КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право средневекового Китая
Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям) (сх. 14).
Схема 14.
В китайском обязательственном праве Договор купли-продажи занимал особое место. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления письменной купчей. Отсутствие купчей наказывалось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продаваемый человек с рождения был лично свободен. Гражданское и семейное право в Китае (а также другие отрасли частного права) базировались главным образом на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианство привело к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде (сх. 15). Схема 15.
Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предусматривавшее согласие отца. Характерно, что развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - - китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях: 1) бесплодие жены, 2) распутство, 3) проявление непочтения к мужу и его родителям, 4) болтливость, 5) склонность к воровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого. В уголовном праве средневекового Китая идеология конфуцианства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом. Конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять выше закона. Конфуцианство проявилось также и в вере в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм. Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформулированного в законе этого понятия препятствовали разграничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Законодательство не знало института необходимой обороны, но оно освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения своих отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей. Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции так называемых "10-ти зол": § первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства на императора, а также заговор о мятеже против государя, непокорство и измена; § четвертой - - преступления против близких родственников: убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа; § пятой - - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью; сюда были отнесены убийства в одной семье трех и более человек, совершение преступления с особой жестокостью, колдовские магические действия, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.; § шестой - - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора; § седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка. Средневековый Китайский судебный процесс откровенно носил инквизиционный характер. Обычно дело начиналось с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, то чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных. До суда преступника держали в тюрьме (женщин отдавали на поруки в дом мужа). Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным. Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах также были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.
Контрольные вопросы · Кто такие «благородные», «добрые» и «подлые» люди в средневековом Китае? · Какой тип управления страной сохранялся в Китае в период средних веков? · Каковы основные характеристики китайского средневекового права? · Что такое "Десять зол"?
Глава 14. Государство и право в средневековой Японии
В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, затем в течение нескольких веков туда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока Китая, а также племена из Индонезии, Кореи и Индокитая (рис. 7).
В III- -VII веках на японских островах шел активный процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирование раннеклассового общества. Появление первых племенных союзов на территории Японии относят к IV в., а их объединение произошло в V в. Родовая община, развиваясь, постепенно уступала место общине соседской. Наряду со свободными крестьянами-общинниками появились полусвободные члены общины (бэ, или бэмин) и рабы, но последних было незначительное количество. В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три стадии: 1. раннее средневековье (VII- -XII вв.), когда феодальные отношения лишь начинали складываться; 2. развитое средневековье (XIII- -XVII вв.), когда в Японии сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура, со специфической военно-самурайской окраской и со всевластием сёгуна - - «великого воеводы. покорявшего варваров»; 3. позднее средневековье (XVIII-XIX вв.), когда феодальные отношения сёгуната переживали кризис и распад. Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда в результате освоения пустошей и захвата общинных земель феодалами, а также получения ими императорских земельных пожалований за службу образуется сёэн - - частновладельческое поместье японского феодала. С XII в. феодалы условно подразделяются на две основные группы: · гокенин - - непосредственные вассалы правителя-сёгуна; · хигокенин - - иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным. Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на две категории: · непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве; · «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.
Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сёгуна Иэясу Токугава и в 1615 г. издаётся книга «18-ти законов», то там регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества: · самураи - - си; · крестьяне - - но; · ремесленники - - ко; · торговцы - - сё Особняком стояла японская аристократия - - кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сёгуна. Вне общества стояли социальные изгои, именовавшиеся париями - - эта (рис. 8). Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать - - рисовая рента зависимых крестьян доходила порой до ½ собранного урожая. Но в наиболее тяжёлом положении находились японские холопы - - они фактически были рабами. Реформы Тайка 645 г. имели для Японии значение политической революции. Они знаменовали собой утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом - - императором, сыном богини Солнца - - согласно древней японской религии синто («путь духов»). В эру Тайка появилось Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца второй мировой войны XX в. Министерство состояло из одного особого управления, четырех главных и тринадцати простых управлений и являло собой сложнейшую структуру, целиком направленную на обслуживание потребностей императорского дома. Впоследствии с ростом благосостояния и одновременно клановых распрей в Японии возрастает политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI в. в стране фактически возникают три центра политического притяжения: Императорский двор; домоуправление правящего клана и буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник - - послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так постепенно складывалась традиция двоевластия. Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Возглавлял Государственный совет канцлер или «старший министр», а непосредственные функции управления там осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), которые, в свою очередь, опирались на «старших» и «младших» советников. Под началом Государственного совета было восемь министерств (Министерство императорского двора, «общих дел», финансов, юстиции и др.)которые, в отличие от Китая, были тесно связаны с императорским домом. Палата цензоров, с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров, следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования по моральным нарушениям в государстве. С устновлением первого сёгуната Минамото (1192-1333) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился преодолеть раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство в целом и свою власть, в частности. Характерной чертой первого сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, который обладал некоторыми представительскими функциями. Император пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор уже не играли при сёгунате сколь-нибудь заметной роли. С начала XIII в. императорский двор становится центром феодальной оппозиции. Сёгунату не сразу удалось создать постоянную политико-административную систему своего режима, однако сразу же возникает правительство сёгуна - - бакуфу, которое символизировало самостоятельность политики «верховного воеводы, покорявшего варваров» - - сёгуна. Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно - - к XVII в. (третий сёгунат Токугава, с 1603 г.), когда происходит ужесточение методов правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно тогда политическая воля императора не учитывается вообще, а в императорской столице (г.Киото) вводится новая должность наместника сёгуна - - сёсм-бая, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же, в XVII в. (1635 г.), сёгунат вводит систему заложничества, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а, возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора. По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сёгуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской, финансовой. Младшие советники правительства Токугава ведали гвардией сёгуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами. Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно находились в ведении того ведомства, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления - - взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, за исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет, который с помощью специальных законоведов мог проводить расследования либо прекращать судопроизводство. Правильность судебных решений на местах Государственный совет проводил также с помощью своих специальных инспекторов. Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император, который также рассматривал наиболее сложные дела, каравшиеся смертной казнью, бессрочной ссылкой либо исключением чиновников из списков. Такая система военно-феодальной диктатуры просуществовала в Японии до второй половины XIX в., когда в ходе буржуазной революции - - реставрации Мэйдзи - - была восстановлена власть японского императора.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |