КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткие теоретические сведения. Цель работы:Установление условийрезонанса напряжений
РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЙ Лабораторная работа № 3 Цель работы: Установление условийрезонанса напряжений. Исследование частотныхзависимостей напряжений на элементах последовательного резонансного контура. Домашнее задание 1. Укажите необходимые и достаточные условия для возникновения в электрических цепях переменного синусоидального тока резонанса напряжений. 2. Охарактеризуйте возможные способы получения резонанса напряжений в электрической цепи. Приведите расчетные соотношения для определения значений искомых величин при резонансе напряжений. 3. Каким образом можно обнаружить резонанс напряжений? 4. Что представляет собой амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) последовательного резонансного контура? Каким способом по АЧХ можно определить полосу пропускания (прозрачности) контура? 5. Что представляет собой фазочастотная характеристика (ФЧХ) последовательного резонансного контура? Почему идеальная ФЧХ в полосе пропускания должна быть линейной?
Резонансом напряжений называется режим, при котором в электрической цепи (рис. 1) с последовательным соединением индуктивного и емкостного элементов напряжение на входе цепи совпадает по фазе с током. При резонансе напряжений характерна возможность возникновения равных по модулю и противоположных по фазе действующих значений напряжений на катушке индуктивности и конденсаторе, существенно превышающих действующее значение напряжения на входе цепи. Отсюда название режима работы цепи – резонанс напряжений. Для последовательного резонансного контура входное сопротивление контура при резонансе носит резистивный характер: . При этом соблюдается равенство индуктивного сопротивления катушки и емкостного сопротивления конденсатора , то есть выполняется условие резонанса напряжений . Из выражения видно, что резонанс напряжений в контуре можно получить варьированием значений одного из параметров, а именно: частоты приложенного напряжения, индуктивности катушки, или емкости C конденсатора. Два других параметра при этом должны быть постоянными. В частности, при фиксированных значениях параметров и резонанс в цепи наступит при резонансной частоте: . Рис. 1 Рис. 2
При резонансе ток в цепи принимает максимальное значение , если действующее значение напряжения на входе цепи U = const. При этом напряжения и могут быть много больше входного напряжения (отношение может достигать величин несколько сотен). Векторная диаграмма тока и напряжений для этого режима цепи приведена на рисунке 2. Из диаграммы видно, что реактивная составляющая напряжения на катушке и напряжение на конденсаторе при резонансе в силу равенства равны друг другу и сдвинуты по фазе на угол почти , если. . Вследствие падения напряжения в активном сопротивлении катушки, напряжение на катушке при резонансе оказывается больше напряжения на конденсаторе, поэтому точка резонанса в этих условиях определяется по наибольшему значению тока в цепи. Частотная зависимость тока в цепи имеет вид: . Амплитудно- и фазочастотные характеристики тока можно записать в форме , . где – добротность контура, которая показывает во сколько раз напряжения и на участках контура превышают приложенное напряжение U; d – параметр затухания; – волновое (характеристическое) сопротивление резонансного контура. Частотные характеристики и также как имеют максимум (рис. 3), причем максимум наступает при частоте , а максимум при частоте . Частоты и находятся из соотношений: , . Из соотношений видно, что с уменьшением сопротивления R (коэффициента затухания d) частоты и стремятся к резонансной частоте и максимумы частотных характеристик и совмещаются. При возрастании сопротивления R, наоборот, максимумы частотных характеристик расходятся. Анализ характеристики (рис. 4) показывает, что последовательный резонансный контур обладает частотной избирательностью или фильтрирующими свойствами. С небольшим ослаблением через контур можно передать сигналы (не более 3 Дб) в диапазоне частот . Указанную область частот называют полосой пропускания (прозрачности). Для контура формула относительной полосы пропускания частот имеет вид: . Активная мощность при резонансе имеет наибольшее значение, равное полной мощности S, в то же время реактивная мощность цепи оказывается равной нулю. При этом реактивная индуктивная и реактивная емкостная составляющие полной мощности могут приобретать теоретически весьма большие значения, в зависимости от значений тока и реактивных сопротивлений. Описание лабораторного стенда и рабочее задание 1. Собрать схему последовательного резонансного контура, используя съемную панель лабораторного стенда (рис. 5) и размещенные на ней тумблеры . Внимание! При сборке схемы с помощью тумблеров следует учитывать, что перевод тумблера в верхнее положение соответствует замыканию ключа на участке цепи. На съемной панели также размещены катушка индуктивности сопротивлением и индуктивностью , конденсатор и резистор . 2. Подключить схему последовательного резонансного контура к генератору низкой частоты (ГНЧ) через понижающий трансформатор (T). С помощью ГНЧ обеспечивается получение синусоидального входного напряжения, а также возможность с помощью ручек управления регулировки напряжения на выходе по амплитуде и частоте. Ручкой управления ГНЧ по уровню напряжения и показанию вольтметра PV1, подключенного к зажимам вторичной обмотки трансформатора, установить действующее значение напряжения в диапазоне В. 3. Используя исходные данные пункта 1 рабочего задания рассчитать для резонансного контура: · резонансную частоту ; · волновое сопротивление ; · добротность резонансного контура ; · параметр затухания d; · ток в контуре при резонансе при заданном напряжении ; · напряжение на катушке и напряжение на конденсаторе при резонансе
4. В цепи (рис. 5), находящейся под напряжением, изменяя частоту ГНЧ с помощью ручек управления «Грубо» и «Точно» в окрестности расчетного значения , найти резонансную частоту опытным путем, так, чтобы на экране осциллографа угол сдвига фаз между напряжением на зажимах вторичной обмотки трансформатора (канал A) и напряжением (канал B) был близок нулю. 5. В электрической цепи (рис. 5) измерить ток , входное напряжение на зажимах вторичной обмотки трансформатора , напряжение на катушке и конденсаторе с помощью вольтметра PV1, подключая его параллельно к участкам цепи, а также угол сдвига фаз между приложенным напряжением и напряжением на сопротивлении с помощью осциллографа , варьируя частоту ГНЧ (где = 0, 1, 2) от резонансной частоты через интервалы Гц с помощью ручек управления «Грубо» и «Точно». Результаты измерений занести в таблицу.
Рис. 5 6. Дополнить таблицу пункта 4 рабочего задания расчетными данными, определив активную и реактивную составляющие напряжения на катушке индуктивности, реактивные сопротивления катушки и конденсатора , реактивное сопротивление цепи X, а также модуль полного сопротивления контура
7. По данным таблицы 1 пункта 5 рабочего задания построить графики зависимости , , и . 8. По данным таблицы 1 пункта 5 рабочего задания построить графики зависимостей , , и .
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |