Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод экономической теории




Современная экономическая теория – результат долгого эволюционного развития экономики как системы знаний. Предмет экономической теории (политической экономии) как самостоятельной науки стал складываться в XVI – XVII веках и в своём развитии прошёл ряд этапов, трансформируясь и обогащаясь новыми элементами в трудах представителей различных экономи-ческих школ (см. рисунок 1.1).

 

      Объект (предмет) и цели исследования
Первый этап Экономия Античная экономика Наука о домоводстве, домашнем хозяйстве, спо-собах его увеличения. Её цель – воспитание дос-тойных граждан
Средневековая экономика Наука о правилах поведения индивидов в соот-ветствии с принципами всеобщей справед-ливости. Экономические проблемы рассматри-вались с позиции священного писания, моральной справед-ливости, с позиции общего блага как конечного критерия деятельности людей
Второй этап Политическая экономия Классическая политическая экономия Наука о богатстве, об условиях его производства и накопления, о поисках путей его справедливого распределения
Марксистская политическая экономия Предметом исследования марксисткой политичес-кой экономии являлись производственные отноше-ния и экономические законы, регулирующие об-щественное производство, распределение обмен и потребление
Третий этап Экономия (экономикс) Неоклассическая экономическая теория (Микроэкономика) Экономическая теория рассматривает, как субъекты рынка принимают экономические реше-ния (о покупках, продажах, выпуске продукции и пр.) в условиях ограниченных ресурсов, как эти ресурсы в результате таких решений распреде-ляются для использования в различных конку-рирующих целях
Кейнсианская экономическая теория (Макроэкономика) Закономерности развития национальной и мировой экономики

 

Рисунок 1.1 – Развитие предмета экономической теории

 

Рассмотренные на рисунке 1.1 определения предмета экономической теории (политической экономии) охватывают различные направления хозяйственной деятельности людей, характеризуя её с различных сторон.

Наиболее близким нашему времени является определение предмета экономической теории как науки о рациональном выборе, в соответствии с которым происходит оптимальное размещение редких (ограниченных) ресурсов для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей.

С точки зрения масштабов объекта изучения экономическая теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика рассматривает поведение отдельного индивида или от­дельного домашнего хозяйства, отдельного предприятия (фирмы), также изучает работу рынка отдельно взятого товара. Объектами исследования являются экономические показатели, характеризующие деятельность соответствующих субъектов (цена, объём производства, прибыль фирмы, доходы и расходы до­машнего хозяйства и т.д.

Микроэкономика содержит общий взгляд на экономику, она рассматри­вает, каким образом индивидуальные решения субъектов рынка достигают скоординированного результата объясняющего функционирование экономики как единой системы.

Макроэкономика изучает функционирование национальной экономики в целом как единой системы, как совокупный результат действия всех участников экономического процесса. Совокупный результат представлен рядом агрегиро­ванных величин (валовый продукт, национальный доход, уровень цен, инфля­ция, безработица и т.д.) Макроэкономика также изучает закономерности государственной экономической политики. Макроэкономика имеет специфику в предмете, методе, инструментарии, который она использует в экономическом анализе.

Изучение субъектов, объектов и задач микро- и макроэкономики позволяет по-разному определить их цели (рисунок 1.2).

 

МАКРОЭКОНОМИКА
МИКРОЭКОНОМИКА

ЦЕЛИ: Определение условий рационального поведения субъектов рыночной экономики и условий равновесия индивидуальных рынков в предложении ограниченности ресурсов.
ЦЕЛИ:экономический рост, внешняя и внут-ренняя стабильность, социальная защищен-ность, экономическая эффективность, пол-ная занятость.

 

 


Рисунок 1.2 – Цели микро- и макроэкономики

 

Выведение категорий, субъектов и объектов микро- и макроэкономики, уровней микро- и макроэкономического анализа не означает, что между ними существует чёткая граница, некоторые проблемы, как, например, налогооб-ложение, входят в круг интересов обоих разделов или, например, процесс формирования цены определённого товара зависит прежде всего от эко­номического поведения субъектов микроэкономики, продающих и покупающих этот товар, следовательно изучается в микроэкономике. Вместе с тем на вели­чину цены будут влиять денежные доходы потребителей, объём денежной массы и другие факторы, зависящие от макроэкономической политики государства.

В своих исследованиях экономическая теория использует различные приёмы и инструменты анализа, которые составляют её метод познания.

Любой анализ должен быть основан на научной логике. Научная логика – наука о законах и формах мышления. Познание осуществляется посредством анализа и синтеза.

Научный анализ – изучение проблемы или явления по частям путём деления его на более мелкие составляющие. Например, изучая положение фирмы и отрасли, мы рассматриваем изменение издержек фирмы, подвергая их делению на различные виды.

Синтез, наоборот, – соединение отдельных сторон явления в единое целое. Например, собрав информацию о том, как изменяется спрос со стороны различных категорий экономических агентов, можно узнать, как изменился сам совокупный спрос. На основе анализа и синтеза осуществляются индукция и дедукция.

Индукция – метод познания, основанный на умозаключениях, выводах, которые восходят от частного к общему. Индукция применяется в процессе синтеза: мы собираем знания о частном и переносим их на более общий уровень, т.е. судим об общем явлении на основе знаний о его составляющих, это движение от фактов к обобщениям.

Дедукция – выводы, идущие от общего к частному, когда на основе полученных знаний о явлении в целом мы узнаем о характере поведения его составляющих, т.е. это движение от общих к реальным экономическим фактам.

Особую роль в научной логике играет метод сравнения. Сравнение позволяет сравнить неизвестное с известным и выразить новое через имею-щиеся понятия и категории и этот метод полезен при систематизации и классификации понятий. Метод сравнения используется на начальных этапах исследования и готовит предпосылки для проведения аналогий.

Аналогия – перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Для того чтобы понять сущность экономических явлений и сформули-ровать и сформулировать причинно-следственные связи между ними, экономи-ческая наука использует метод научной абстракции. Метод научной абстракции состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного случайного. В процессе абстрагирования формулируются научные категории – наиболее общие понятия, представляющие собой теоретическое выражение реальных процессов экономической жизни общества (товар, деньги, собственность, прибыль, спрос, предложение и т.д.)

Метод научной абстракции используется для построения экономических моделей – упрощённых представлений «при прочих равных условиях» о взаимосвязи между экономическими переменными.

Допущение «при прочих равных условиях» – это допущение, согласно которому все факторы, за исключением исследуемых, принимаются за постоянные.

Методы разрабатываются на основе определенной теории, сохраняя свойства и законы изучаемого объекта, и несут на себе отпечаток целесо-образной деятельности познающего субъекта (рисунки 1.3).

Эмпирически-индуктивный метод
Логически-дедуктивный метод
Опора на абстракции и модели
Опора на прагматические исследования
ЦЕЛЬ: Исследование и нахождение зако-номерностей в результате анализа конкрет-ных экономических явлений
ЦЕЛЬ: создание упрощенной схемы эконо­мики. Нахождение принципов взаимосвязи её основных звеньев и параметров. Общие закономерности как руководство к дейст-вию
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 


Рисунок 1.3 – Основные методы исследования в экономической теории

 

Результатом применения методов экономического исследования является выработка научных гипотез, т.е. предположений о закономерностях поведения изучаемого объекта. Если выдвинутая гипотеза подтверждается проверкой на практике, она называется принципом или теорией.

При исследовании экономических процессов особое значение уделяется позитивному и нормативному анализу.

Позитивный подход предполагает, что выводы, положения экономической науки должны подтверждаться фактическими данными. Позитивный анализ выявляет конкретные зависимости между факторами, явлениями и процессами изменения факторов и последствия этих изменений. Таким образом, позитивная экономика является основой практических действий.

Нормативный анализ носит оценочный характер. Он стремится дать ответ на вопрос как должно быть. Являясь оценочным по содержанию, нормативные утверждения отражают положения, опирающиеся на ценностные нормы, которыми руководствуются люди в процессе анализа, и на предшествующую практику либо на предыдущие разработки экономических наук.

Качественно отличаясь друг от друга позитивный и нормативный анализ тесно взаимосвязаны и, как правило, позитивные и нормативные суждения применяются в сочетании. Они используются во многих случаях: для анализа текущей ситуации и прогноза её дальнейшего изменения; для выработки критериев сопоставления и условий, при которых можно решить ту или иную проблему.

Одним из методов экономической теории является моделирование, которое позволяет изучать экономические процессы на основе построения их моделей.

Экономическая модель это упрощённое изображение каких-либо сторон или процессов экономики. Экономические модели могут быть представлены в разных формах: в виде таблиц, уравнений, в графической форме, в словесном описании (вербально).

Словесная модель представляет собой описание экономических процессов посредством слов. Математическая модель позволяет устанавливать количест-венные зависимости переменных величин, выраженные в виде уравнения или системы уравнений. Табличная модель показывает количественные зависи-мости между переменными величинами в виде их конкретных цифровых значений. Графическая модель даёт наиболее наглядное графическое изображение зависимости между определёнными переменными величинами. При построении графиков все другие переменные величины предполагают неизменными, т.е. делают допущение «при прочих равных условиях».

В микроэкономике широко используется математический аппарат. В связи с этим следует напомнить некоторые простейшие положения математики, кото-рые будут применяться в процессе изучения курса. Исследуемая величина является переменной, если она изменяет своё значение под воздействием каких-либо факторов. Переменные величины обозначаются определёнными буквен-ными символами. Обычно в микроэкономике используются первые буквы английских названий переменных величин. Например, цена обозначается бук-вой «P» (price), количество – Q (quantity), валовые издержки – буквами «TC» (total cost), предельная полезность – «MU» (marginal utility) и т.д.

Если существует закономерность, при которой любому значению одной переменной, например x, соответствует определённое значение другой переменной, например y, то между ними имеется функциональная зависимость. Она состоит в том, что y является функцией аргумента x, что записывается следующим образом:

y = f (x).

Например, Q = f(P), т.е. объём спроса на данный товар является функцией цены на него.

При исследовании функциональных зависимостей важно знать, как конк-ретно меняется функция при изменении аргумента. Для этого функциональную зависимость представляют в виде одной из трёх известных форм, связанных с типами экономических моделей.

1. Математическая форма функции это запись в виде алгебраической формулы. Например, уравнение бюджетной линии выглядит следующим способом:

Px Qx + Py Qy= I.

2. Табличная форма функции этозапись в виде таблицы, когда в одном столбце показаны количественные значения аргумента, а в другом – функции. Эта форма более наглядна, чем математическая. Например, в одном столбце можно привести определённые значения цен данного товара, а в другом – соответствующие им объёмы спроса на него при прочих равных условиях. Недостатком табличной формы является то, что значения переменных вели-чин носят дискретный характер – существуют определённые интервалы между разными значениями аргумента и функции.

3. Графическая форма функции этографическое изображение функциональной зависимости между двумя переменными. Это наиболее наглядная форма, отражающая функциональную зависимость.

Графики строятся в системе координат, представляющей собой две взаимно перпендикулярные оси – горизонтальную (ось абсцисс) – x и вертикальную (ось координат) – y. Если на каждой оси выбрать масштаб измерения двух переменных, то любой точке на плоскости между осями координат будут соответствовать строго определённые значения исследуемых переменных. Уста-новив ряд точек на основании табличных данных и соединив их между собой, можно получить кривую, наглядно описывающую функциональную зависимость между двумя аргументами.

Различают положительный (восходящий вид) и отрицательный (снижа-ющийся вид) наклон графика. Если положительному изменению x (∆x = xb – xa) соответствует положительное изменение y (∆ y = yb –ya), то кривая имеет восходящий вид. В том случае, если положительному значению x (∆x = xb – xa) соответствует отрицательное значение y(∆y=yb–ya), кривая имеет снижающий вид. Примеры положительного и отрицательного наклона графиков приведены на рисунке 1.4.

y
yb
ya
x
xa
xb
b
a
Δy
Δx
xa
xb
x
y
a
b
ya
yb
Δx
Рисунок 1.4 – Наклон графика: а) положительный (восходящий вид); б) отрицательный (снижающийся вид)
а)
б)

 

 

Необходимость моделирования обусловлена сложностью реально происхо-дящих в экономике процессов и явлений. Модели дают возможность построить на их основе достоверные прогнозы, объяснить поведение экономических агент-ов, проанализировать влияние одних экономических параметров на другие.

Основные термины и понятия: экономическая теория, предмет экономи-ческой теории, методы исследования, анализ, синтез, научная абстракция, индукция, дедукция, экономическая модель, прочие равные условия, микроэкономика, макроэкономика, нормативная и позитивная экономика.

Контрольные вопросы

1. Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления?

2. Почему политическая экономия как научная система зародилась только в эпоху становления капитализма?

3. В чём заключаются основные признаки классической политической экономии?

4. Как можно обосновать изменение предмета экономической теории на разных этапах цивилизации?

5. В чём отличие микроэкономики от макроэкономики?

6. Что собой представляют позитивные и нормативные способы анализа?

7. На использовании каких методов основано познание закономерностей эко-номической жизни?

8. Какое значение имеют графики в экономическом анализе?

9. Какие понятия характеризуют уровни экономического анализа с точки зрения масштабов изучаемого объекта?

10. Какую роль играют экономические законы в создании экономических моделей?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.