Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциализм




Экзистенциализм (от лат. Exsistentia – существование), или философия существования – философское направление, получившее широкое распространение во многих европейских странах. Его основные представители: немецкие философы К.Ясперс (1883 – 1969) и М.Хайдеггер (1889 – 1976), французские философы Ж.П.Сартр (1905 – 1980), Г.Марсель (1889 – 1973), А.Камю (1913 – 1960). Главные проблемы экзистенциализма – человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни. Экзистенциализм подразделяется на религиозный (Ясперс, Марсель, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю).

Основное внимание экзистенциалистов обращено к бытию, к стремлению понять его с позиций иррационализма как нечто непосредственное.

По их мнению, бытие не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни рациональная конструкция, предлагаемая научным мышлением, ни мир «умопостигаемых сущностей», познание которого составляет задачу классического рационализма, т.к. во всех этих случаях проводилось различение и даже противопоставление субъекта объекту. Бытие должно быть постигнуто только интуитивно, как некая изначальная непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта.

Иначе, бытие есть нечто внутреннее и невыразимое в понятиях, мы можем лишь переживать его и описать так, как оно открывается в непосредственном переживании внутреннему чувству. По атеистическому экзистенциализму, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому описание структуры экзистенции, данное Хайдеггером, – описание ряда модусов (свойств) человеческого существования. Такие модусы экзистенции, как забота, страх, решимость, совесть и другие, определяются через смерть, они суть различные способы соприкосновения с ничто, движение к нему, убегание от него и т.д. Как считал Ясперс. Именно в пограничных ситуациях (в моменты глубочайших потрясений, перед лицом смерти) человек прозреввает экзистенцию как глубочайший корень своего существа.

Поскольку экзистенция конечна, она носит временной характер, но ее временность отличается от объективного времени. Физическое время не наполнено самим человеком, в то время как экзистенция нацелена на будущее, пронизана личностно – исторической характеристикой, поэтому всегда сопряжена с такими составляющими как решимость, проект, надежда, искание, напряжение, ожидание. Историчность человеческого существования выражается в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств – все это «бытие - в - мире». Это говорит о конечности экзистенции.

Экзистенция связана с трансцендированием, т.е. выходом за свои пределы. Трансценденция понимается по – разному. В религиозном экзистенциализме – это бог. В атеистическом трансцендентное ясно не обозначено: у Сартра и Камю, например, понимается как ничто, тайна экзистенции.

Социальный смысл учения об экзистенции и трансценденции раскрывается в понимании личности и свободы. Личность есть самоцель, а коллектив – средство, обеспечивающее возможность свободного духовного развития каждой личности. Но общество может предоставить личности лишь «свободу от», иначе свободу, например, экономическую, политическую. Но подлинная «свобода для» может быть только в мире духовной жизни личности. В этом отношении общество ограничивает личность, хотя бы в том, что она вынуждена выполнять различные ролевые функции.

По экзистенциализму, свобода должна быть понята, исходя из экзистенции, которая в свою очередь связана с трансцендированием. Поэтому Ясперс считал, что свободу можно обрести в боге, Сартр – свобода – это отрицание бытия как эмпирически сущего. Человек свобден в том смысле, что сам свободно «выбирает себя», опираясь только на свою субъективность, сущность которой – в полной независимости от чего бы то ни было. Таким образом, человек одинок, т.к. свобода возможна лишь для замкнувшегося в себе человека, она связана с внутренним состоянием, настроенностью, личным переживанием. В этом случае личность сама несет полную ответственность за свой выбор. Это ложится тяжелым бременем на человека. Он может отказаться от свободы, перестать быть собой, но в этом случае он окажется в безличном мире, где никто ни за что не несет ответственности. Общение индивидов в таком мире не является подлинным, оно лишь подчеркивает одиночество каждого.

Экзистенциализм – философия крайнего индивидуализма, она отражает умонастроения человека XX века, утратившего веру в человеческий разум, а потому обращена непосредственно к самому человеку.

 

Литература.

1. Философия / Под ред. Т.И.Кохановской. – Ростов – на – Дону, 2002. Гл. 2.

2. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2003. Гл. 2.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003, Гл. 4.

4. Философия / Под ред. В.В. Миронова. – М., 2005. Часть 1.

5. Мареев С.Н. и др. Философия XX века. – М., 1998.

6. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

7. Рассел Б. История западной философии: В 2-х ч. – М., 1993.

8. История философии: В кратком изложении. – М., 1991.

9. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2003.

10. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2007.

11. Пыхтина Т.Ф. Хрестоматия по философии. – Новосибирск, НГУЭУ. 2006.

 

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Какие главные факторы явились основанием для возникновения философии?

2. В чем духовные традиции Востока проявились в древневосточных философских учениях?

3. Какими отличительными чертами обладала атичная философия? Что означает понятие «классическая философия»?

4. Какова проблематика ранней древнегреческой философии?

5. Характерные черты и значимость классического периода атичной философии. Как решались проблемы субстанции, устройства мира и способов его познания в учениях Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита?

6. Особенности средневековой философии. Основные положения патристики, схоластики.

7. Почему новоевропейская философия означала новый период в развитии философии? В чем проявился ее классический характер?

8. Назовите основные философские направления, получившие распространение в XVI- XVIII вв. в Европе.

9. Чем определяется исключительная роль Ф.Бэкона в развитии новоевропейской философии?

10. Почему учение Б.Спинозы получило название пантеизма, а философия Р.Декарта – дуализм?

11. На чем основаны концепции Д.Беркли и Д.Юма? Представителями какого направления в философии они являлись?

12. Почему новоевропейский материализм характеризуют как метафизический?

13. Какой вклад внес И.Кант в развитие философии?

14. Оределите отличие философских систем И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля.

15. Почему материализм Л.Фейербаха называется «антропологический»?

16. Какое название получил материализм марксизма и почему?

17. Назовите своеобразие русской философии. В чем оно проявилось на ранних этапах ее развития и в дальнейшем?

18. Приведите основные положения учения Вл. Соловьева.

19. Какие изменения произошли в современной философии?

20. Из каких принципов исходил неопозитивизм в обосновании своих положений?

21. Круг каких проблем включает постпозитивизм?

22. Что вкладывает герменевтика понятие «герменевтический круг»?

23. Каковы «глубинные механизмы» человеческого поведения, по З.Фрейду?

24. Как понимает человека и его место в ире экзистенциализм?

 


РАЗДЕЛ 3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.