КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Градостроительство в эпоху Ренессанса и Барокко
В эпоху Ренессанса и барокко развиваются также поиски современных форм функционирования городов; экономические предпосылки и технические достижения делают поиски новой структуры и нового облика города общественной необходимостью. В градостроительстве объектом разработки становятся идеальные города, затем градостроительные элементы - площади, парки, ансамбли зданий, а позднее - и сам город как реальная масштабная задача художественной композиции. Ее решение усложняется все усиливающимся расслоением общества. На структуре города это отражалось в хаосе застройки кварталов жилища для бедноты с отдельными включениями дворцовых и культовых ансамблей. В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые улицы. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов. Теоретическую основу социальной структуры новых городов пытались создать философы-утописты Т. Мор, Т. Кампанелла. А. Филарете в проекте идеального города Сфорцинда впервые предлагает заменить прямоугольную планировочную структуру радиальной схемой уличной сети, обобщая, таким образом, опыт стихийной геометрии развития средневековых европейских городов*. В разработках Л. Альберти город насыщается воздухом, зеленью, ощущением пространства. Город понимается как демократическая формация, но делится на кварталы по классовой принадлежности. А. Палладио предлагал поместить княжеский дворец в центре города, закладывая тем самым основы дворцовых лучевых композиций. Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства возрождения в целом. Некоторые идеальные города были построены: Пальма Нуова по плану Скамоцци (рисунок 1.16,1593 г.); Ливорно и Фесте-Кастро в XV в. (арх. Сангалло) - эти города не сохранились; Ла Валетта (1564 г.) и Граммикеле (1693 г.). Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных собраний). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки. Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов. Ансамбль площади дель Пополо (Рим) представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север. Рост городов, характерный для эпохи Возрождения, вызвал строительство новых площадей самого разнообразного назначения. В крупных торговых городах происходит специализация рынков и одновременно выделяется особая площадь для народных собраний. Примером может служить площадь Св. Марка в Венеции – изначально торговая, а затем место народных собраний. В XVI столетии общественная функции площадей начинает отмирать. Перед храмами появляются новые площади, назначение которых - украшение города. Поиски оптимальных размеров площадей приводят к установлению пропорций для прямоугольных очертаний – 2:3 и 1:2 [33]. О. Шуази, характеризуя эпоху возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного [4]. Эпоха барокко характеризуется крупномасштабными симметрич
Быстрый рост городов сопровождался массовой стихийной застройкой кварталов. Однако основным объектом градостроительства была планировка парадных ансамблей и магистралей. В Париже реконструируются улицы, формируются несколько площадей (площадь Вогезов, 1607 г., площадь Побед, «парижский диаметр» (рисунок 1.18, 1.19). Общая черта этих градостроительных решений – единство художественной композиции и стиля. Одновременно с этим реконструируются кварталы привилегированного общества. Реконструируется средневековая застройка гг. Страсбурга, Ренна и др. городов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |