Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торговля и таможенное дело на Великом торговом пути.




История появления пошлин.

Торговля и таможенное дело на Великом торговом пути.

История появления пошлин.

План

Евразийском пространстве

Тема 2. История зарождения торговли и пошлин на

3.Пошлины на территории древнерусских земель в VI –VII в.в.

История появления пошлин неразрывно связана с возникновением торговых отношений в древних цивилизациях. Правила сбора пошлин нашли освещение в письменных документах шумерской цивилизации, в законах Хаммурапи, в Священном Писании и других древних источниках.

Пошлинные сборы осуществлялись в торговых центрах во время перемещения товаров. Среди древнейших памятников, сохранившихся до наших дней, найден Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н. э., учрежденный сенатом г. Пальмира (Сирия). Тариф высечен на камне на двух языках: греческом и шумерском. Он является одним из ранних сводов пошлин. Цель документа состояла в том, чтобы предупредить возникающие споры о правомочности сбора пошлин между жрецами и властями города. Подробно об этом писал С. В. Циммерман. Он исследовал развитие тарифа за несколько столетий до нашей эры на берегах Средиземного и Черного морей, в Бактрии и Самарканде, в Греции и на севере Африки, в Персии, Ассирии и Вавилоне. Значительное место ученый уделил Карфагену и Риму. Рассматривая пошлинные отношения между этими странами, автор включил в свою работу два трактата о торговле и правилах сбора пошлин.

Основной интерес представляли правила сбора пошлин, введение откупа, порядок освобождения от оплаты пошлин и всех налогов простого народа взамен направления детей на военную службу. Бремя налогов возлагалось на богатых. У римлян главным источником государственного налога был грабеж.

До наших дней дошли сведения о сборе пошлин в городах Центральной Азии, основанных Александром Македонским.

 

Быстрыми темпами развивались торговля и таможенное дело на Великом шелковом пути, который проложили за III—I тысячелетие до н. э. Основным товаром тюрков был шелк. Это следует из греко-тюркского дипломатического и таможенного договора 568 г. Главные торговые пути пролегали из Китая в Византию через центральноазиатские государства. Это подтверждают археологические находки на всем протяжении Великого шелкового пути от Великой Китайской стены до Нила. Караваны, численностью до десяти тысяч верблюдов, преодолевали тысячекилометровые расстояния, чтобы удовлетворить запросы граждан Рима, Византии, Персии и других государств. Но не только шелком торговали тюрки. Предметами торговли были лошади, верблюды, слоны, попугаи, виноград, персики, дыни, пряности и сахар.

На торговом пути строились буддийские, христианские и мусульманские храмы, создавались новые города. Торговые караваны и религиозные миссии пользовались льготами. Им выдавали тарханные грамоты, обеспечивающие быстрое продвижение по всей территории империи тюрко-монголов.

На Великом шелковом пути была создана система таможен — кеден (пограничная таможня) и бажыхана (внутренняя таможня), бекеты и ка­раван-сараи (транзитные пункты). Таможенные пошлины назывались бажы, а налоги с продаваемого товара — салык. В караван-сараях помимо базара (рынка) и конакхана (пункта отдыха) находились склады временного хранения товаров — жукханы. Сопровождением и доставкой грузов занимался караван-баши. Связующую роль между Востоком и Западом выполняла Центральная Азия, по которой пролегал Великий шелковый путь.

Международная торговля строилась по мусульманскому праву. Пошлины не превышали 10 % стоимости товара. На шелковом пути перемещаемые товары подвергались обязательному таможенному досмотру с целью пресечения контрабанды. По правилам Великого шелкового пути, в случае войны торговля не прекращалась, и никто не был вправе остановить ее. По сути дела, торговый путь служил своеобразной экономической зоной, где правила международной транзитной торговли регулировались нормами международных обычаев и соглашений.

Отлаженная система таможенных сборов и пошлин была в государстве Саманидов, находившемся на Большом шелковом пути. Источники подтверждают, что в IX —X вв. существовали таможенные границы, таможенные посты, вводились единые таможенные процедуры, функционировали таможенные конторы, которые занимались взиманием налогов и таможенных платежей. Кроме этого вводились преференции, был разработан механизм применения тарифных санкций и другие правила.

3.Пошлины на территории древнерусских земель в VI –VII в.в.

 

Появление пошлин на территории Руси относится к VI—VII вв. - период торговли Древней Греции с городами Северного Причерноморья: Херсонесом, Пантикапеем, Феодосией. Товары вывозились из этих городов после уплаты соответствующей пошлины. В то время существовали пошлины и на вывоз рабов.

В развитии торговли восточных славян на пути «из варяг в греки» использовался опыт сбора пошлин на товары. Это описано в сохранившихся письменных источниках, раскрывающих организацию пошлинных отношений во второй половине I тысячелетия.

Торговые связи со многими государствами, и в первую очередь с Византией, консолидация славянских народов, способствовали развитию торгово-пошлинных обрядностей.

Этому предшествовало, как отмечалось ранее, экономическое развитие народов, населявших земли, прилегающие к Днепру, в основе которого лежала внутренняя и внешняя торговля и образование на путях перемещения товаров мелких и крупных рынков, на которых посредниками и сборщиками налогов за продажу и соблюдение установленного порядка были «мытники».

По мнению В. О. Ключевского, экономическими последствиями расселения славян по Днепру и его притокам были:

1) развитие внешней южной и восточной, черноморско-каспийской торговли славян и вызванных ею лесных промыслов,

2) возникновение древнейших городов на Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами. Оба эти факта можно отнести к VIII в.

Установлению торговых отношений Византии с Русью способствовали благоприятные географические условия — Днепр, который превратился в большой торговый путь, получивший название «из варяг в греки».

По мере увеличения территории Киевской Руси, расширялись торговые связи на Восток и Юго-Восток. С VIII в. завязались энергичные отношения с арабами, которые вошли в состав Арабского халифата.

Посредниками в торговле днепровских славян с арабским Востоком в VIII в. были хазары. Восточная торговля славян способствовала созданию древнейших торговых городов на Руси.

Следует отметить многосторонний характер торговли Руси в северном направлении со скандинавами. В Скандинавию шли изделия ремесленников, а на Русь — холодное оружие.

Торговые отношения славян с западными народами сложились еще до образования Киевской Руси. Два торговых пути были проложены в западном направлении: из Киева в Центральную Европу — Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и другие европейские государства.

Анализ литературных источников показывает, что решающую роль в создании Киевской Руси сыграли экономические факторы. Одним из основных занятий населения Киевской Руси была торговля.

Расцвет Киевской Руси был тесно связан с большим экономическим подъемом, в результате чего Киев превратился в крупный торговый центр, поддерживающий торговые связи с западными и восточными странами, с активной торговлей по днепровскому пути «из варяг в греки», в Византию и Скандинавию. Период формирования Киевской Руси проходил в условиях развития ремесел, скотоводства и земледелия. Жители занимались звероловством, бортничеством. С принятием христианства распространялась грамотность, росла культура.

Государство приобрело огромный международный авторитет, становясь крупнейшим государством в Европе. В первой половине XI в. оно насчитывало 180 городов, а в самом Киеве было 40 церквей и 8 торжищ.

В рассматриваемый период экономика Киевской Руси базировалась в основном на торговле, и. прежде всего внешней. В ходе развития торговли формировался институт налогов и пошлин. Торговля имела определяющее значение прежде всего для господствующего класса,

Оживленную торговлю в Киевской Руси вели иностранные купцы. Однако с середины XI в. в связи с опустошением крестоносцами Византии Киевская Русь лишилась главного торгового партнера. В это время участились набеги половцев, а затем турок-сельджуков, которые перекрыли южные торговые пути для русских купцов.

В начале XII в., когда усилилась внутриполитическая напряженность в Киеве, активизировалась борьба за власть и участились выделения удельных княжеств, торговля почти замерла. Нашествие монголо-татар в 1237 —1240 гг. завершило начавшийся распад ранее сильного государства.

Еще раньше, словно предвидя приближение распада государства, многие представители восточных славян устремились на северо-восток, в верховье Волги, где и начал складываться новый центр Русского государства. Торговые связи переместились к северу варяжского пути — древнему Новгороду.

Вплоть до XIII в. новгородцы играли роль посредников в торговле, что приносило им огромную прибыль. Это продолжалось до тех пор, пока Ганзейский союз не монополизировал посредническую торговлю.

Следовательно, изучение истории зарождения торговли и пошлинных обрядностей во второй половине I тысячелетия и период Киевской Руси свидетельствует, что Древнерусское государство шло по цивилизованному пути и внесло свой вклад в мировую торговлю и в развитие системы торгово-пошлинных отношений.

На основе изложенного можно предположить, что истоки таможенного дела на Руси зародились не менее полутора тысяч лет назад.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.