Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 36




Вопрос № 35

(понятие государственной гражданской службы и ее виды)

Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государствен­ных органов в целях выполнения задач и функций государства. Государственная служба опосредствуется правом. Как правовым институтом под государственной службой следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, кото­рые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач. Общественные отношения, регулируемые данным правовым институтом, ис­ключительно велики по своему объему и разнообразны по содержанию, что обусловлено ролью государства, широтой его функций.

Государственная служба делится на виды. Это деление обусловлено принципом разделения властей, особенностями сфер и областей - государствен­ной деятельности. В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба ворганах представительной, исполнительной и судебной властей. Согласно Конституции Республики Беларусь следует выделить государственную службу в контрольно-надзорных органах -- в Конституционном суде Республики Беларусь, Прокуратуре, Комитете государственного контроля Республики Беларусь.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(понятие государственного гражданского служащего и их виды)

К государственным служащим относятся граждане, работающие в го­сударственных организациях, занимающие в них должность в уста­новленном законодательством порядке, наделенные соответствующи­ми должностными полномочиями, действующие от имени и по поруче­нию государства в целях практического осуществления его задач и фун­кций, с определенной оплатой труда.

Комплекс обязанностей, соответствующих им прав и пределы личной от­ветственности государственного служащего, которые устанавливаются по за­нимаемой должности, определяет содержание государственно-служебных от­ношений, складывающихся, во-первых, между ним и государством (в лице со­ответствующего органа) в связи с замещением должности и, во-вторых, между ним и другими субъектами государственно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности.

В основе отграничения государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих, колхозников) лежат два критерия: а) отношение к созданию материальных ценностей; б) правовые последствия трудовой деятельности людей.

Рабочие и колхозники заняты в сфере материального производства. Труд их создает материальные блага. Государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т. д. Они либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.

Государственный служащий осуществляет предоставленные ему права и возложенные на него обязанности в определенных пределах, установленных но должности. Действия государственных служащих могут порождать и порождают юри­дические последствия либо создают условия, необходимые для возникновения этих последствий. Правовое положение государственного служащего всецело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Потому сле­дует различать понятия: государственный служащий в широком смысле; го­сударственный служащий в узком смысле.

В широком смысле государственным служащим является лицо, занимаю­щее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государствен­ной организации: органе государственной власти, на предприятии, в учрежде­нии, иной организации.

В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в порядке, установленном правовыми ак­тами, должность в государственном аппарате.

В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на различные виды.

Прежде всего, выделяются служащие:

1. государственных органов;

2. государственных предприятий, учреждений и организаций. Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Учас­тие различных категорий служащих в этом процессе различно, но, в общем, слу­жба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных предприятий, уч­реждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процес­сов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть с выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль госу­дарственных служащих в осуществлении государственно-властных функций.

Они делятся на:

1. должностных лиц;

2. оперативный состав (еще его называют функциональный состав);

3. вспомогательный персонал.

Должностными лицами (руководителями) называются государст-венные служащие, име­ющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрацион­ные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (напри­мер, руководители многих структурных подразделений органов - начальники уп­равлений, отделов в системе органов управления МВД Республики Беларусь).

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций Руководители принимают решения по различным вопросам; явля­ются распорядителями кредитов, принимают на работу, применяют к подчинен­ным меры поощрения и дисциплинарной ответственности.

Среди должностных лиц особый статус занимают представители админи­стративной власти - это должностные лица, имеющие право предъяв­лять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находя­щимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работ­ники налоговой инспекции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) - это государст-вен­ные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта.

Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специи-альных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных законодательством случаях рецепты на бесплатное получение лекарств).

Вспомогательный(технический) состав - государственные служащие, служебная дея­тельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юри­дические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Своей деятельностью эта категория служащих совершает материально-тех­нические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, орга-низации. Это, например, дело­производители, библиотекари, секретари—машинистки, лаборанты и др.

Рассматриваемая классификация не является единственной. В юридической литературе государственные служащие, например, подраз-деляются на граж­данских и милитаризованных. Последние служащие в основном осуществляют действия, направленные на защиту жизни и здоровья людей, охрану ценностей нашего общества даже при условии риска для жизни и здоровья, причем во мно­гих случаях с оружием в руках (работники милиции, военнослужащие Мини­стерства обороны, пограничных войск, военизированная охрана - Министерства связи и др.).

Правовой статус милитаризованных служащих существенно отличается от гражданских служащих - особый порядок поступления на службу и ее прохо­ждение, возраст - с 18 лет, состояние здоровья, моральные качества, особая военная дисциплина и др. Иногда служащих делят по областям управленческой деятельности (на­пример, служащие народного хозяйства, государственные служащие социаль­но-культурной сферы, в адми-нистративно-политической деятельности и др.).

4. Основы правового положения государственного служащего

Государственный служащий обладает полным объемом консти-туционных прав личности и гражданина. Ограничения служащего в правах могут устанавливаться только Законом Республики Беларусь в связи с обеспечением надлежащего выполнения им своих служебных полномочий.

Правовое положение государственного служащего характеризуется наличием прав, обязанностей, поощрений, гарантий и ответственности. Разумеется, речь идет об общих основах правового положения госу­дарственных служащих. Должностные (служебные) права и обязанности разно­образны. Они определяются конкретной должностью, которую занимает госу­дарственный служащий. Права и обязанности государственного служащего определяются в пределах компетенции органов, в которых они состоят на службе; осуществление прав и обязанностей гарантируется зако-нодательством; законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.