КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура философского знания и его функции
Современное философское знание объемно по своему содержанию. Можно выделить отдельные разделы и дисциплины философии, при этом имея ввиду, что все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы, поскльку представляют единую систему философского знания. Онтология. Особенность этого раздела в философии заключается в том, что философия как специфическая форма осознания человеком своего бытия призвана дать человеку знание о мире и самом человеке в их бытии, ответить на вопрос: что представляет мир как таковой? Какова его природа? Что лежит в основе мира? Един ли мир? Как он существует? Онтология как специфический раздел философии описывает всеобщие свойства и структуру мира. В отличие от частных наук философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеко, о всеобщих закономерностях бытия как такового. Гносеологический раздел на первый план ставит проблему взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Философия ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. В познавательном отношении человек, являясь частью бытия, в то же время противостоит ему и осознает свое противостояние. Весь окружающий мир рассматривается как объект познания. В рамках гносеологии строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Тем самым философия изучает предельные основания познания: обоснованность познания и знания. Она подчеркивает, что познание – это не зеркальное отражение предмета в теории, не как результат созерцательного восприятия действительности, а строится через призму деятельностного отношения человека к миру и самому себе. Вследствие деятельностной обусловленности познавательного отношения человека к миру теоретическое отражение зависит не только от предмета отражения, а так же от степени зрелости самого социального субъекта, от характера и направленности его потребностей и интересов, от степени развития его познавательных способностей и средств. Как уже отмечалось, в силу своего мировоззренческого характера философское отражение и понимание мира, места в нем человека сопряжено с формированием системы ценностей, что раскрывает аксиологический раздел философского знания. Это учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой и с социально-культурными формами. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию. Праксиологический раздел связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применить полученные знания. Философия исследует мировоззренческие принципы практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения. Помимо основных разделов философии (и в их рамках, и относительно самостоятельно) выделяется ряд философских дисциплин. Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Существование логики как особой философской дисциплины оправдано необходимостью построения теоретизированной философской системы. Результаты познавательного отношения к действительности, отраженные в содержание философского знания, фиксируются, обуславливают формирование понятийно-категориального аппарата философии. Содержание этого аппарата, его структура, динамика отражают динамику развития, как самой действительности, человека, так и их взаимосвязь. Логические формы играют важную роль в целепологающей деятельности человека. Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Проблема самоосмысления для человека особо актуальна в современной цивилизации, когда общество, а вместе с ним и человек достигли достаточно высокого уровня зрелости, чтобы осмыслить свое существование. Социальная философия – это концептуальное, рефлексивное осмысление общественных процессов. Она занята выяснением вопросов: что такое общество? Что можно отнести к общественным явлениям? Как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности? Социальная философия включает: философию общества (философская рефлексия общества), философию истории (исследование сущности, смысла и хода истории общества). Этика выявляет фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие – то внешние авторитеты или соглашения. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика включает теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также формы эстетического восприятия и переживания. Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Философия религии раскрывает сущность религиозной веры и религиозного сознания, специфику их существования в обществе, значение религии для человека. Философия права решает проблему обоснования права: из чего оно исходит, существует ли вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Другое направление исследований – выявление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой. Философия науки исследует структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Философия культуры – дисциплина, исследующая сущность и значение культуры. И ряд других. Место и роль философии в жизни человека и общества раскрывает ее функции. Философия выполняет много функций, они делятся на две группы: общие и специальные. Общие функции выполняются всей системой философского знания, специальные – в основном отдельными философскими дисциплинами. К числу общих функций относятся мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция раскрывает общее отношение человека к миру. Философия упорядочивает элементы мировоззрения, вырабатывает теоретическое обоснование выдвигаемых целей, идеалов и ценностей, дает критерии выбора оптимальных путей их реализации. Между философией и системой мировоззрения существует взаимная связь: уровень развития и характермировоззрения определяют уровень и характер философии, а та в свою очередь обусловливает упорядоченность и обоснованность мировоззрения в целом. Из этой функции основана интегративная функция, которая выражается в обобщении знания, создавая фундамент наук, участвуя в построении научной картины мира. Частные науки строят свои картины мира. Однако никакая отдельная частная наука, ни комплекс наук не в состоянии построить научную картину мира в целом. Для этого необходима модель мира, отражающая его всеобщие связи и закономерности. Они лишь указывают направление интеграции и синтеза частного знания, принципы его построения в единую картину объективного мира и определяют критерии систематизации самих наук с выделением среди них комплекса лидирующих в данную эпоху наук. В основе же общенаучной картины мира лежит философское знание, обобщающее и систематизирующее достижения частных наук. Из мировоззренческой функции вытекает и социально-аксиологичекая функция. Она заключается в разработки представлений о ценностях, общественном идеале. Формирование системы ценностей и общественных идеалов в философии идет через критическую интерпретацию социальной действительности. В этом тоже состоит одна из функций философии. Смысл ещё одной функции – культурно-воспитательной заключен в том, что знание философии воспитывает высокую культуру мышления, стремление к познанию истины, способность оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления. Методологическая функция объясняет, каким образом преобразовывать мир (направления, способы, методы). Каждая частная наука и отдельные отрасли практической деятельности используют специальные методы изучения и преобразования действительности. Метод – это способ организации имеющегося опыта преобразования, который позволяет получать новые знания и новые результаты преобразования. Философия открывает объективные основы, всеобщее содержание специальных методов познания и преобразования мира, вскрывает их сущность и общую структуру. Это позволяет научно классифицировать и систематизировать уже известные методы, создавать средства поиска и разработки новых методов познания мира. Философия обосновывает, выявляет общую структуру и характер соотношения исторического и логического подхода к явлениям, качественного и количественного, раскрывает общую структуру системного подхода в управлении социальными процессами. Методология существует как знание о природе теоретических построений, об их отношении к опытным данным. Такое знание столь же необходимо при построении теории, как и эмпирический материал, для объяснения которого строится теория. В этих случаях, когда наука не способна найти объяснение каким-либо явлениям, она выходит за свои рамки в более широкий социально-культурный фон, к философским основаниям.
Литература. 1. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М.,2002. Гл. 1, п. 3. 2. Философия / Под ред. Т.И.Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2002. Гл. 1, п. 3. 3. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Введение.
Контрольные вопросы для самопроверки. 1. Что такое «мировоззрение»? 2. По каким параметрам различаются уровни мировоззрения, и почему философия возникает лишь на втором уровне? 3. В чём сходство и в чём различие философии и других форм мировоззрения (мифологии, религии и т. д.)? 4. Что сближает философию с наукой и что отличает от науки? 5. Какими основными чертами обладает философское знание? 6. Какой смысл заключён в понятии «философская рефлексия»? 7. Как классическая философия понимала свой предмет? 8. Современная философия о предмете философского знания. Основные подходы. 9. Какие функции выполняет философское знание? 10. Назовите основные разделы философии. На чём основано их разнообразие? 11. Что такое «философия»? 12. Как определяется место философии в жизни человека и общества?
РАЗДЕЛ 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ФОРМЫ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |