Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема определения интеллекта




“Всякий умный человек знает, что такое интеллект - это то, чего нет у других”.

“Интеллект - это то, что измеряют интеллектуальные тесты” (Э.Боринг, 1923).

Интеллект (от лат. Intellectus - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и т.п.

 

Более двух тысячелетий интеллект является объектом исследования философов, более ста лет им занимается экспериментальная психология. Как эволюционировали представления об интеллекте за времена, соизмеримые со всей историей научного знания человечества? Какое место занимает интеллект в современном научном знании? Можно сказать, что сложилась парадоксальная ситуация. Парадоксальность заключается, во-первых, в том, что, с одной стороны, интеллект был и остается загадкой для человеческого ума, а с другой - он не составляет приоритетного направления исследований ни в философии, ни в психологии. Во-вторых, ученые тестологического направления, рассматривающие интеллект в качестве специального объекта своих исследований, сомневаются в том, что интеллект существует как психическая реальность. А ведь речь идет о качестве, которое более всего характеризует человека как высшую ступень в развитии природы и которое лежит в основе прогресса современной цивилизации. “Сон разума рождает чудовищ”.

По своему психологическому содержанию интеллект относится к нечетко определяемым понятиям. Понятие “интеллект” в психологической литературе имеет по меньшей мере 3 значения:

1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

2. Система всех познавательных способностей человека (от ощущения до мышления).

3. Способность к решению проблем без внешних проб и ошибок (в уме), противоположная способности к интуитивному познанию.

 

“Интеллект представляет собой комплекс многих функций;... не существует одного интеллекта. Стоило бы кому-нибудь заняться определенным выяснением и определением всего понятия “интеллект” (Э.Блейлер).

 

Интеллект - “совокупный умственный потенциал данного человека, те инструменты реализации способностей, которые он целесообразно использует для адаптации к жизни” (К.Ясперс).

 

В настоящее время интеллект рассматривается как общая умственная способность обобщения поведенческих характеристик, связанная с успешной адаптацией к новым жизненным условиям.

Часто интеллект отождествляют с мышлением, при этом подчеркивая, что мышление - это процесс, а интеллект - качество этого процесса. Критериями качества выступают: эффективность, простота в отношении когнитивной нагрузки, способность к нахождению нестандартных решений (Кликс, 1983).

Описывая интеллект как некоторую реальность, создавая модели интеллекта, ученые часто заимствуют метафоры из других отраслей науки или общенаучного арсенала по ассоциации. Можно выделить следующие метафорические модели интеллекта (Дружинин, 1999):

1. “Энергетическая метафора”.

Ч.Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: а) некий общий фактор, общая способность; 2) фактор, специфический для данной деятельности. Соответственно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемых общей способности (генерального G-фактора) и соответствующей специальной способности (S-фактора). “G-фактор” определяется как “общая умственная энергия”, которой наделены люди и которая влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности.

2. “Скоростная метафора”.

Г.Айзенк считает, что существует 3 основных параметра, характеризующих IQ: скорость, настойчивость (число попыток решить трудную задачу) и число ошибок.

В качестве меры интеллекта предлагается использовать логарифм от времени, которое затрачивает испытуемый на выполнение заданий такого уровня трудности, при котором решаются все задачи теста.

Основным параметром, который Айзенк предлагает рассматривать как индикатор уровня интеллекта, становится индивидуальная скорость переработки информации.

3. Метафора “когнитивного ресурса ”.

Понятие “когнитивный ресурс” - информационная метафора, это возможности индивида относительно сложности задачи.

Превышение сложности задачи относительно возможностей индивида предопределяет выбор двух стратегий решения: 1) упрощение задачи: при этом решается не основная, а более простая задача (возмонжно, с этим связан феномен влияния подсказки); 2) разбиение основной задачи на ряд подзадач, которые решаются последовательно.

В том случае, когда эти стратегии не используются, возникает феномен “сужение зоны поиска”. Причиной его является недостаток индивидуального когнитивного ресурса по отношению к ресурсу, требуемому задачей.

Индивидуальный когнитивный ресурс может соответствовать задаче. В этом случае задача решается как частная, без попыток обобщения способов решения и переноса его на другие задачи.

Наконец, индивидуальный когнитивный ресурс может превосходить ресурс, требуемый задачей. У индивида остается свободный ресурс когнитивных элементов, который может быть использован для: 1) решения другой параллельной задачи (“феномен Юлия Цезаря”); 2) привлечения дополнительной информации (включение задачи в новый контекст); 3) варьирования условий задачи (переход от одной задачи к множеству задач); 4) расширение зоны поиска (“горизонтальное мышление” по Э. де Боно).

4. Динамическая метафора или поиск “вечного двигателя ”,

Наиболее явным проявлением творческих способностей человека является порождение оригинальных, продуктивных идей. Понятие “оригинальность” предполагает два признака: 1) идею породил именно этот автор и никто, кроме него; 2) идея отличается от идей всех прочих авторов прошлого и настоящего времени.

Продуктивность определяется тем, в какой мере другие люди или сам автор могут использовать идею для решения своих или чужих проблем. “Продукт” - это предмет, который может быть потреблен для удовлетворения той или иной потребности. Но оригинальный продукт решает еще не решенные проблемы или удовлетворяет те потребности, которые до сей поры не были удовлетворены.

Какова же природа способности человека к созданию вещей, никогда не существовавших, и к порождению идей, не связанных с актуальной адаптацией?

Человек - животное, которое тревожится о своем и чужом будущем. Он строит прогнозы на завтрашний день, неделю, год, анализируя события предыдущей жизни. В своих прогнозах он выходит за рамки собственного временного существования, думает о грядущих веках, судьбах народа, страны, человечества, мироздания, опираясь на знания человеческой истории и развития Вселенной. Животные живут в страхе - они боятся определенных предметов и явлений, других животных и человека. Человек живет тревогой - он не знает, чего опасаться: тревога является неопределенным страхом, человек опасается всего и ничего, а больше всего - будущего, потому что способен строить прогнозы. Но человек не знает, сбудутся они, или нет.

Отсюда стремление опредметить свою тревогу или избавиться от нее, прибегая к гаданиям и астрологическим прогнозам, пророчествам и т.п.

Тревожный человек склонен к повышенной поисквой активности: ему нужно обозначить зоны и периоды опасности, упорядочить пространство и время. Но если в пространстве он может поставить заборы и соорудить пограничные укрепления, то перед временем человек бессилен. И ему остается выдвигать гипотезы о своем будущем и проверять их. Жизнь и время - линейны; проверяя жизненный сценарий, человек творит саму жизнь. Жизнь - не видеокассета, ее, как пленку, не отмотаешь назад и не переживешь сцену заново. Поэтому возникает потребность нереализуемые гипотезы (модели мира, сценарии жизни, варианты развития) реализовать в какой-либо форме.

Тревожность коррелирует с креативностью, со способностью порождать множество гипотез.

Согласно Г.Айзенку и Дж.Грею тревожность является одним из проявлений нейротизма. Обобщенная модель связи между эмоциональностью (нейротизмом), личностными чертами и интеллектом предложена К.Брандом и В.Иганом.

Они выделили 6 основных измерений личности: воля, аффективность, энергия, рефлексивность, нейротизм, интеллект.

Модель Бранда и Игана напоминает воронку с расширяющимися стенками. С возрастанием уровня интеллекта растет уровень нейротизма, а также энергичность, рефлексивность, воля и аффективность. Очевидно, общий интеллект (g) входит в единую систему психических свойств наряду с нейротизмом (n).

Казалось бы, интеллект обеспечивает адаптацию личности к окружающему миру, а высокий уровень нейротизма - явное проявление дезадаптации. Больше того, многие исследования говорят о том, что при высоком и сверхвысоком интеллекте возрастает уровень неудовлетворенности жизнью и ощущение социальной неприспособленности. Может быть, это проявление “горя от ума”?

Но если вспомнить о значении личностной тревожности в когнитивной активности, то много становится понятным. Причинная связь переменных не очевидна: не “горе от ума”, а “ум от тревоги”. Тревожность как следствие повышенной чувстввительности индивида к внутреннему дискомфорту порождает умственную активность по поиску путей избавления от тревоги, заставляет человека порождать варианты картины мира (настоящего и будущего), а также искать пути их реализации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 2189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.