КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Славянофилы. Общественная мысль России XVIII века находилась под влиянием французского Просвещения и одновременно идей просвещенного абсолютизма
Общественная мысль России XVIII века находилась под влиянием французского Просвещения и одновременно идей просвещенного абсолютизма. Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, И.А.Третьяков, А.Я.Поленов, Я.П.Козельский, Д.И.Десницкий, П.С.Батурин, Н.И.Новиков отстаивали идеи просвещенного государства, построенного на основах гуманизма. В начале XIX века на смену французскому Просвещению пришел немецкий идеализм. Но логической оформленности и систематизации в качестве направления русской философии он не получил, встретив на местной почве жестскую критику. Особую роль в его отвержении сыграли славянофилы – А.С.Хомяков, Н.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин и др. В противовес западникам, выступавших за европеизацию России, они выступали за идею самобытности русского народа. Россия для славянофилов была прежде всего носительницей Христианской истины, а великую Христианскую истину хранила православная Церковь. Славянофилы считали православие особым типом культуры, культуры более богатой, чем западная католическая. Поэтому Россия должна иметь свой путь развития, основанный на общинности и соборности. Наиболее видными представителями были А.С.Хомяков и Н.В.Киреевский. В воззрениях Хомякова творцом и источником мира утверждалась разумная воля, или иначе – «волющий разум». Мыслящий разум потому наделялся атрибутом воли, что, по мнению Хомякова, разумность еще не содержит в себе необходимости. Мыслимость – это только возможность, для ее реализации нужна воля, которая воплощает мысли бога в действительность. Воля абсолютно свободна. Она исключает всякую необходимость и воплощает мысли бога в действительность. Следовательно, «волющий разум» творит мир предметный и человека. Предметы и явления сами для себя случайны, но разумны в отношении к «волющему разуму» и существуют по его законам. Признание разумности мира, выводимой из бога, говорит о религиозности философких идей Хомякова. Материализм он отвергал, считая его «грубым», «ненаучным» взглядом на мир. Материя не может быть субстратом, потому что вещество, из которого состоят предметы внешнего мира, конечно и измеримо. Субстрат же бесконечен и несоизмерим. С другой стороны, вещество ощутимо как конечное, а бесконечный субстрат не может быть объектом ощущения. В решении вопроса о соотношении материи и сознания он также выступал против материализма. Материалисты, считающие сознание свойством материи, по его мнению, предпринимают нелепую попытку перебросить мост через бездну, разделяющую материю и мышление. Вещество и мысль не имеют никаких общих свойств. Он защищал традиционную религиозную точку зрения, согласно которой между материей и мышлением, плотью и духом существует пропасть. Ключевым для теории познания славянофилов стало понятие «целостность духа». Как считал Хомяков, постижение истины невозможно только с помощью разума. Она становится доступной лишь живому (цельному) знанию как органическому синтезу чувственного опыта, разумного постижения и мистической интуиции. Главная роль в познании принадлежит вере, которая вносит содержание в познаваемую истину. Однако индивидуальный человеческий разум, даже дополненный верой и интуицией, не может постигнуть Бога, как сущность мира. Для этого необходим коллективный разум, соединенный в церкви на основе нравственной любви, истина открывается только «соборному сознанию».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |