КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление диалогом 3 страница
Рисунок 2. Пример графика раскодирования результатов обследования с помощью ЛОБИ.
Каждый буквенный символ в графе “Баллы для раскодирования” соответствует 1 баллу в пользу соответствующего типа: Г–гармоничного, Т–тревожного и т. д. Два и более символа за один выбор, например ТН, ЗФ, означают, что по одному баллу начисляется на каждый из этих типов. Сдвоенные символы, например ПП, РР, обозначают, что в пользу данного типа начисляется по два балла. После построения графика диагностика типа осуществляется в соответствии со следующими правилами: 1 Диагностироваться могут только типы, в отношении которых набрано такое чисто баллов, которое достигает или превышает минимальное диагностическое число для данного типа. Минимальные диагностические числа для разных типов неодинаковы:
2. Если минимальное диагностическое число достигнуто или превышено в отношении нескольких типов, диагностируется 2– 3 типа, где превышение наиболее велико Если же этого нигде дать не удается, то никакой тип не диагностируется. 3 Гармоничный тип диагностируется только, если согласно правилам 1 и 2 не диагностируется никакой другой тип. В сочетаниях гармоничный тип не диагностируется. 4.2 Барьеры, препятствующие эффективному общению. Эффективному общению могут мешать различные факторы, действующие на участников коммуникативного процесса. Эти факторы могут возникать спонтанно, с начала общения или задолго до него, формируя устойчивый негативный ореол партнера по общению. Они могут быть вполне осознаваемыми, даже анализируемыми, но могут действовать в подсознательной сфере. Все это мы называем барьерами в общении. Барьеры необходимо уметь идентифицировать, определять в ходе общения и пытаться их преодолевать с помощью коммуникативных навыков. Конечно, имеются в виду те случаи, когда вы ставите своей целью достижение позитивного эффекта общения. В различных житейских ситуациях прекращение общения или, наоборот, налаживание связей, диктуются конкретными обстоятельствами, интересами (личными или деловыми). Вместе с тем социальная культура, цивилизованность общества во многом определяется тем, как умеют люди общаться, каков уровень их коммуникативной толерантности. Аксиомой представляется то, что представители такой профессиональной группы как медицинские работники, в силу своей профессии должны уметь налаживать позитивное общение. Тем более это относится к системе отношений «врач-пациент», «медицинская сестра-пациент», к внутрипрофессиональным контактам и отношениям. Барьеры, о которых мы говорили выше, можно классифицировать следующим образом: - внутренние, существующие в силу особенностей восприятия человеком окружающей действительности, типа его нервной деятельности и т.д.; - внешние, возникающие вследствие не зависящих от человека обстоятельств, а также создаваемые другими людьми. В свою очередь, и внутренние и внешние барьеры необходимо детализировать. Например, к внутренним барьерам могут быть отнесены интровертированность, ослабление слуха, нарушение зрения, нарушение адекватности восприятия реальности; нарушения, обусловленные ишемией мозга – расстройства речи, памяти, письма, счета и другие. К внешним – языковой, социальный барьеры. Препятствиями для эффективного общения могут стать различия культурных традиций, образовательного уровня, мировоззренческие и политические убеждения людей, вступающих в контакт. Производными от этих различий являются межэтнические, расовые, межконфессиональные барьеры. Здесь политические интересы отдельных групп общества, его элит могут быть причинами наращивания и даже создания подобных барьеров. В этой связи медицинскому работнику, оказывающему помощь пациенту, необходимо помнить о беспристрастности, о презумпции интересов больного. Каких бы философских, религиозных, политических взглядов ни придерживался врач, он не должен принимать их во внимание, когда речь идет об исполнении профессионального долга, об оказании медицинской помощи. Рассмотрим внутренние барьеры общения. В предыдущих разделах пособия говорилось о свойствах характера, личностных особенностях, которые должен изучить врач, прежде чем он начнет активную коммуникацию с пациентом. Если результатом такого самоанализа станет выявление негативных черт, это должно стать поводом для коррекции коммуникативных навыков. Например, если врачу или медицинской сестре свойственны ригидность, застревание на обидах, тревожность, то эти черты помешают им наладить доверительные отношения с пациентом. В каждом взгляде, в перемене настроения больного, в его репликах эти медицинские работники будут видеть проявление недостаточного уважения к себе, недооценку их профессиональной компетентности. Подобные субъективные ощущения нередко становятся питательной средой конфликтов, а в силу ригидности психических процессов компромисс труднодостижим, и общение не только неэффективно, оно – контрпродуктивно. Возникшие барьеры с каждым новым днем, прошедшим после неудачного общения, кажутся все более непреодолимыми. Интровертированность как свойство личности может стать серьезной проблемой для общения врача с пациентами. Казалось бы данное свойство характера сыграет положительную роль для карьеры, профессионального роста, так как сосредоточенные на внутренних приоритетах люди более интенсивно обучаются, они концентрируются на внутренней, духовной работе. Действительно, интроверты могут быть высокообразованными, эрудированными, квалифицированными специалистами, однако они испытывают большие трудности в общении. Врачи-интроверты закрыты, как бы «застегнуты на все пуговицы». Они считают неприличным что-либо из своих переживаний, сомнений выносить на обсуждение с коллегами, друзьями, тем более с пациентами. Поэтому они дистанцируются при вербальном контакте, а их невербальные знаки скупы и зачастую формальны. Не пуская в свою интеллектуальную лабораторию никого, они не хотят вмешательства в свой внутренний мир, не раскрывают его. Но и мир другого человека для них неинтересен. Вопросы не выходят за рамки стандартных, эмоциям нет места в профессиональном контакте с больным, эмпатия не является сильной стороной такого врача и симпатия – очень редкая гостья доктора. Недоверие к коллегам, к самому пациенту, уверенность в том, что личные, да и профессиональные проблемы никого не интересуют, кроме него самого приводят специалиста к самоизоляции. Он постепенно утрачивает коммуникативную компетентность, а значит, и профессионализм. В противоположность интроверту экстраверт все выплескивает вовне. Эмоции, проблемы, новости, само настроение – всё становится достоянием всех. Несмотря на видимую открытость, такой доктор сталкивается с барьерами. Они создаются в основном партнерами по общению (коллегами, пациентами, знакомыми) с целью защиты от избытка информации, сильных эмоций, чрезмерной энергии врача. Таким образом негармоничный тип личности, неконгруэтность врача являются внутренними барьерами, вырастая до масштабов межличностных конфликтов. Это происходит в том случае, если кто-то из участников коммуникативного процесса, особенно тех, кто призван играть лидирующую роль в общении, не может или не хочет анализировать причины его неэффективности. К внутренним барьерам мы отнесем недостаточную эрудицию врача в общих вопросах, духовную неразвитость. Вряд ли специалист в области медицины сможет найти общий язык с высокообразованным пациентом, если он не ориентируется в культурном контексте современности и не знает общепризнанных образцов высокого искусства и литературы. Врач на равных должен уметь говорить с любым представителем духовной элиты, так как сам относится к этой элите. Образно говоря, с математиком он должен говорить на языке математики, с композитором он должен проявить себя ценителем музыки, с писателем – литературоведом. Узость интересов не позволит проявить эмпатию по отношению к большинству пациентов. Сам врач будет чувствовать себя неуютно в общении, будет проявлять неуверенность, застенчивость, тревогу, что в свою очередь может вылиться в аутоагрессию. Внешние барьеры зачастую искусственны, они не носят самодовлеющего характера, могут быть преодолены при наличии доброй воли сторон общения. Например, языковой барьер, наиболее часто упоминаемый в аспекте межличностных коммуникаций, является прежде всего психологическим, поддерживаемым стереотипами мышления, образа жизни и действий. В течение школьного периода, в вузе каждый будущий врач изучает иностранные языки, а свободно общаться могут лишь единицы. Специалисты-филологи видят причину в устойчивом психологическом барьере, псевдофобии, когда накопленный словарный запас неродного языка лежит невостребованным грузом в памяти. И мы с испугом отвергаем любые попытки извлечь этот запас. Характерная картина: пациент или врач слышат незнакомую речь со знакомыми вопросительными интонациями. Вместо того, чтобы мобилизовать внимание и уловить контекст вопроса, они страшно пугаются, лица выражают смятение, растерянность, позы становятся скованными, и из сведенного судорогой горла вырываются нечленораздельные звуки. Первый негативный опыт такого общения может закрепиться, запечатлеться надолго, служа питательной средой комплекса неполноценности с точки зрения владения иностранным языком. Для пациента возникший языковой барьер может быть более мучительным, и надо приложить максимум усилий всем медицинским работникам, чтобы избавить больного от дополнительного страдания. Рассказывают, что замечательный поэт Булат Окуджава, оказавшись в последние месяцы жизни во французской больнице, невыразимо мучился. Он не понимал речи, звучащей вокруг него, не мог общаться с врачами, медицинским персоналом. Его друзья и родные считают, что это сократило земной путь поэта. Языковой барьер врачи порой создают сами, когда говорят непонятно, без надобности используя медицинские термины в разговоре с больным. Вместо того, чтобы сообщить пациенту о предстоящем исследовании желудка при помощи гибкого зонда и оптики, врач коротко бросит: «Вам необходимо пройти фиброэзофагогастроскопию». Вместо вопроса о распространении боли, он спросит: «Куда иррадиирует боль?». Еще более непривычно звучит объяснение врача, если оно прерывается неизвестной больному латинской идеомой. Например: «Вам не стоит беспокоиться, мы установили точный диагноз и сделаем все lege artis». Гораздо лучше было бы сказать, что все будет сделано, как полагается. При возникновении языкового барьера врачу необходимо позаботиться о качественном переводе в ближайшее время и предложить пациенту простые невербальные знаки, продемонстрировать намерение помочь больному. Главными невербальными средствами снятия тревоги и преодоления языкового барьера являются улыбка, открытая поза, плавная жестикуляция, спокойный доброжелательный взгляд. Еще лучше, если врач выучит несколько общеизвестных фраз и возможных ответов из медицинской практики на мировых языках (английском, немецком, испанском, французском, русском, китайском). Это могут быть вопросы о самочувствии, локализациях боли, о дыхании, состоянии пищеварения, артериальном давлении. Такое вдумчивое заучивание поможет в дальнейшем фонетически распознать языковую систему той или другой страны и квалифицированно наладить вербальный контакт. Конфессиональный, этнический, социальный, культуральный барьеры должны своевременно идентифицироваться врачом. Он должен отдавать себе отчет в том, что проблемы общения возникают по причине предубеждений, предрассудков, снижения коммуникативной толерантности в обществе. Необходимо честно и объективно проанализировать свои недостатки, назвать их для себя самого и избавиться от них. Альтернативы этому пути нет. Да, идеальный врач не имеет права на ксенофобию, воинствующее отрицание права пациента на выбор собственного кредо или отказ от такового, на социальную ангажированность и двойной стандарт по отношению к пациенту. Для такого врача все пациенты – это в первую очередь пациенты, люди, обратившиеся за его помощью. Однако идеальных врачей не хватит на всех страждущих. Следовательно, врач – если он обычный человек с присущими каждому человеку слабостями, недостатками, различными эмоциями и т.д. – должен совершенствоваться как личность постоянно и постоянно изживать проявления профессиональной некомпетентности. Врачу требуется умение определить наличие указанных барьеров и со стороны пациента. Здесь важно не встать в позицию ментора, наставника и судьи для больного. Личным примером, собственной толерантностью врач может избавить пациента от его собственных тягот в общении. Для снятия барьеров, препятствующих эффективному общению врача и пациента, важно знать блоки, из которых строятся такого рода барьеры. К блокирующем моделям поведения врача, наиболее часто встречающимся в системе отношений с пациентом относятся торопливость, самоуверенность, патернализм, грубые ошибки в использовании невербальных средств. К блокирующему поведению врача можно отнести следующие особенности:
Вербальные стимуляторы могут также нарушить процесс общения:
РАЗДЕЛ 5. ОБЩЕНИЕ С ПАЦИЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ В ПОВЕДЕНИИ. РАБОТА ВРАЧА С АСОЦИАЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ
5.1 Работа с пациентами, имеющими девиантные, альтернативные сексуальные ориентации. В нашем обществе вследствие либерализации социальных норм по отношению к сексуальности, распространения книг и видеопродукции, пропагандирующих эротику и секс, сексуальное поведение становится все более свободным, тем не менее проблемы остаются и даже возникают новые. Например, некоторые люди переживают из-за несоответствия полового поведения тем стандартам, которые они видят на экране или о которых читают в книгах. Основная причина сексуальных проблем кроется в психическом напряжении, тревожности, внутренних конфликтах, поскольку сексуальная сфера человека особенно чувствительна к эмоциональным стрессам. Раскрепощенность в отношении сексуальной жизни позволяет людям свободнее обращаться к специалистам по сексуальным проблемам и обсуждать их во время консультирования. Термины "секс" и "сексуальность" часто используются как синонимы, но их значение различается. Это важно знать, если использовать данное понятие в своей профессиональной работе. Секс означает механическое осуществление полового акта. Сексуальность же охватывает всю гамму ощущений — от чувственного возбуждения до переживания интимности. В психологическом консультировании приходится чаще сталкиваться с сексуальными проблемами, хотя иногда клиенты желают обсудить и технические аспекты сексуальной жизни. Консультирование при сексуальных проблемах предполагает понимание, что такое норма, патология и девиации сексуальной жизни. Рассмотрим вкратце содержание этих понятий. Целью сексуального поведения, согласно нашим культурным нормам, являются осмысленные любовные отношения, доставляющие наслаждение и глубокое познание другого человека, избавляющие от сексуального напряжения и позволяющие иметь детей. Нормальная сексуальность охватывает широкий спектр полового поведения. Иногда даже трудно установить точную границу между нормальной и ненормальной сексуальностью. Расположение этой границы зависит от социокультурных, моральных и правовых норм. Кстати, они часто бывают архаичными и консервативными. Изменение социальных установок к формам выражения сексуальности приводит к новому представлению о сексуальной норме, которое нередко зависит от соглашения партнеров. Многие техники половых отношений считаются нормальными, если таковыми их признают оба партнера. Большинство специалистов причисляют к нормальному проявлению сексуальности мастурбацию (особенно в отрочестве), оральный секс, хотя существуют и противоположные мнения. Причины отклонений в сексуальности могут быть как психологическими, так и физическими. Следует отметить, что нарушенная сексуальность усугубляет другие проблемы, которые в свою очередь усиливают сексуальные расстройства. Наиболее распространенное нарушение сексуальности у мужчин — импотенция, или половое бессилие, проявляющееся в невозможности достичь полной эрекции во время половых сношений. Как временное нарушение, импотенция встречается довольно часто — поданным некоторых авторов, в определенные периоды жизни ее претерпел почти каждый второй мужчина. С возрастом вероятность импотенции увеличивается. Импотенция вызывает острые переживания, особенно у молодых мужчин. Возникает заболевание в силу органических или психогенных факторов. В первом случае патогенное влияние может оказывать употребление гормональных препаратов, некоторые соматические заболевания, неврологические нарушения. Во втором случае нередко обнаруживается дисгармония отношений с партнершей, повышенная тревожность, хронические чувства вины и стыда; иногда половая функция блокируется в определенных ситуациях. Неудача в половых отношениях обычно вызывает острое чувство неполноценности, которое в свою очередь провоцирует последующие неудачи. Другое встречающееся у мужчин нарушение — слишком ранняя эякуляция, т.е. извержение семени до или сразу после введения члена во влагалище. Причины преждевременной эякуляции, как правило, психогенные, чаще всего неразрешенные сексуальные конфликты, хотя иногда играет роль сильная усталость. Само нарушение вызывает постоянное чувство неполноценности у мужчин и сексуальную неудовлетворенность у женщин. Слишком ранняя эякуляция не позволяет партнерам одновременно достичь оргазма. В некоторых случаях эякуляция вообще отсутствует или происходит без оргазма. Такого рода расстройства нередко возникают в результате воздействия некоторых лекарств и требуют тщательного медицинского обследования. Наиболее распространенное нарушение женской сексуальности — фригидность, или половая холодность, важнейшая особенность которой — частичное или полное отсутствие сексуального удовлетворения. Это расстройство не препятствует возможности собственно половых отношений. Этиология фригидности чаще всего психогенная, связанная с отрицательными чувствами по отношению к сексуальному акту (прежний отрицательный опыт, неприемлемое поведение партнера и т.п.). Фригидности могут сопутствовать соматические расстройства, например вагинизм (непроизвольные спазмы стенок влагалища, мешающие введению полового члена), который, впрочем, тоже связывают с психологическими проблемами. У обоих полов сексуальное нарушение может проявляться в форме гиперсексуальности. При этом расстройстве человека постоянно мучают мысли и фантазии сексуального характера, его одолевает половое влечение. Женскую гиперсексуальность иногда называют нимфоманией, мужскую - сатириазисом. Этиология гиперсексуальности чаще всего психогенная, но она может возникнуть на фоне эпилепсии и других неврологических заболеваний, а также в результате употребления амфетаминов и гормонов. В некоторых случаях гиперсексуальность обусловлена физиологическими изменениями во время менопауз и климактерического периода. Под сексуальными отклонениями понимают социально неприемлемые формы сексуального поведения. Пока нет единого мнения о причинах сексуальных отклонений. Их происхождение объясняют органическими заболеваниями и генетическими факторами, нарушениями гормонального обмена, а также психическими травмами, особенно на раннем периоде развития. Различают два типа сексуальных отклонений: по выбору объекта (фетишизм, педофилия, зоофилия и др.) и по цели сексуального влечения (трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, садизм, мазохизм и др.). Фетишизм — возведение в культ сексуального объекта предметов одежды или частей тела возлюбленного. Обычно характерен для мужчин. Педофилия — патологическое сексуальное влечение к детям. Обычно педофил имеет мазохистские наклонности и является импотентом. Ребенок трактуется как неугрожающий сексуальный объект. Трансвестизм — сексуальное удовлетворение от переодевания в одежду противоположного пола или принятия роли лица другого пола. Чаще встречается среди мужчин. Этим лицам с детства свойственна недифференцированная половая идентификация. Эксгибиционизм — сексуальное удовлетворение от демонстрирования своих половых органов перед лицами противоположного пола. Он означает компенсаторное стремление подтвердить свою сексуальность и чаще встречается у мужчин. Испуг жертвы — обязательное условие сексуального удовлетворения. Эксгибиционизму обычно сопутствует мастурбация. Вуайеризм — половое отклонение, противоположное эксгибиционизму, когда удовлетворение наступает от наблюдения за обнаженным лицом противоположного пола. Это и является окончательной целью сексуальных устремлений. Поскольку отношение к гомосексуализму во многих странах быстро меняется, его несколько выделяют среди сексуальных нарушений и отклонений. Гомосексуализмом называют половые контакты с лицами того же пола (женский гомосексуализм — лесбиянство). К гомосексуалистам относятся и бисексуалы, поддерживающие половые контакты с лицами обоих полов. Гомосексуализм довольно распространен (1-4% среди мужчин; 1-3% среди женщин). По-прежнему дискутируется вопрос, представляет ли гомосексуализм половое отклонение — часть специалистов относят его к социальным девиациям (в 1974 г. этой позиции придерживались большинство членов Американской ассоциации психиатров). Некоторые авторы рассматривают гомосексуализм в качестве нормального варианта сексуальной предрасположенности, и тогда становится неадекватным вопрос о его лечении и в консультировании можно лишь обсуждать проблему социальных предрассудков. Для большинства консультантов немалые трудности представляет непредвзятое выслушивание гомосексуалистов о проблемах их взаимоотношений с партнерами, хотя в действительности речь идет о тех же самых трудностях, которые встречаются при гетеросексуальных связях — ревность, конкуренция, доминирование, скука, неверность и т.п. Как начинать беседу о сексуальных проблемах? Даже если эти проблемы являются основной причиной обращения, клиенты далеко не всегда прямо говорят о них. И консультант не всегда может свободно расспрашивать клиента об интимных сторонах его жизни. Поэтому изучение сексуальности клиента нередко начинается со стандартного вопроса и ответа или своеобразной игры консультанта и клиента: "Что Вы могли бы рассказать о своей половой жизни?" — "Все хорошо" или "Нормально". Однако консультант не должен удовлетворяться таким поверхностным ответом, необходимы уточняющие вопросы: "Что значит "хорошо"?", "Что является для Вас нормой в половой жизни?". Тем самым мы даем клиенту понять, что краткий ответ возможен, но недостаточен. Как упоминалось, даже если клиент обратился не из-за сексуальных расстройств, большинство психологических проблем тесно связаны с сексуальной сферой. Поэтому когда клиент ничего не говорит о своей сексуальности, консультант должен навести его на эту тему: "Вы ничего не рассказываете о своей сексуальной жизни". Такое замечание бывает более ценно, чем вопрос. Если клиент отвечает вопросом: "А что Вы хотите узнать?", замечание можно перефразировать в вопрос: "Почему Вы ничего не говорите о половой жизни?" При сопротивлении обсуждению подобных вопросов не следует оказывать давления, однако необходимо указать, что без такого обсуждения гораздо труднее понять другие проблемы. Консультирование клиентов с сексуальными проблемами бывает трех видов: сексуальное просвещение, формирование адекватного сексуального поведения и сексотерапия. Различные аспекты консультирования Calderone (1976; цит. по: George, Cristiani, 1990) охарактеризовал следующим образом: "Просвещение является процессом, в котором предоставляется фактическая информация о сексуальности и поощряется изменение установок по отношению к ней. Собственно консультирование заключается в помощи индивидам превратить свое сексуальное образование в социально ответственное сексуальное поведение. Во время терапии помогают осознать и устранить ненормальности в сексуальной жизни". Сексуальное просвещение и собственно консультирование, как правило, происходят вместе. При консультировании взрослых сексуальное просвещение подразумевает изменение установок по отношению к сексуальности. Проблемы часто возникают из-за превратных представлений о половой жизни, т.е. разного рода псевдоидей и мифов. Большинство людей имеют своеобразное представление о том, что является нормальным и ненормальным в половой жизни, и это понимание нередко обусловлено мифами. Многие мифы интерпретируют половой акт и распределение ролей в нем. Вот некоторые из них: - мужчина всегда стремится к половым отношениям, а женщина — нет; - мужчина по природе агрессивен, обладает сильной потенцией, а женщина обычно пассивна; - мужчина всегда должен быть инициатором половых отношений; оба партнера должны одновременно испытывать оргазм; - у мужчины всегда должны быть эрекция и эякуляция; мужчина не может повлиять на способность женщины испытывать оргазм; - половые отношения возможны лишь в определенное время при наличии определенных условий; - в сексе существуют приемлемые и неприемлемые позиции и т.д. Некоторые люди руководствуются сексуальной мифологией и чувствуют себя несчастными, если их половая жизнь не соответствует стереотипным представлениям. Очень важно, чтобы сам консультант не находился под воздействием всяческих мифов. Помощь пациентам в освобождении от мифов и стереотипов — очень важный аспект консультирования при сексуальных проблемах. Консультант должен быть подготовлен к консультированию клиентов всех возрастных групп. Kirkpatrik (1975; цит. пo: George, Cristiani, 1990) сформулировал девять правил сексологического консультирования. Речь идет, безусловно, о специалисте. В странах СНГ – это сексолог или психиатр. Консультирование по сексуальным проблемам должно осуществляться по просьбе пациента. Однако традиции сексологической помощи у нас фактически не сложились. Очевидно, что с вопросами о сексуальной жизни врач общей практики, да и врач любой специальности может обратиться к больному. Также и больной может доверить врачу свои интимные проблемы. Поэтому очень важно не уклоняться от таких вопросов, правильно понимать, какое место они занимают в жизни больного. Наконец, дать совет и направить к специалисту. В данном пособии мы не ставим задачу рассмотреть все техники и технологии сексологического консультирования, равно как и в программе дисциплины изучение сексуальных расстройств носит общий характер. Поэтому изложение постулатов Kirkpatrik носит ознакомительный характер. Итак, 9 правил для консультанта: Консультант не должен быть отягощен собственными сексуальными проблемами. Это необходимое условие для адекватного реагирования на соответствующие затруднения клиентов. Консультант должен уметь свободно и открыто говорить о сексуальных проблемах, т.е. не употреблять обтекаемых выражений и правильно использовать сексологическую терминологию. Консультант в некоторых случаях должен первым начать разговор о возможных сексуальных проблемах клиента, поскольку клиент может проявлять робость. Консультант обязан уметь интерпретировать сексуальные проблемы, когда клиент представляет их в замаскированной форме. Консультант должен быть хорошо осведомлен в различных вопросах сексуальности человека, чтобы предоставить клиентам соответствующую информацию (анатомия, психология полов, фармакология, контрацептивные средства). Консультант должен иметь в виду при консультировании подростков и юношей, что их знания о сексуальности могут быть неполными и искаженными. Следует обратить особое внимание на ранние половые отношения, мастурбацию, использование предохранительных средств. Консультант должен понимать пределы своих возможностей. Не следует заниматься сексотерапией без специальной подготовки. Консультант обязан знать, в каких случаях направлять клиента к другим специалистам, и адреса этих специалистов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |