Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая экспертиза – это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы». 4 страница




Характеристики человека в процессе трудовой деятельности относительно постоянны, характеристики машины значительно больше поддаются регулированию. Следовательно, решая вопросы безопасности системы «человек - машина», необходимо учитывать прежде всего особенности человека.

Человек в системе безопасности играет три роли:

• является объектом защиты;

• выступает средством обеспечения безопасности;

• сам может быть источником опасности.

Таким образом, звенья системы «человек - машина» органически взаимосвязаны.

В обеспечении безопасности в рамках рассматриваемой системы участвуют многие специалисты: научные работники, конструкторы, проектировщики, эксплуатационные работники и др. Создавая безопасные конструкции, эти специалисты в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек - машина» функционировала эффективно и не приносила ущерба безопасности жизнедеятельности человека, необходимо учитывать совместно характеристики машины и человека.

Оператор выполняет различные задачи: контроль за работой технических систем, предупреждение и выявление неисправностей, прием и передачу информации, исполнение той или иной команды и т. д. Но во всех случаях управления объектом он воспринимает показания приборов, расшифровывает их, принимает решения, выполняя соответствующие действия, которые могут быть простыми или сложными. Сигнал, возникающий в результате действий оператора, преобразуется и поступает к управляемому объекту, изменяя его состояние. Это, в свою очередь, потребует от оператора новых действий и т. п.

Ошибки по вине человека могут возникнуть в следующих случаях: 1) оператор или какое-либо лицо стремится к ошибочной цели; 2) поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора; 3) оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.

Свойство человека ошибаться является следствием его психофизиологического состояния. Интенсивность совершения ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает.

Методы прогнозирования частоты ошибок человека основываются на классическом анализе и включают следующие этапы: составление перечня основных отказов системы и человека; оценка частоты ошибок человека; определение влияния частоты ошибок человека на интенсивность отказов рассматриваемой системы; выработка рекомендаций, внесение необходимых изменений в рассматриваемую систему и др.

Из числа желающих работать по данной специальности производится профессиональный отбор. Его главная задача: выявление профессионально значимых качеств у кандидатов на определенную должность.

Главная задача и вместе с тем основная трудность профессионального отбора состоит в том, что нужно предвидеть, насколько успешно человек будет работать по той специальности, с которой ранее он не имел дело.

Обычно при приеме на работу на предприятиях проводят беседы с кандидатом, во время которых он заполняет определенные формы документов. Для этой цели разрабатывают специальные стандартизированные интервью и анкеты (анкетный метод). Но многие качества испытуемого могут быть выявлены только во время трудовой деятельности (аппаратурный метод) или с помощью тестов.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические факторы выявляются и оцениваются с помощью специально сконструированных приборов и аппаратуры.

При тестовом методе испытуемому предлагается ряд тестов, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические свойства. Например, используют тест на переключение внимания..

Тестовый метод в настоящее время широко используют за рубежом и на предприятиях России.

Тесты делятся на следующие группы:

• тесты определения способностей;

• тесты проверки зрения и слуха;

• личностные тесты, ставящие цель оценить такие качества, как импульсивность, активность и т. п.

Профессиональная пригодность - это наличие следующих свойств: положительная мотивация к данной специальности; порог ощущения опасности; хороший глазомер; устойчивость, концентрация, распределение внимания; нормальное состояние двигательного аппарата, высокая пропускная способность анализаторов и т.д.

В свою очередь, профессиональная непригодность подразумевает: наличие хронического заболевания и травм; низкий порог ощущения опасности; плохое зрение; невнимательность; рассеянность; отсутствие положительной мотивации к данной работе и т. д.

Согласно Трудовому кодексу и ст. 4 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда (от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ) работодатель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Стимулирование безопасности деятельности осуществляется по принципу поощрения и наказания.

Наличие квалифицированного персонала - одно из важнейших условий обеспечения безопасности труда на производстве. Поэтому на предприятиях должна быть создана специальная система обучения работников по охране труда.

Процесс обучения должен включать:

• объяснение и уяснение материала;

• отработку и овладение материалом;

• контроль исходного, промежуточного и конечного уровней

обучения.

Согласно ст. 9 и 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работником норм, правил и инструкций по охране труда.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, а в подразделениях (в цехах, участках и пр.) - на руководителя подразделения.

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

Инструктаж включает ознакомление:

• с состоянием условий и охраны труда, производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями на предприятии;

• с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором на предприятии;

• со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда;

• с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и др.

Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами в соответствии с типовыми программами. Эти типовые программы разрабатывают и утверждают соответствующие министерства, ведомства, органы управления охраной труда субъектов Российской Федерации.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляет Государственная инспекция труда.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих (в том числе и операторов технических систем) проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения».

 

ВЫВОДЫ

Рассмотрение проблем безопасности человека показывает, что основополагающим звеном антропогенных опасностей на производстве являются психологические аспекты деятельности человека. Отсюда возникает большой практический интерес к выявлению организационно-психологических причин, приведших к несчастным случаям, к возможности избежать допуска людей, не приспособленных к опасным видам работ, к снижению утомляемости и другим психическим состояниям.

Необходимо учитывать особенности функционирования бинарной системы «человек - машина», возникающие противоречия между ними, профилактику мер по избежанию психологических причин создания опасных ситуаций и травматизма, формирование на производстве линии поведения работника с учетом индивидуальных качеств, организацию обучения, инструктажа и стимулирования мер безопасности и др.

 

Вопросы для самопроверки

1. Когда возникают и чем характеризуются производственные психические состояния?

2. В чем заключаются особенности групповой психологии?

3. Каковы особенности поведения человека в аварийных ситуациях?

4. Что представляет собой взаимодействие человека и машины?

5. С какой целью проводится медицинское освидетельствование операторов сложных технических систем?

6. Как осуществляется организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих?

7. Какую ответственность несет работодатель за нанесение ущерба здоровью работника?

 

Лекция 6

УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.

Основными функциями системы обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации;

• управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

• осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями.

Выделяют несколько уровней системы государственных органов и ведомств, обеспечивающих безопасность человека, общества, государства.

Первый уровень - органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления.

Второй уровень - органы исполнительной власти, определяющие стратегию национальной безопасности и ее реализацию.

Третий уровень - судебные органы, обеспечивающие неукоснительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности.

Четвертый уровень - государственные институты, обеспечивающие безопасность на уровне системы мер (охрана границ государства, таможенный контроль, налоговые органы и др.).

Пятый уровень - система органов внутренних дел и спецслужб, осуществляющих непосредственную борьбу с внутренними угрозами.

Шестой уровень - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1.

 

ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовой основой обеспечения государственной безопасности являются целый ряд законов. Основные из них: Федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ).

На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития.

Важное значение придается национальным интересам России, представляющим совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопасности России. Среди внутренних угроз выделяются угрозы экономики, которые имеют комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалан-сированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др.

Обращается внимание на то, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу страны.

Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности.

Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить: стремление отдельных государств и международных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз; притязания на территорию нашей страны.

В Концепции намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности: реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, законодательства Российской Федерации; обеспечение неуклонного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми субъектами; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране. Указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне- и внутриэкономической деятельности государства.

В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Правовой основой охраны окружающей среды в России является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. Данный Закон определил следующие пути разрешения противоречий, возникающих между экологией и экономикой.

Закон об охране окружающей природной среды устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экономические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы).

В реализации основ природоохранного законодательства важную роль играют органы управления, контроля и надзора в области окружающей природной среды. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и органы специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относится Министерство природных ресурсов (Минприроды).

Экологическая политика данного ведомства осуществляется по следующим направлениям:

• решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

• достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам, а также системе оценок, которая

учитывала бы генетическое здоровье населения;

• восстановление и сохранение биосферного равновесия генетического фонда животного и растительного мира;

• рациональное использование всего природоресурсного потенциала страны.

Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях. Органы государственного экологического контроля включают: органы исполнительной власти, Минприроды РФ, Госатомнадзор России, Госкомсанэпиднадзор, Рослесхоз и некоторые другие ведомства, осуществляющие госконтроль в достаточно узком направлении.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств.

Общественный экологический контроль проводится профсоюзными организациями, общественными организациями и объединениями.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:

1 ) глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;

2 ) национальный, проводимый на территории одного государства;

3 ) региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или на сопредельных участках нескольких государств;

4 ) локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.).

Наблюдение, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды в нашей стране возложены на Федеральную службу России по гидрометеоролоши и мониторингу окружающей среды.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве включает законодательство о труде и охране труда. Основными законами, на основе которых осуществляется управление охраной труда, являются: Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ; Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г.; Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

В данном Законе рассматриваются вопросы, связанные с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Нормы Закона распространяются как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику.

В Трудовом кодексе РФ достаточно широко представлены вопросы охраны труда - в частности, в таких разделах, как «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».

В разделе I «Общие положения» констатируется, что каждый работник имеет право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и ряд других.

В ст. 41 Трудового кодекса (далее - ТК РФ) установлено, что в коллективный договор включаются вопросы по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; по экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.

В ст. 92 и 94 ТК РФ зафиксированы требования сокращения продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Для работников, занятых на работах с вредными (или) опасными условиями труда, ст. 116-119 ТК РФ установлены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

• государственное управление охраной труда;

• государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;

• содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

• координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

• распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, международное сотрудничество в этой области;

• установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателя.

В частности, ст. 212 и 214 ТК установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда; ст. 215 ГК определяет требования соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда; ст. 219 ГК устанавливает право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; ст. 221 ГК устанавливает порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы: гигиенические нормативы ( ГН); санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздрава России; правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России; правила Госэнергонадзора России; система строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России; межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда РФ.

Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта России. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).

ССБТ включает следующие подсистемы.

Стандарты подсистемы «О» устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.

Стандарты подсистемы «1» устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты подсистемы «2» устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы «3» устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы «4» устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним.

Стандарты подсистемы «5» устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Правовую основу защиты населения в ЧС составляют отдельные разделы законов «Об Охране окружающей природной среды», «О безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике, порядку действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Государственное управление в чрезвычайных ситуациях определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Данная система объединяет органы управления субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Система включает соответствующие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

 

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ, УЧЕТА И АНАЛИЗА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, АВАРИЙ, ПОЖАРОВ, КАТАСТРОФ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

С введением Трудового кодекса РФ, являющегося основным законодательным документом, регулирующим взаимоотношения между работодателем и работниками в области охраны труда, защиты трудовых прав, разрешения трудовых споров, определена правовая база защиты пострадавших на производстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.