования к листингу.

Для того чтобы стать участником внебиржевого рынка России (вступить в систему РТС), необходимо оплатить вступительный взнос, регулярно вносить членские взносы и заключить договор с Техническим центром РТС. Только после этого можно пользоваться услугами системы на платной основе. Членам РТС для операций купли-продажи ценных бумаг доступны две системы, в которых осуществляется торговля ценными бумагами:

· РТС-1, где обращаются высоколиквидные ценные бумаги, бумаги, которые имеют стабильную положительную репутацию и давно присутствуют на рынке;

· РТС-2, созданная для торговли ценными бумагами с ограниченной ликвидностью, в основном это акции предприятий местного значения вновь приватизированных предприятий либо акции, которые по каким-либо причинам ранее низко оценивались на фондовом рынке.

Существует два режима доступа к системе: просмотр и торговля. В первом случае можно только наблюдать процесс торгов, а во втором – еще и участвовать в нем.

К торговле в РТС допускаются ценные бумаги только российских эмитентов. Инициатором допуска может быть либо участник торговли в системе, либо эмитент заявляемой бумаги. Все новые ценные бумаги сначала поступают в РТС-2, которая предназначена для торговли среднеликвидными и низколиквидными ценными бумагами.

Торговля ценными бумагами в РТС осуществляется на основе котировок – предложений на покупку или продажу. Котировки содержат наименование эмитента, цену за одну акцию, количество акций, валюту расчета, число дней, необходимых для перерегистрации права собственности на предложенную бумагу, и иные сведения, установленные Торговым комитетом РТС. Котировки в течение всей сессии являются твердыми, т.е. сопряжены с обязательствами объявивших их участников заключить сделки в порядке и на условиях, указанных в заявках. Котировки могут быть двусторонними или односторонними. Двусторонняя котировка означает, что объявляется отдельно цена покупки и цена продажи ценных бумаг. Односторонняя котировка предполагает покупку или продажу бумаги по единой цене.

Все расчеты по отбору участников проводятся в Депозиторно-клиринговой компании (ДКК). Расчеты по сделкам состоят из двух частей: покупатель ценных бумаг должен внести деньги, а продавец – ценные бумаги в том или ином виде.

Эти операции осуществляются в единственном месте – в центре поставки платежей. Три фактора, составляющие систему расчетов (внесение денег, предоставление ценных бумаг и место расчета), могут совпадать или не совпадать друг с другом. Местом расчетов выбирается ДКК, потому что она обладает большим авторитетом и опытом проведения расчетных операций на фондовом рынке.

Для расчетов в системе РТС в новых условиях были выбраны два банка – Сбербанк и Банк Москвы. Выбор Сбербанка был обусловлен тем, что он имеет самую крупную в России филиальную сеть, а в РТС работает большее число региональных операторов, что позволяет эффективно проводить расчеты по сделкам между мелкими и крупными компаниями, региональными и московскими. Банк Москвы уже обслуживает Московскую фондовую биржу, поэтому для тех, кто торгует через него на МФБ, удобно не выводя из банка свои средства, рассчитываться по сделкам в РТС.

Расчеты происходят следующим образом. Если два участника договорились о сделке через РТС, то последняя готовит два комплекта договоров. По одному из них она покупает, а по другому – продает ценные бумаги. Участники сделки после подписания договоров переводят на счета РТС в ДКК и в оговоренном банке соответствующий актив (либо бумаги, либо деньги). Как только участники выполнили свои обязательства перед РТС, последняя тут же исполняет свои, и в результате продавец получает деньги, а покупатель – бумаги[193].

 

10.5. Российский рынок ценных бумаг: его становление,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.