Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и в условиях чистой монополии




A б в

К К К

Q = 200
8 8 8

Q = 280
6 6 6

Q = 150
Q = 75
Q = 100


Q = 50
Q = 50
Q = 50
4 4 4

2 L 2 L 2 L

2 4 8 2 4 6 2 4

Рисунок 6.4 – Эффект масштаба: (а) постоянный; (б) положительный; (в) отрицательный

 

В двухфакторной модели производства при увеличении каждого фактора (масштаба производства) в n раз объём производства тоже должен увеличиться. Если результирующий выпуск увеличится ровно в n раз, то наблюдается постоянная отдача от масштаба: Q1 = Q0 (nK0, nL0) = nQ0. Если выпуск увеличится более чем в n раз, то наблюдается положительная отдача от масштаба: Q1 > nQ0. Если выпуск увеличится менее чем в n раз, то наблюдается уменьшающаяся отдача от масштаба, или отрицательный эффект масштаба: Q1 < nQ0.

Если все факторы производства являются переменными (долгосрочный период), то возникает проблема определения оптимальной комбинации ресурсов с точки зрения максимизации производства при заданном объёме расходов на их приобретение. Данная проблема решается аналогично определению оптимального потребления в теории потребительского поведения (рисунок 6.5).

Расходы фирмы определяются имеющимся в её распоряжении инвестиционным бюджетом. Изокоста – линия равных затрат отражает различные комбинации издержек на приобретение ресурсов при заданном инвестиционном бюджете. Если w – ставка заработной платы, r – стоимость аренды единицы капитала в единицу времени, C – инвестиционный бюджет, то изокоста может быть представлена в виде:

C = wL + rK, или K = C/r – (w / r) L.

Линии С2, С3 на рисунке 6.5 отражают разные объёмы общих инвестиционных затрат. Оптимальная комбинация ресурсов E (L*, K*) при затратах соответствует точке касания изокосты C2 и изокванты максимально доступного выпуска Q2. Для этой точки выполняется следующее условие:

w / r = MRTSL,K = - MPL / MPK, или MPL / w = MPK / r.

L
E’
Q3
Q2
Q1
C3
C1
C2
E”
K*
L*
K
E
Рисунок 6.5 – Определение оптимальной комбинации производственных ресурсов
Это означает, что последняя единица затрат, израсходованная на труд, дает тот же прирост выпуска, что и последняя единица затрат, израсхо-дованная на капитал. При росте или сокращении общего объёма затрат оптимум изменяется (рисунок 6.5). Линия E”E’ называется траекторией роста.

Любая производственная единица стремится к получению большего дохода от своей деятельности. Вели-чина дохода определяется двумя факторами – ценами на продукт, которые складываются в результате взаимодействия спроса и предложения, и издержками производства, зависящими от эффективности использования производственных ресурсов. Издержки производства представляют собой совокупность факторных затрат на создание продукции в натуральном или стоимостном выражении.

Понятие экономических издержек отличается от понятия издержек в бухгалтерском учёте. Экономические издержки включают альтернативные издержки, т.е. учёт потерь, вызванных отказом от производства альтернативных товаров и услуг из имеющихся ресурсов.

Издержки могут быть «явными» и «неявными». К «явным» издержкам относятся те выплаты, которые фирма обязана сделать внешнему поставщику ресурсов, они совпадают с бухгалтерскими издержками. К «неявным» издержкам относятся затраченные ресурсы, но не оплаченные, поскольку они являются собственностью фирмы, например арендная плата.

Издержки фирмы делятся на издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде нельзя изменять мощности фирмы, но можно увеличивать или уменьшать отдельные ресурсы и варьировать объём производства. В рамках долгосрочного периода можно изменять все мощности и ресурсы.

При выпуске продукции одни издержки носят постоянный характер, другие переменный (рисунок 6.6). Постоянными (FC) называются те издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции, и их величина не меняется в зависимости от изменения объёма производства. Переменные (VC) издержки изменяются в зависимости от объёма производства. Когда продукция не выпускается, переменные издержки равны нулю, однако по мере роста объёма выпускаемой продукции они увеличиваются.

Q
TC VC FC
TC
VC
FC
Рисунок 6.6 – Издержки производства
Сначала, когда производство осу-ществляется в небольших объёмах, переменные издержки растут очень быстро. При дальнейшем расширении производства начинает сказываться фактор экономии на массовом произ-водстве, и рост переменных издержек становится более медленным (рисунок 6.6). В дальнейшем переменные издержки начинают увеличиваться нарастающими темпами по сравнению с ростом производства. Это объясняется действием закона убывающей отдачи.

Различают также общие издержки (TC), которые являются суммой постоянных и переменных издержек, средние общие издержки (ATC = TC/Q), средние постоянные издержки (AFC = FC/Q), средние переменные издержки (AVC = VC / Q), а также предельные издержки, которые представляют собой дополнительные издержки, необходимые для производства одной дополнительной единицы продукта (MTC = DTC / DQ).

Взаимосвязь общих, средних и предельных издержек см. на рисунке 6.7.

AFC
AVC
ATC
C
Q1 Q2 Рисунок 6.7 – Взаимосвязь общих, средних и предельных издержек      
Q
Функция средних постоянных издержек – это убывающая функция, имеющая вид гиперболы. При увеличении объёма производства средние постоянные издержки снижа-ются и их величина стремится к нулю. По достижении определённого объёма выпуска Q1, средние перемен-ные издержки достигают своего минимума и начинают расти, что обусловливается действием закона убывающей отдачи.

Вид кривой средних общих издержек определяется характером кривой средних переменных издержек и средних постоянных. Кривая средних общих издержек сначала идёт вниз, поскольку постоянные издержки распределяются между увеличивающимся количеством продукции, а также в результате экономии на масштабе производства, а потом начинает идти вверх вследствие действия закона убывающей отдачи.

Кривая предельных издержек сначала снижается и остаётся ниже средних общих издержек из-за экономии на массовом производстве; затем предельные издержки начинают расти с момента действия закона убывающей отдачи. Кривая предельных издержек пересекает кривые средних общих и средних переменных издержек в точках их минимумов (на рисунке 6.7).

В долгосрочном периоде не существует постоянных издержек, фирма может производить капитальные вложения и выбирать уровень оптимальный производственных мощностей, а значит, все издержки являются переменными. Поэтому при анализе используют показатель средних общих издержек.

Выбор производственной мощности определяет форму долгосрочной кривой средних издержек LRAC (рисунок 6.8). Эта кривая получается путём суммирования участков кривых краткосрочных средних издержек (SRAC), оптимальных для различных заданных значений выпуска. При технологическом переходе от одного уровня выпуска к другому производятся инвестиции, причём новая точка минимума может соответствовать более эффективному производству. При бесконечно возможном числе технологических переходов линия LRAC становится плавной непрерывной линией, огибающей кривые SRAC. Результирующая кривая LRAC также имеет U-образную форму, но это обстоятельство обусловлено законом убывающей отдачи от масштаба.

 

Q1 Q2 Q
TC   (а)
SRAC1
SRAC2
SRAC3
LRAC
Q1 Q2 Q
TC   (б)
E
LRAC
LRMC
SRAC1
Рисунок 6.8 – Выбор производственной мощности и кривая долгосрочных средних издержек

 

 

Объём производства Q2, при котором иссякает положительный эффект масштаба и возникает отрицательный, называется минимально эффективным масштабом производства (MES).

Минимально эффективный размер фирмы – это наименьший объём производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки. Если период постоянной отдачи от роста масштабов производства достаточно протяжённый, то фирма, производящая существенно большее количество продукции, обеспечивает себе минимальные средние издержки. Поэтому в отрасли с такими условиями формирования уровня издержек могут сосуществовать сравнительно большие и сравнительно малые фирмы и быть при этом одинаково жизнеспособными.

Основные термины и понятия: производственная функция, изокванта, карта изоквант, изокоста, экономические (альтернативные) издержки, бухгалтерские издержки, внешние (явные) издержки, внутренние (скрытые) издержки, нормальная прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, закон убывающей отдачи, предельный продукт, средний продукт, постоянные издержки, переменные издержки, валовые издержки, средние постоянные издержки, положительный эффект роста масштабов производства, отрицательный эффект роста масштабов производства.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните соотношения ТР, АР, МР.

2. Объясните экономическую природу выделения краткосрочного и долго-срочного периодов производства.

3. Почему принятие решения о привлечении дополнительных факторов обуслов-лено значениями предельного продукта?

4. Проанализируйте взаимосвязь АТС, AVC и МС.

5. Что можно сказать об эффекте масштаба производства, если кривая средних долгосрочных издержек направлена вверх?

 

7.1. Совершенная конкуренция: понятие и спрос

Рынком совершенной конкуренции, называют рынок, который характери-зуется следующими основными признаками:

– на таком рынке взаимодействует большое количество покупателей и продавцов, которое затрудняет сговор или заключение соглашения по поводу рыночной цены;

– продукция, предлагаемая продавцами однородна покаче­ству, что исключает возможность поднятия цены отдельны­ми продавцами;

– по своему количеству или объему продукция отдельных продавцов и фирм не может повлиять на установившиеся цены на рынке, так как она составляет крайне малую часть общей продукции;

– каждый участник рынка принимаетту цену, которая установилась в результате свободной конкуренции;

– фирмы могут свободно входить на рынок и также свободно
покидать его; никаких препятствий в виде государственных
патентов на такие товары, как новые лекарственные препа­раты и технические изобретения, на свободном рынке не существует.

Главной отличительной особенностью конкурентного рынка является, таким образом, отсутствие возможности контро­лировать на нём цены со стороны одного или нескольких его участников. Такой рынок потому и называется рынком свободной, или совершенной конкуренции, что никто не может установить над ним свою властьи навязать свои це­ны. Рыночные цены возникают в результате взаимодейст­вия большого числа продавцов и покупателей.

Кривая спроса отдельной фирмы на конкурент­ном рынке представляет собой горизонтальную линию. По­этому фирма может продавать любое количество товара по рыночной цене, так как это количество будет ничтожно ма­ло в сравнении с общим количеством товара, продаваемого на конкурентном рынке. В отличие от этого кривая спроса рынка есть нисходящая линия, которая имеет отрицатель­ный наклон. Если при вхождении новых фирм на рынок цена на продаваемый товар понизится, то покупатели будут приобретать его в больших количествах. Именно поэтому кривая спроса рынка имеет отрицательный наклон. Важная особенность кривой спроса конкурентной фирмы состоит в том, что она является одновременно кривой предель­ного и среднего дохода, а их величина совпадает с ценой то­вара, т. е. AR = MR = MC = Р (рисунки 7.1 и 7.2).

P
Q
P1
AR = MR = MC = P
 
P
Q
 
D
Рисунок 7.1 – Кривая спроса конкурентной фирмы
Рисунок 7.2 – Кривая спроса рынка

 

7.2. Цели фирмы: максимизация прибыли. Определение оптимального объёма производства

Для любой рыночной структуры возможны три ситуации, с которыми она может столкнуться в краткосрочном периоде.

1. Максимизация прибыли – наиболее оптимальная для фир­мы ситуация, при которой общий доход фирмы больше общих из­держек, т. е. фирма получает прибыль.

2. Минимизация убытков – ситуация, при которой общий доход меньше общих издержек, т. е. фирма несёт убытки. Ситу­ация возможна только в краткосрочном периоде, когда фирма может некоторое время позволить себе терпеть убытки за счёт имеющегося запаса денег. В долгосрочном периоде, если у фир­мы совокупная выручка меньше совокупных издержек, она зак­рывается.

3. Закрытие фирмы – ситуация схожа с минимизацией убыт­ков. Отличие ситуации минимизации убытков и закрытия про­изводства: в случае минимизации убытков фирма покрывает пе­ременные издержки VC и часть постоянных FC. В случае закры­тия фирма не покрывает даже переменных издержек, не говоря уже о постоянных.

В долгосрочном периоде возможны только две ситуации – мак­симизации прибыли и закрытия.

Для ситуации максимизации прибыли фирме следует выбрать объём производства, при котором прибыль максимальна, т. е. до­ход превышает издержки на максимальную величину. Для ситуа­ции минимизации убытков фирме следует выбрать объём про­изводства, при котором отрицательная разница между доходом и издержками, т. е. убыток, минимальна.

Прибыль достигает максимального значения тогда, когда предельный доход фирмы становится равным предельным издержкам.

Этот вывод можно получить также чисто аналитически, если заметить, что прибыль максимизируется тогда, когда допол­нительное приращение объёма производства не изменяет величины при6ыли.

ΔTP/ΔQ = 0, т. е. ΔTP/ΔQ = ΔTR/ΔQ – ΔTC/ΔQ = MR – MC = 0, где ΔTR/ΔQ есть предельный доход, ΔTC/ΔQ – предельные издержки. Отсюда непосредственно находим: MR = MC.

Q
Q*
P
MR>MC
MR<MC
MR=P
MC
Рисунок 7.3 – Максимизация прибыли
Основываясь на рассмотренном выше утверждении, что кри­вая спроса конкурентной фирмы совпадает с линией цены, можно упростить правило максимизации прибыли для кон­курентной фирмы. Как мы убедились, такая фирма должна выбрать такой объём выпуска продукции, при котором предельные издержки равны цене:

MC = MR = P. (7.1)

Подводя итог обсуждению вопроса о максимизации прибыли, мы приходим к следующим заключениям.

Во-первых, если предельный доход фирмы будет превышать её предельные издержки, то она будет наращивать объём производимой продукции.

Во-вторых, если полученный объём продукции максимизирует её прибыль, то её предельный доход сравняется с предельными издержками.

В-третьих, при повышении рыночной цены фирма, конеч­но, будет увеличивать объём выпуска продукции (рисунок 7.3).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.