Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Понятие об экологическом нормировании. 2 страница




Для детей с глубокими степенями умственной отсталости (имбецилы, идиоты) в системе социального обеспечения существуют детские дома с 4 до 18 лет.

Дети с наиболее тяжелой степенью умственной отсталости (идиоты) направляются также в колонии психохроников системы здравоохранения.

Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц.

В связи с реализацией задач дифференцированного обучения аномальных детей возникла проблема обучения детей с задержкой психического развития. Для них открыты специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем), где осуществляется образование в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. В эти школы принимаются дети в подготовительный и 1—2 классы. Наряду с общеобразовательной подготовкой здесь проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая, профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызвавших неуспеваемость в массовой школе. Важное значение в работе с такими детьми имеет принцип дифференцированного подхода на основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка.

Обучение ведется по специальным учебным планам и программам, обеспечивающим полный объем восьмилетнего образования массовой школы.

Структура начальных классов строится в двух вариантах в зависимости от опыта обучения в массовой школе: первый вариант — для детей, ранее не обучавшихся в школе (подготовительный, 1, 2 и 3 классы), второй вариант — для детей, обучавшихся в школе (2, 3 и дополнительный классы).

В старших классах для усвоения полного объема восьмилетней общеобразовательной школы после пятилетнего обучения (4—8 классы) предусмотрен дополнительный класс.

После окончания начального обучения и по мере коррекции дефектов развития дети могут переводиться в массовую общеобразовательную школу. В случаях стойких форм задержки психического развития дети остаются в специальной школе на весь срок обучения. Вопрос о переводе в случае необходимости в другие типы специальных школ для детей с недостатками физического или умственного развития решается после одного года обучения в данной школе на основании заключения медико-педагогической комиссии.

В отдельных случаях для детей с сохранными возможностями интеллектуального развития, но сниженной умственной работоспособностью и повышенной истощаемостью из-за недостаточности темпа и подвижности психических процессов, слабой памяти и внимания открываются специальные классы выравнивания при общеобразовательных (массовых) школах.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются в специальных школах-интернатах. Эти учреждения, являясь учебно-воспитательными и лечебно-оздоровительными, делятся на два типа: девятилетние с подготовительным классом (образование в объеме восьмилетней массовой школы) и одиннадцатилетние с подготовительным классом (образование в объеме средней массовой школы).

Обучение, воспитание и лечение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведется с учетом состояния здоровья, двигательных возможностей, медицинских рекомендаций.

Лечебно-оздоровительную и восстановительную работу ведут врачи-специалисты (ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт), инструктор-методист лечебной физкультуры, массажист, логопед. Эта комплексная лечебная работа направлена на максимальное восстановление функциональных возможностей учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности.

Консультативно-лечебную и методическую помощь школе оказывают районные психоневрологические и ортопедотравматологические учреждения. Отделы социального обеспечения снабжают учащихся протезами и ортопедическими изделиями.

В школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется трудовая терапия, направленная на восстановление или компенсацию двигательных нарушений. Занятия по труду ведутся с учетом двигательных и познавательных возможностей учащихся. Рабочее место в мастерских для занятий по труду оборудуется с учетом возможностей детей, имеющих различные нарушения двигательных функций.

В каждом классе предусмотрены индивидуальные занятия по коррекции имеющихся нарушений, которые систематически проводят учителя школы-интерната. В расписание включены групповые и индивидуальные занятия по лечебной гимнастике и с учителем-логопедом.

Обучение осуществляется по учебным программам массовой школы. Трудовое обучение и занятия физкультурой ведутся по специальным программам.

Продолжительность уроков в подготовительном и 1 классах сокращена до 30—35 мин. В середине каждого урока проводятся пятиминутные физические и лечебно-корригирующие упражнения. Количество учащихся в классе и воспитательной группе — 16 человек. По мере восстановления здоровья решением медико-педагогической комиссии учащиеся могут переводиться в массовую школу.

Для умственно отсталых детей в степени дебильности с нарушением опорно-двигательного аппарата при школе организуются специальные вспомогательные классы. В этих классах обучение ведется по программам вспомогательной школы в течение восьми лет.

Для детей в возрасте от 2 до 7 лет организуются специальные детские дошкольные учреждения. В этих учреждениях они получают общее развитие, корригирующее воспитание, восстановление нарушенных функций, готовятся к обучению в школе.

Обучение слепоглухонемых детей в нашей стране осуществляется в специальном учреждении — детском доме г. Загорска Московской области, относящемся к системе социального обеспечения. Это единственное подобное учреждение в СССР и одно из немногих в мире. Здесь одновременно обучается 50 детей: тотально слепоглухонемых, практически слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых (с нормальным интеллектом).

Изучение, воспитание и обучение этих детей по специальной методике с использованием специальных технических средств осуществляется тифлосурдопедагогами и педагогами различных специальностей. Они разрабатывают методы и формы специального обучения, готовят программы и учебные пособия, конструируют специальные технические средства общения, обучения и быта, определяют пути трудовой реабилитации и социальной адаптации слепоглухонемых. В их задачу входит реализация по­тенциальных возможностей общего и языкового развития слепоглухонемых в процессе специального обучения. К ребенку, активно использующему сохранную или искусственную словесную речь в звуковой или дактильной форме, применяется термин «слепоглухой».

Занятия с воспитанниками детского дома проводятся по группам в 3—4 человека, подобранным по степени их физического, умственного и языкового развития. Каждая группа посменно обслуживается тремя педагогами, т. е. на каждого учащегося приходится по одному педагогу. Воспитанники детского дома требуют постоянного наблюдения и опеки со стороны обслуживающего персонала. В тесном контакте с педагогами и воспитателями работают специалисты-врачи: педиатр, офтальмолог, оториноларинголог, невропатолог.

В структуру детского дома входит диагностическая группа для вновь поступающих, дошкольное отделение и школа. В учебных группах школы учащиеся получают образование в пределах 12 классов школы глухих или для некоторых выпускников, занимающихся по соответствующей программе, — в объеме 10 классов массовой школы. Поступив с 3 лет в диагностическую группу, воспитанники заканчивают обучение к 19—20-летнему возрасту.

В учебно-трудовых группах школы осуществляется профессиональная подготовка учащихся. Школьники с 16-летнего возраста, продолжая обучение, выполняют надомную работу в мастерских детского дома по линии учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых (ВОС), получая общие трудовые навыки и трудовой стаж для пенсии по инвалидности.

После окончания школы большинство воспитанников оформляется на учебно-производственное предприятие ВОС и живет в общежитии этого предприятия. В учебно-трудовые группы предусмотрено поступление взрослых слепоглухонемых.

В последние годы Загорский детский дом из детского специального учебно-воспитательного учреждения превратился в центр специальной помощи слепоглухонемым в нашей стране.

Воспитанники специального детского дома к началу самостоятельной трудовой деятельности способны к самообслуживанию, овладевают трудовыми навыками и в значительной степени независимы от посторонней помощи.

Одной из проблем перестройки системы специального обучения является отбор аномальных детей в специальные школы и дошкольные учреждения, т. е. научно обоснованное и организационно совершенное их комплектование. Правильное комплектование специальных учебно-воспитательных учреждений зависит от квалифицированного дифференцированного подхода к отбору детей с различными аномалиями в развитии, препятствующими обучению в массовой школе. Ошибочное направление ребенка в учреждение, не соответствующее отклонениям его развития, при- 1 водит не только к затруднениям и отрицательным последствиям в обучении и воспитании, но и может нанести непоправимый вред всей его дальнейшей жизни и участию в общественно полезном труде. Поэтому исследования особенностей развития аномальных детей призваны способствовать совершенствованию теории и практики отбора в соответствующий тип специального учреждения. Эта проблема имеет важное значение и для совершенствования работы массовых школ и детских садов, так как некомпетентный отбор детей и неудовлетворительная диагностика аномального развития приводят к необоснованному обучению в условиях массовой школы детей, нуждающихся в направлении в специальные учреждения. Содержание этих детей в массовой школе, с одной стороны, затрудняет и дезорганизует учебно-воспитательную работу педагогов с нормальными детьми, а с другой — обрекает детей с отклонениями в развитии на бессмысленную потерю времени в условиях, неадекватных их возможностям. Вместе с тем в ряде, случаев дети с отставанием в развитии могли бы успешно обучаться в массовой школе при условии предварительного воспитания и обучения (в течение 1—2 лет) в специальном детском саду или школе для детей с задержкой психического развития.

Система рационального комплектования специальных учреждений находится в прямой зависимости от методов ранней дифференцированной диагностики аномалий развития. Задачи организации комплектования учреждений для аномальных детей на уровне современных требований не ограничиваются учетом лишь ярко выраженных дефектов: глухоты, слепоты, грубых нарушений умственного развития. Школы для слабослышащих, слабовидящих, для детей с нарушениями речи, двигательными расст­ройствами, имеющие соответствующие отделения, являются свидетельством развития дифференцированной сети специальных учреждений. Однако сегодня система комплектования специальных учреждений для аномальных детей нуждается в дальнейшем развитии, что требует совершенствования уровня диагностики различных дефектов.

Так, достигнуты значительные успехи в методах выявления и оценки нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата на ранних этапах развития ребенка. Наряду с этим в диагностике нарушений умственного развития мало что изменилось за последние несколько десятилетий, хотя дети с нарушениями интеллектуального развития составляют 80% всех аномальных детей, а при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата все чаще отмечаются и недостатки умственного развития в качестве дополнительного дефекта. В этом случае имеет место осложненный дефект, а не его вторичное проявление в виде нарушения интеллекта.

Комплектование специальных учреждений затрудняет также сходные проявления в познавательной деятельности детей, наблюдаемые при различных дефектах развития. Например, недоразвитие речи и в целом познавательной деятельности у детей с нарушением слуховой функции может неоправданно диагностироваться как умственная отсталость или тяжелое речевое нарушение (алалия или афазия). Ошибочное направление таких детей во вспомогательную школу или школу для детей с тяжелыми нарушениями речи приведет к заметному ухудшению их психического состояния и замедлению развития. Особую трудность представляет собой отграничение умственно отсталых детей от детей с задержкой психического развития.

Основными общими принципами комплектования учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей являются следующие:

1. Комплексный подход к диагностике с участием различных специалистов: педагога-дефектолога, логопеда, психолога, врача-психоневролога или психиатра, оториноларинголога, офтальмолога и врачей других специальностей, если это необходимо. Обследование устанавливает характер психических отклонений, возможность поражения центральной нервной системы, определяет состояние зрения, слуха, речи, фиксирует особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Данные совместного медицинского, психологического и педагогического обследования, выявляя причины учебной неуспеваемости и разнообразных затруднений ребенка в условиях массовой школы, служат основанием для компетентного диагноза и последующего его направления в соответствующий тип специального учреждения.

2. Всесторонний системный анализ аномалий развития способствует правильной диагностике. Такое исследование предполагает изучение причин аномального состояния и структуры дефекта (зависимость, взаимосвязь, взаимообусловленность его проявлений), так как отдельные проявления и симптомы не дают полной картины дефекта развития у ребенка. В процессе обследования выделяются его первичные и вторичные признаки, обна­руживается степень того или иного нарушения развития, анализируются особенности познавательных процессов, речи, пространственной ориентировки, физическое состояние, чувствительность органов, быстрота реакций, личностные качества, работоспособность, наличие учебных знаний и навыков.

3. Динамический подход с учетом процесса развития ребенка. Он означает длительное наблюдение за характером его развития, тщательный анализ истории этого развития. Принцип динамичности изучения ребенка открывает его потенциальные возможности, т. е. не только уровень настоящего состояния возможностей обследуемого, но и зону ближайшего развития.

4. Качественный анализ особенностей деятельности ребенка по выполнению диагностических заданий. В этом случае важно обратить внимание, как ребенок понимает задание, насколько он самостоятелен, как использует предложенную помощь. Качественный подход к различным видам деятельности ребенка исключает чисто количественную оценку результатов, которая реализу­ется при изолированном применении психологических тестов.

5. Индивидуальный подход к ребенку в процессе обследования, создание спокойной, доброжелательной обстановки, помогающей ребенку раскрыть свои индивидуальные особенности. Необходимо учитывать его состояние, настроение, готовность пойти на контакт. Следует принять меры к преодолению беспокойства, настороженности, замкнутости, нередко возникающей у детей в условиях обследования. Индивидуальный подход способствует предупреждению ошибочного диагноза.

Эти принципы обеспечивают достаточно высокий теоретический уровень задач комплектования учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей, соответствуют основным мето­дологическим позициям советской дефектологии.

Практическое комплектование специальных учреждений, т. е. отбор аномальных детей, производится медико-педагогическими комиссиями. Эти комиссии создаются на областном или, в зависимости от конкретных условий, городской и районном уровнях.

Квалифицированный отбор и комплектование специальных учреждений зависят от компетентности специалистов. В состав комиссии входят: представители отдела народного образования и отдела здравоохранения, врачи (психоневролог или психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог.

Дети с различными отклонениями в развитии (нарушениями слуха, зрения, речи, умственного развития, опорно-двигательного аппарата) направляются районными лечебными учреждениями, детскими садами, массовыми школами, родителями.

Комиссия рассматривает необходимую документацию: педагогическую характеристику ребенка, его письменные работы (для тех, кто обучается в школе), заключения педиатра о состоянии здоровья, психоневролога — об умственном развитии ребенка с соответствующим диагнозом и по необходимости — заключения других врачей-специалистов (оториноларинголога, офтальмолога, ортопеда).

Комплексное всестороннее обследование ребенка проводится в течение часа с помощью различных психолого-педагогических методов: беседы с ребенком, наблюдения за его игровой деятельностью, выявления знаний, умений и навыков, экспериментального исследования познавательных процессов. В специальных подобиях предлагаются экспериментальные методики психологического обследования.

На комиссии присутствуют родители ребенка, которые дают сведения об особенностях его развития (начиная с эмбрионального), наследственности, детских болезнях, поведении.

В итоге обследования и в результате комплексного обсуждения всеми специалистами данных обследования выносится обобщенное заключение комиссии. В нем характеризуются неврологическое, психологическое, физическое состояние ребенка, интел­лектуальное, речевое развитие, школьная успеваемость и принимается решение о месте его обучения.

В особо сложных случаях с целью более точной диагностики умственного развития комиссия может направлять детей в специальный диагностический класс, созданный при некоторых вспомогательных школах, где они проходят более длительное обследование.

В своей работе медико-педагогические комиссии руководствуются соответствующими инструкциями по приему аномальных детей в различные типы учреждений.

Действующие организационные формы комплектования специальных учреждений сложились много лет назад и в настоящее время нуждаются в существенной перестройке. Сегодня существует 8 основных типов специальных школ-интернатов и сеть дошкольных учреждений для аномальных детей, но принципы подхода к диагностике дефектов развития, методическая обеспеченность и организация медико-педагогических комиссий не изменялись на протяжении долгого времени. Например, основным критерием первичного отбора детей во вспомогательную школу остается их неуспеваемость в массовой школе. Этот критерий не является определяющим и надежным, так как неуспеваемость учащегося, как известно, часто бывает вызвана различными причинами, не связанными с умственной отсталостью.

В настоящее время разрабатывается новое положение о медико-педагогических комиссиях, определяющее их функции, задачи и порядок работы. Оно будет дополнено инструктивно-методическими указаниями к проведению диагностики и отбора. Проект новой организации диагностики и отбора предусматривает создание постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций на областном уровне, которые должны будут в период отбора в специальные детские учреждения функционировать как медико-педагогические комиссии, а на протяжении всего года осуществлять работу по диагностике, консультированию педагогов и родителей, оказанию помощи школам в работе с трудными детьми.

Правильное комплектование специальных школ во многом зависит от знания и понимания особенностей неуспевающих детей учителем начальных классов массовой школы.

Большое количество детей, направляемых из массовых школ на медико-педагогические комиссии, не нуждается в специальном обучении. Лишь незначительная часть из них оказываются действительно умственно отсталыми и требуют обучения во вспомогательной школе. Другие же псевдоаномальные дети, проявляя отставание в обучении и развитии, ошибочно рассматриваются как умственно отсталые из-за недостатка своевременной помощи и индивидуального подхода со стороны учителя начальной школы. Эти дети становятся отстающими по разным причинам: из-за речевого недоразвития, астенического состояния (физической и нервно-психической слабости, быстрой утомляемости, неусидчивости, сниженной работоспособности) и других недостатков.

Учителя начальной школы, должны знать особенности этих детей. Необходимые знания они получают в курсе основ дефектологии, включенном в учебный план факультетов начальных классов, в дальнейшем на курсах повышения квалификации, а также самостоятельно изучая специальную литературу по дефектологии. Полученные знания по специальной педагогике помогут учителю начальной школы в успешной борьбе с неуспеваемостью, будут способствовать и квалифицированному своевременному выявлению аномальных детей с последующим направлением их в соответствующие типы специальных учреждений.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте общественное положение аномальных детей в СССР.

2. Охарактеризуйте общие и специфические принципы организации системы специальных учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей в СССР.

3. Назовите типы учреждений для аномальных детей в нашей стране.

4. Чем отличается организация учебно-воспитательного процесса и лечебной работы в различных типах учреждений для аномальных детей (на примере 2—3 типов специальных учреждений)?

5. Каковы основные принципы комплектования учреждений для аномальных детей?

6. Как организована работа медико-педагогической комиссии и каковы возможные пути ее совершенствования?

7. Почему учителю начальных классов массовой школы необходимо знать особенности развития аномальных детей?

Литература

1. В помощь директору специальной школы: Сб. руководящих и инструктивных материалов/Под ред. Г. Д. Кузнецова. — М., 1982.

2. Дефектологический словарь.— М., 1970.

3. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.

4. Лубовский В. И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий//Дефектология.—-1988.— № 1.

5. Основы обучения и воспитания аномальных детей.— М., 1965.

6. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителей/Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М., 1983.


 

Цель: научить студентов правильно понимать нормативно-правовые акты регламентирующие порядок осуществления экологического нормирования. Ознакомить студентов с понятием экологическое нормирование, объектами и субъектами экологического нормирования.

План:

1. Основные понятия экологического нормирования.

2. История возникновения экологического нормирования.

3. Объекты и субъекты экологического нормирования.

4.Экологическое нормирование как основа для стандартизации, эффективного управления природопользованием.

Ключевые слова: экологическая сертификация, Экологическом Кодекс РК, экологическое нормирование, экологическая стандартизация, разработка научно-методической базы, нормирование качества окружающей среды, гигиеническое нормирование, устойчивость природной среды, предельно-допустимые концентрации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.