Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественно-правовые доктрины




Зачатки идей естественного права зародились еще в античности. Так, софисты различали природный закон (фюсис) и полисные законы (номос), считая последние несовершенным, искусственным образованием. Римские юристы наряду с «цивильным правом» и «правом народов» выделяли «естественное право». Цицерон считал государство и законодательство формами выражения высшего начала — естественного права.

В средние века естественное право выводилось из божественной воли, считалось вписанным Богом в сердца людей.

В новое время модификацией естественно-правовых концепций стала доктрина «возрожденного естественного права», согласно которой основные права человека естественны, принадлежат ему от рождения и неотчуждаемы.

Логически завершенную форму естественно-правовая теория получила в XVII—XVIII вв. в трудах Гоббса, Локка, Гроция, Радищева и др.

В качестве основных положений естественно-правовых доктрин можно отметить следующие:

1. Разделение права и закона, естественного и позитивного права. По своему содержанию позитивное право должно в максимальной степени соответствовать естественному праву как идеалу, образцу.

2. Источник прав человека усматривался не в государстве и не в законе, а в самой человеческой природе.

Различные представители естественно-правовых доктрин видят источник естественного права в общественной воле, разуме человека, морали, мировых ценностях, природных условиях, началах человеческой психики и т.д. Наиболее известными сторонниками естественно-правовых доктрин XIX—XX вв. являются Рудольф Штаммлер (доктрина естественного права с изменяющимся содержанием), Джон Роулз (естественное право как справедливость Франсуа Жени (естественное право как объективно данная ценность), Лон Фуллер (естественное право как разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях, как внутреннее моральное ядро закона).

Достоинствами естественно-правовых доктрин являются следующие:

1) В них верно указывается, что законы могут быть неправовыми, поэтому их нужно приводить в соответствие с правом как выражением справедливости, свободы, равенства, разума.

2) Провозглашение прав человека естественными является препятствием для административного произвола. В современном мире естественный характер прав человека закреплен в конституциях многих государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.

В то же время концепции естественного права подвергаются критике по следующим позициям:

1. Провозглашая дуализм права, доктрины естественного права вводят путаницу между ценностью и реальностью, идеальными фактическим. Объекту познания — праву — навязывается искусственная двойственность.

2. Ссылки на естественный закон освобождают человека от ответственности от принятия этических решений.

3. Естественно-правовые доктрины ведут к историческому детерминизму. Усилия человека оказываются напрасными перед действием естественного права.

4. Недостатком ранних естественно-правовых доктрин считается провозглашение ценностей естественного права абсолютными, универсальными. Это ведет к игнорированию культурного плюрализма человечества. (Более подробно с критикой естественно-правовых доктрин можно ознакомиться в работе: Сурия Пракаш Синхи. Юриспруденция: философия права. Будапешт, 1996).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.