Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Эмоциональная сфера личности




План

 

1. Понятие эмоций. Концепции эмоций.

2. Виды эмоций и их характеристика.

3. Функции эмоций.

4. Способы и приемы саморегуляции эмоциональных состояний.

 

1. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, от­ражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они вклю­чены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в дан­ный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.). Помимо этого узкого понимания поня­тие "эмоция" используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психи­ческий компонент - переживание, но и специфические физиологические изме­нения в организме, сопутствующие этому переживанию.

Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое - отрицательные.

Физиологические потребности, или нужды, составляющие базу всей жи­вотной жизни, называют драйверами. К ним относятся голод, жажда, потреб­ность в выведении из организма продуктов жизнедеятельности, потребность в безопасности (избегание боли) и половое влечение. Иногда эти потребности на­зывают «потребностями, обеспечивающими выживание» (survival needs), по­скольку от их удовлетворения зависит сама жизнь индивида. Драйвы сообщают индивиду об опасностях, регистрируемых автоматическими системами регуля­ции гомеостаза, системами контроля за кровообращением, дыханием, темпера­турой тела. Совместная работа драйверов и гомеостатических процессов обес­печивает основу жизнедеятельности организма, но можно ли их рассматривать как основу и источник мотивации, которая действует на человека в повседнев­ной жизни?

Некоторые психологи склонны считать, что базовые физиологические драйвы, такие как голод и жажда, половое влечение и стремление избежать бо­ли, в общей структуре человеческой мотивации не могут играть существенной роли (Maslow, 1971). Действительно, в благоприятных условиях окружающей среды, когда удовлетворение этих потребностей не составляет труда, драйвы не проявляют себя как мотивы. Подтверждением этого тезиса может стать хотя бы многообразие и сложность человеческого поведения. Попытки объяснить тех­нические, научные, литературные и художественные достижения человечества с помощью понятийного аппарата элементарных нужд — например сублимаци­ей сексуального влечения или любого другого биологического драйва — вы­глядят бесплодными и могут быть расценены лишь как интеллектуальные уп­ражнения.

Эмоция в широком смысле слова - это психофизиологический феномен, поэтому о переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и фи­зиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакци­ям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артери­альному давлению, частоте дыхания).

Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции обнару­живаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения, пе­редавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процедуры общения партнеров. Если, говоря слова­ми Ч. Дарвина, «выражение - это язык эмоций», то движение лицевых мышц можно считать азбукой этого языка. Многие ученые отмечали, что сложная иг­ра мимических мышц выражает психическое состояние субъекта красноречивее слов. Интерес к изучению лица как к источнику информации о человеке возник еще во времена Древней Греции. Именно лицо человека обладает наибольшей способностью выражать различные эмоции. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л. Н. Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскры­вающих эмоциональное состояние человека.

Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хло­пание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах, вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее. При печали происходят обратные сдвиги: торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается рез­ким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).

У разных людей проявление эмоций различно, в связи, с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои пере­живания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психиче­ского напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья. Различа­ются люди и по эмоциональной возбудимости: одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие - только на очень сильные. Вспомним распространенные и не совсем правильные представления о вспыльчивых южа­нах и невозмутимых жителях северных стран. Кроме того, одни люди склонны чаще переживать положительные эмоции, другие - отрицательные.

Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один чело­век может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, как и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способ­ность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти - эмоциональную память.

Имеется несколько теорий, объясняющих возникновение эмоции. Американский психолог У. Джеймс и датский психолог Г. Н Ланге выдви­нули периферическую теорию эмоций, основанную на том. Что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями, о которых говорилось выше. Они утверждают, что мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этого парадоксального утверждения в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появле­нию соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев - и вы сами начнете переживать это чувство; начните смеяться - и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице - и у вас действительно испортиться настрое­ние.

Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организме, поскольку при исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное переживание все равно сохранялось. Физиологические сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например, для мо­билизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе напряжения.

У. Кеннон один из первых показал ограниченность теории Джеймса -Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, воз­никающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не от­ражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоцио­нальные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологиче­ской реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда последнее ут­верждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и психологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

Согласно концепции П.В.Симонова, получившей название информационной, эмоция – отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Симонов впервые вывел формулу возникновения эмоций.

Э = П (Н – С),

где: Э – эмоция,

П – потребность,

С – информация, прогностически необходимая для организации действий по удовлетворению данной потребности,

Н – наличная информация, которая может быть использована для целенаправленного поведения.

В соответствии с этим П.В. Симонов сформулировал три ситуации возникновения эмоций у человека:

1) Эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена (П=0), а при наличии потребности – если система вполне информирована (Н=С).

2) При дефиците наличной информации (Н<С) появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации (Н=0).

3) Положительная эмоция возникает, когда Н>С.

Таким образом, формирование эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или простоты прогностической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

 

2. Прежде всего все эмоции принято делить на две группы: стенические и астенические эмоции. Стеническими (от греческого слова «стенос» - сила) называются эмоции, которые повышают активность и жизнедеятельность организма. Астеническими («астенос» - слабость) называются эмоции, которые уменьшают активность, угнетают жизнедеятельность человека. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека принято делить на основании двух критериев:

1) сила проявления;

2) длительность проявления.

В соответствии этими критериями выделяют следующие виды эмоций: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – самое сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом. В состоянии аффекта раздражители осознаются недостаточно, что является причиной практической неуправляемости этим состоянием. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, что6ы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органичес­ки изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны остав­лю сильные и устойчивые следы в долговременной памя­ти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памя­тью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в ре­зультате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привес­ти к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чув­ством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции в отличие от аффектов – более длительные состояния, которые представляют собой реакцию не только на события свершившиеся, но и на вероятные и вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то собственно эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными вхо­дящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.

Все чувства носят ярко выраженный предметный характер. В зависимости от направленности чувства делятся на:

1) моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);

2) интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью человека);

3) эстетические (чувства, связанные с восприятием мира природы и произведений искусства);

4) практические (чувства, связанные с конкретными видами практической деятельности человека).

Настроение – длительное эмоциональное состояние человека, окрашивающее его поведение.

Стресс – представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы, если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, аллергические, заболевания желудочно-кишечного тракта.

 

3. Принято различать несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регулятивную, побудительную, подкрепляющую, переключательную.

Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции, также и чувства, сопровождаются выразительными движениями: мимическим (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдается растерянность, трудности в переключении внимания.

Коммуникативная функция эмоций предполагает наличие не только спе­циального нейрофизиологического механизма, обуславливающего осуществле­ние внешнего проявления эмоций, но и механизма, позволяющего читать смысл этих выразительных движений. И такой механизм найден. Исследований нейронной активности у обезьян показало, что в основе идентификации эмоций по мимике лица лежит активность отдельных нейронов, селективно реагирую­щих на эмоциональное выражение. Нейроны, реагирующие на лица с выраже­нием угрозы, обнаружены в верхней височной коре и в миндалине у обезьян. Не все проявления эмоций одинаково легко идентифицируются. Легче распо­знается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). По ряду данных, наибольшую информацию об эмоции содержит выражение рта. Идентификация эмоций возрастает вследствие научения. Однако некоторые эмоции начинают хорошо распознаваться уже в самом раннем возрасте. 50% детей в возрасте до 3 лет распознавали реакцию смеха на фотографиях актеров, а эмоцию боли в возрасте 5-6 лет.

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встре­чающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают из­быток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напря­жения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

Оценочная (отражательная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго закрепляются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личност­ным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.

Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при по­мощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных усло­вий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря во­время возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспо­собиться к окружающим условиям.

В нашей психической жизни чувства и эмоции занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов - восприятия, памяти, мышления и др.

Эмоции и чувства обуславливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Эмоции непроизвольно активизи­руют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Эмоции вызывают и стимулируют наши действия.

Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции, в том числе и чувства, повышают нашу энергию и трудоспособность.

 

4. В переводе с английского стресс — это давление, на­жим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомо­гание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифи­ческий (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, ко­торый помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая на­рушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значе­ния, приятна или неприятна ситуация, с которой мы стол­кнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребнос­ти в перестройке или в адаптации. В качестве примера уче­ный приводит волнующую ситуацию: мать, которой сооб­щили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя ока­жется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий — горе и ра­дость —совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть неодинаковым.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть при­ятной или неприятной. Любое событие, факт или сообще­ние может вызвать стресс, т. е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно боль­шое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъектив­ных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие «фрустрация». Сам термин в переводе с латинского означает— обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватыва­ют человека, когда на пути к достижению цели он встре­чается с неожиданными помехами, которые мешают удов­летворению потребности.

Фрустрация создает, таким образом, наряду с исход­ной мотивацией новую, защитную мотивацию, направлен­ную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию яв­ляется возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная ре­акция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро пе­реходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из ком­наты), сопровождаемый агрессивностью, которая не про­является открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные наруше­ния лишь тогда, когда возникает препятствие для силь­ной мотивации.

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических этапа развития стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался ин­тенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая до­минанта, которая подчиняет себе всю деятельность орга­низма, все поступки и помыслы человека. Значит, для ус­покоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кино­фильма, переключение на занятие любимым делом) фак­тически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче со­здать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивает­ся особая цепная реакция — возбуждается одна из глубин­ных структур мозга — гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу — гипофиз — выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стрес­са), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кро­вяное давление повышается (вот почему может разболеть­ся голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек в от­личие от первобытного вслед за стрессом обычно не пуска­ет в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной систе­ме, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкульту­ра, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохра­няет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился бла­гополучно и какая-то потребность так и осталась неудов­летворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь про­должают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса — полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоце­нить значимость конфликта, например, поискать оправда­ния для своего обидчика. Можно выделить различные спо­собы снижения значимости, конфликта. Первый из них мож­но охарактеризовать словом «зато». Суть его — суметь из­влечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Вто­рой прием успокоения — доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще боль­шим горем («а другому гораздо хуже»), позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому это­го мне не надо».

Один из лучших способов успокоения — это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как гово­рят, «излить душу», т. е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, со­вместно отыскать путь к благополучному разрешению кон­фликта или хотя бы к снижению его значимости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.