КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познание как вид общественной духовной деятельности
Познавательная деятельность как особый вид духовной деятельности включена в общую структуру общественной деятельности, поэтому она не отделена от других видов, в том числе и от материальной деятельности, а органически с ними взаимосвязана. Также не следует рассматривать ее как сугубо индивидуальную, осуществляемую лишь отдельным человеком. Познание субъекта всегда обусловлено и знаниями, полученными от предшествующих поколений, и уровнем познания современной ему культуры. Поэтому познавательная деятельность носит, прежде всего, общественный, коллективный характер. Современная гносеология строится с учетом всех этих обстоятельств, опираясь, главным образом, на деятельностную концепцию познания, основы которой разработал ещё К.Маркс. Эта концепция внесла ряд новых положений: Предшествующие теории исследовали познание лишь как индивидуальную деятельность, что и порождало агностицизм, т.к. субъект исходит лишь из собственного опыта. Деятельностная же концепция подчеркивает общественный характер познания, что позволяет говорить о коллективном субъекте и объяснить происхождение истинного знания. Познавая, человек выступает как коллективное существо, имея в запасе уже достигнутый уровень в познании, обусловленный культурным развитием в целом. Кроме того, они не исследовали активную роль субъекта в познавательном отношении, чаще всего сводили познание к простому отражению вещественного в сознании: внешний мир воздействует на сознание, формируя в нём образы без какой-либо активности самого человека. В этом отношении велика заслуга И. Канта, который впервые глубоко осознавая активную роль субъекта, разрабатывал эту проблему. Однако Кант ограничил деятельность субъекта рамками его индивидуального опыта и, более того, возможности познания свел лишь к познанию данных чувственных ощущений, объявив непознаваемыми сами вещи. Деятельностная концепция рассматривает познание как целостный культурный феномен, в котором материальное и идеальное, субъект и объект диалектически взаимообуславливают и взаимоопределяют друг друга. Познающий же человек не сводится лишь к элементам духовной деятельности, а берется как материальное, предметное существо, способное в силу этой своей духовности активно воздействовать на окружающий мир, изменяя его. В этой связи Маркс ввел понятие практики. Практика – это целенаправленная общественная материальная деятельность людей по преобразованию действительности. Это понятие имеет принципиальное значение, т.к. направлено против созерцательности, наоборот, подчеркивает активную преобразовательную роль субъекта. Именно через практику (коллективную деятельность) можно доказать истинность суждений. Прежние концепции познания рассматривали познание как изолированную деятельность. Основная идея деятельностной концепции в том, что познание как вид духовной деятельности, хотя и имеет относительную самостоятельность, но его структура, содержание, методы определяются всей системой человеческой деятельности, поэтому оно носит исторический характер. Развитие познания не проходит в одной плоскости – простого количественного накопления знания. Присутствует и другая плоскость его развития: качественно изменяются формы материальной деятельности и соответственно изменяются формы познания. Именно через деятельностную культуру субъект сам активно формирует структуру своего познания и даже содержание своего знания. В свою очередь способы познания, формы знания, степень понимания обуславливают и структурируют практику, передавая через неё человеческий лик и самой природе, объективному миру. Из всего многообразия связей окружающего мира человек через свои цели выбирает какую –то определённую связь, тем самым цель формирует структуру познания и в определённом смысле содержание знания. Можно сказать, что каждый акт деятельности представляет собой целостный феномен, где явления материального и духовного порядка слиты в единую систему.
Представим человеческую деятельность как единую систему (ибо таковой она и является), чисто условно разделим ее на две основные сферы: материальную и духовную. Схема показывает, что знания – продукт познавательного взаимодействия субъекта и объекта как вида духовной деятельности являются отражением не самого по себе предмета или вещи, а отражают взаимодействие объекта и субъекта материальной деятельности. Иначе говоря, зависят от ее характера, уровня развития. Скажем, представления об устройстве природы актуальны и сейчас, но всем известно, на сколько они изменились исторически. В данном случае объект исследования един и для современного человека, и для человека новоевропейской культуры, но существенно различен уровень развития производства. Современное производство способно дать более совершенные средства исследования, соответственно на их основе развивается познание и новые знания. С другой стороны, полученные знания способствуют созданию новой техники и новой технологии, которые меняют характер связи субъекта и объекта уже материальной деятельности, а вместе сними и объект – пророду. Этот «круговой» процесс взаимодействия – бесконечен. Как видно, п роцесс познания, как и любая деятельность складывается из взаимодействия субъекта и объекта. Субъект познания – это категория, обозначающая человека не до и не после, а в самом процессе его активной познавательной деятельности, обеспечивающей переход от незнания к знанию, от него – новому знанию. Субъект может выступать в качестве отдельного человека, а также в качестве коллектива. Объект познания – это категория для обозначения такой объективной реальности, которая дана не до и не после процесса познания, а непосредственно в нем. Взаимодействие субъекта и объекта в познании носит сложный характер взаимозависимости. Одновременно происходит объективирование субъекта и субъективирование объекта. Это означает, что в процессе познания объект воздействует на субъект,меняет его, выступая источником нового знания. Субъект в свою очередь через цели и интересы оказывает влияние на объект. Жёсткое разграничение субъекта и объекта познания невозможно, оно носит относительный характер и, кроме того, меняется в различных системах деятельности, в разных культурах. Но эту относительность нельзя смешивать с агностицизмом. Агностицизм предполагает существование у объекта каких – то независимых абсолютных свойств при одновременной невозможности их познания. Он жёстко разводит объективность внешнего мира и субъективность знания, подчёркивая исключительность последнего. Деятельностная же концепция сводит их вместе и делает соотносительными в деятельности. Итак, познание – это высшая форма регулятивной деятельности человека (субъекта), связанная: – с созданием им идеально – знаковых систем, регулирующих взаимодействие S и О; – с осознанием направленности субъекта к внешнему миру (через интересы, цели); – с переходом к сознательному управлению конструирования субъекта и объекта познания.
Литература. 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. II, гл. X, XI, XII. 2. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2003. Разд. 4., гл. 4, п. 2. 3. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. V, гл. 1.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |