КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Д. Методики исследования восприятия и внимания
Протекание процессов восприятия и внимания у детей сильно отличается от аналогичной психической деятельности у взрослых людей. Кроме возрастных особенностей, могут быть значительные индивидуальные отличия, которые необходимо установить для проверки подлинных.возможностей испытуемого. Исследование восприятия формы предметов. Ребенку предъявляются последовательно картинки с изображенными на них геометрическими фигурами различной сложности. После каждого предъявления предлагается воспроизвести данную фигуру. Обилие ошибок, особенно при воспроизведении относительно простых фигур, может указывать на слабо развитое у исследуемого несовершеннолетнего восприятие формы предметов. Исследование восприятия положения предмета в пространстве. Для этой цели может быть использовано довольно много приемов. Например, испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением какой-либо.геометрической фигуры или рисунок. Затем на таком же листе бумаги испытуемый должен с возможно большей точностью указать, где и как был расположен предъявлявшийся рисунок или фигура. Если предъявленных фигур было несколько, испытуемый должен указать их расположение относительно друг друга. Исследование объема внимания. Для проведения этого исследования необходим хотя бы простейший тахистоскоп. В прорези или на экране тахистоскопа на очень короткое время (0,20—0,25 сек.) предъявляются карточки с написанными на них буквами, не составляющими слова, или цифра-ми. После каждого предъявления испытуемый воспроизводит виденные объекты. Предъявляется последовательно не менее 10— 15 карточек, после чего вычисляется среднее количество воспринимаемых букв или цифр. Восприятие ребенком начиная с 11 — 12 лет в среднем менее 3—4 букв указывает на наличие сужения объема внимания. Для исследования внимания могут быть использованы также ставшие классическими в психологии метод Бурдона счет по Крепелину и пр.
1 3. М. Соколовский, Вопросы использования экспертом материалов дела, Харьков, 1964, стр. 7. 2 О прожективных методиках см. «Практикум по психологии», под ред. А. Н. Леонтьева и Ю. Б. Гиппенрейтер, М., 1972; Ю. С. С а вен ко, К обоснованию некоторых методик по изучению личности, сб. «Проблемы личности», М., 1969; Н. Н. Станишевская, О методах исследования личности в судебно-психологической экспертизе, сб. «Вопросы судебной психологии», М., 1971; С. В. Цуладзе, О месте и значении проекционных методов в изучении личности, сб. «Проблемы личности», М., 1969. 3 См. Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Русский модифицированлый вариант психологического теста MMPI и его применение в психиатрической практике, сб. «Проблемы психоневрологии», М., 1969; Г. X. Ефремова, Изучение правового сознания молодежи, «Вопросы борьбы с преступностью», № 19, М., 1973; Л. Н. Собчик, Пособие по применению психологической методики MMPI, M., 1971, и др. 4 Более подробно об этом см. М. П. Кононова, Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста, М., 1963; С. Я. Рубинштейн, Экспериментальные методики патопсихологии, М., 1970.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |