Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения в развитии родного языка




Нет особого периода в жизни ребен­ка, когда он только и делал бы, что изучал язык. Это происходит каждый день жизни, начиная с самого первого. Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе сенсорного и соци­ального развития. При этом сам механизм речи начинает работать раньше, чем слово обретает в голове ребенка свой смысл.

Малыш чутко прислушивается к речи матери, пытается произносить отдельные звуки, затем его интересу подвергаются сло­ги, и только потом он начинает произносить слова. Эти физиологические основания М. Монтессори выдвигает как принципиаль­ные в построении своих методик.

Основным упражнением в развитии ре­чи служит прежде всего наглядно-образное расширение словарного запаса ребенка и разного рода классификации предметного словаря. Основные классификационные группы для детей – это человек, животные, растения. Внутри этих групп можно вычле­нять многочисленные подгруппы, классы, виды. Материалом для упражнений в разви­тии речи служат разноцветные коробки с ма­ленькими предметами, а чуть позже соответственно карточки с их изображением.

Новые слова вводятся в лексикон ребен­ка через трехступенчатый урок:

1.Это...

2. Дай мне...

3. Что это?

Слова же, которые не могут быть пред­ставлены предметами (доброта, страх, ра­дость, грусть и т.д.), появляются в детской речи через ситуативное рассмотрение в кон­кретном жизненном эпизоде.

Следуя законам антропологии, облачим в дидактическое платье потребность ребенка в различении звуков языка, складов и отдель­ных слов. К упражнениям такого рода отно­сятся игры со звуками, помогающие ребенку расслышать отдельные части человеческой речи. И как только малыш научится выде­лять отдельные звуки в словах, т.е. совер­шать звуковой анализ слов, можно делать следующий шаг – знакомить его с символь­ными изображениями звуков – буквами.

Психофизиологический механизм гораздо проще, конкретнее механизма устной ре­чи и для ребенка является очень легким заня­тием. Основными материалами служат шер­шавые буквы, металлические рамки и вкла­дыши, подвижной алфавит, печатная азбука.

Работа с металлическими рамками мо­жет предшествовать по времени остальным материалам, так как подготавливает руку к процессу письма. Наблюдения показали, что с подвижным алфавитом и шершавыми бук­вами ребенок работает одновременно, испы­тывая неуемную потребность взять каран­даш и писать буквы, склады, слова.

М.Монтессори отмечала, что, когда ре­бенок пишет под диктовку, переводя в знаки звуки слов, он анализирует услышанное сло­во, разлагает его на отдельные звуки, перево­дя их в графические движения с помощью уже развитой моторики.

Письмо служит итогом всей предвари­тельной внутренней работы, оно возникает спонтанно и ведет по дороге высокой умст­венной работы. В этот же период малыш с удовольствием занимается переписыванием, сравнением письменного и печатного алфа­вита. Он впервые делает открытие, что мно­гие слова пишутся не так, как произносятся и слышатся. Но письменная речь ребенка еще долго будет оставаться фонетической, лишенной грамматического написания.

Следуя общему принципу – от конкрет­ного предмета к абстрактному знаку, его обозначающему, – будем работать с коробками, в которых собраны мелкие игрушки и кар­точки с их названиями.

От игрушек перейдем к карточкам «Кар­тинка – слово».

Работа с этим материалом незаметно пе­реведет ребенка со ступеньки механического чтения к постепенному. Этот процесс зафик­сируют и другие материалы.

 

При упражнении в чтении ребенку надо облегчить понятийный процесс. Особенно в той его части, где написание слова не соот­ветствует его слуховому восприятию. Для этого предлагается разделить весь материал для чтения на 3 части. В розовой серии ребе­нок оперирует лишь словами, не вызываю­щими трудностей при чтении, т.е. такими, которые читаются так же, как пишутся. В го­лубой серии на всех карточках написаны слова с какой-либо трудностью при чтении. Например, пишется «О», а читается «А». Бе­лая серия карточек содержит самые разные слова и предложения и является в этом смыс­ле контрольной для двух первых.

Хорошим подспорьем при обучении ре­бенка правильному чтению является азбука Л.Н.Толстого, дающая великолепный мате­риал и для моторного и для постепенного чтения, а также предоставляющая возмож­ность для свободной работы ребенка.

В итоге работы с Монтессори-материалом и другими дидактическими пособиями для развития родного языка ребенок успеш­но выполняет следующие действия: аккурат­но обводит и штрихует; пишет буквы мелом и карандашом; называет буквы русского ал­фавита; складывает слова; пишет слова и предложения; анализирует звуковой состав слова; соотносит звуки с буквами; правильно читает слова без трудностей и с трудностями языка; читает предложения; читает механи­чески; читает постепенно, т.е. осмысленно, читает вслух и «про себя»; пересказывает прочитанное; понимает идею рассказа; пи­шет короткие сочинения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.