Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура закона




Любой закон государства имеет установленную структуру, реквизиты. Соблюдение надлежащей структуры нормативного акта, прежде всего закона, является одним из важных требований законодательной техники. Закон включает следующие структурные части:

1. Наименование. Наименование закона позволяет определить предмет его регулирования, сферу регламентируемых общественных отношений. Название должно быть по возможности кратким и соответствовать содержанию излагаемых предписаний.

2. Наименование органа, принявшего закон, а также дата его принятия.

3. Преамбула. Обычно в преамбуле излагаются причины, мотивы и цели принятия данного закона. Преамбула может также содержать так называемую констатирующую часть, в которой содержится критический анализ состояния определенной сферы общественных отношений или нормативного регулирования данной сферы. Данная структурная часть закона является факультативной. Обычно преамбула как часть, пропагандирующая закон, встречается лишь в законах, имеющих большое социально-политическое значение.

4. Нормативное содержание. Иногда данную часть называют постановляющей. Она подразделяется на статьи, части и пункты. Крупные по объему законы также делятся на разделы, главы и параграфы. При этом разделы, главы, параграфы и статьи обычно снабжаются специальными заголовками, лаконично выражающими их суть.

5. Указания на последствия нарушения данного закона. В данном случае законодатель либо называет конкретную санкцию, либо ограничивается общим указанием на наказуемость нарушения данного закона.

6. Указание на нормативные акты, которые подлежат отмене в связи с принятием данного закона. При этом законодатель должен либо полностью перечислить эти акты, либо ограничивается общей формулой: «Все акты, ранее принятые по данному вопросу, считать утратившими силу».

7. Указание на порядок вступления данного закона в силу.

8. Подпись соответствующего должностного лица. В Российской Федерации федеральные конституционные законы и федеральные законы подписывает Президент РФ, законы субъектов Федерации — главы соответствующих субъектов.

В литературе обсуждается проблема выделения и других структурных частей закона. Так, в ряде законов выделяются части, указывающие на порядок разрешения споров в соответствующей сфере отношений, а также приложения. В зарубежной юридической практике используются такие структурные элементы, как оговорки, условия, чрезвычайные обстоятельства и т.д.

 

Подзаконные нормативные акты в Российской Федерации

Подзаконный акт обычно определяется как акт, принятый в соответствии с законом для конкретизации и дополнения его положений. Иногда говорят, что подзаконные акты принимаются «во исполнение закона». Подзаконные акты в Российской Федерации, кроме Президента, издают органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также органы местного самоуправления.

В литературе подзаконные акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяют на три группы: федеральные акты, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления.

Среди подзаконных нормативных актов федерального уровня наивысшей юридической силой обладают указы Президента РФ. Это вытекает из его конституционного статуса главы государства. Статья 90 Конституции РФ закрепляет правило об обязательности указов Президента РФ на всей территории России. В то же время наличие указа Президента по конкретному вопросу не ограничивает право Государственной Думы на принятие федерального закона, по-иному регулирующего этот вопрос.

Указы Президента отечественные авторы подразделяют на изданные в рамках собственных полномочий, изданные на основе делегированных полномочий, указы, требующие обязательного одобрения Совета Федерации. Указы Президента следует отличать от его распоряжений, которые не носят нормативного характера. Да и не все указы являются нормативными, например, ненормативны указы о назначении на должность, о создании какой-либо комиссии и т.д. Представляется справедливым предложение ряда авторов о том, чтобы указами называть лишь нормативные акты Президента РФ.

Следующим по юридической силе видом подзаконных нормативных актов являются постановления Правительства РФ. По данным В.М. Сырых, ежегодно Правительство принимает более 1000 нормативных актов по различным вопросам. Примерно каждый третий федеральный закон содержит поручение Правительству разработать «в свое исполнение» те или иные нормативные акты.

Согласно статье 115 Конституции РФ Правительство РФ издает также распоряжения. Акты Правительства РФ не могут противоречить федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств уступают указам Президента и постановлениям Правительства по юридической силе. Такие акты могут носить различные наименования — инструкции, положения, методические указания, директивные письма и т.д. Большинство актов министерств и ведомств являются актами внутреннего действия, т. е. регламентируют лишь структуру и порядок функционирования соответствующего ведомства и обязательны лишь для работников этого ведомства. Некоторые министерства и ведомства могут издавать акты внешнего действия, обязательные и для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству (например, Министерство внутренних дел, Центральный Банк РФ).

Нормативные акты министерств и ведомств, регулирующие права и свободы граждан, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Акты, не прошедшие такую регистрацию, в силу не вступают и правовых последствий не влекут.

В Российской Федерации правом издания подзаконных нормативных актов также наделены исполнительные органы субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 18965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.