КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
БелянинВ. П
Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ) В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком. Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание Предисловие..................................................................................................... 7 { Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................ 8 * 1. Объект и предмет психолингвистики................................................... 8 2. Определения психолингвистики............................................................ 9 \ 3. Причины появления психолингвистики.............................................. 12 f 4. Междисциплинарность психолингвистики........................................ 14 •4 5. Язык — речь — речевая деятельность............................................. 18 : Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ........................................ 21 г 1. Язык — это деятельность человеческого духа............................. 21 2. Язык отражает культуру народа............................................................ 22 3. Язык включает в себя психический компонент.............................. 23 4. Язык — это условие мысли.................................................................. 25 5. Язык ограничивает познание мира.................................................... 26 6. Язык есть условие общения...................................................................... 27 7. Язык регулирует деятельность человека..................................... 27 8. Некоторые постулаты московской психолингвистической 9. Современное состояние психолингвистики.................................... 30 Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ............................................................................. 34 1. Язык животных в природе.................................................................... 34 2. Говорящие животные............................................................................ 35 ,'i 3. Дети-Маугли.................................................................................................. 39 i 4. Критический период для освоения речи............................................... 40 5. Освоение речи ребёнком.................................................................... 41 6. Доречевой этап....................................................................................... 42 [\ 7. Освоение звуковой формы................................................................. 44 8. Связь звучания со смыслом................................................................. 46 9. Активный рост запаса слов............................................................... 47 10. Овладение морфологией....................................................................... 49 11. Ошибки в речи детей.............................................................................. 50 12. Детское словотворчество..................................................................... 52 13. Овладение синтаксисом........................................................................ 54 14. Овладение значением слова...................................................... 57 15. «Родительский» язык.................................................................................. 59 16. Детские словечки......................................................................................... 62 17. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе... 64 Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ.................................................................... 69 1. Речевые ошибки....................................................................................... 69 2. Теории происхождения речи............................................................... 74 3. Модели производства речи.................................................................. 75 4. Стохастическая модель производства речи.................................... 75 5. Модель непосредственно составляющих........................................... 76 6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского. 76 7. Теория уровней языка............................................................................... 79 8. Модель Т-О—Т-Е................................................................................ 80 9. Модель Л.С. Выготского.......................................................................... 81 10. Модель А.Р. Лурии.................................................................................. 82 11. Модель А.А. Леонтьева.......................................................................... 83 12. Модель Левелта......................................................................................... 84 Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ................................................................ 87 1. Неосознаваемоеть восприятия речи.................................................. 87 2. Уровневость восприятия речи............................................................. 88 3. Осмысленность восприятия речи........................................................ 88 4. Восприятие букв и слов......................................................................... 90 5. Восприятие предложений..................................................................... 94 6. Соотнесение речи с действительностью........................................... 97 7. Механизм эквивалентных замен......................................................... 100 8. Механизм вероятностного прогнозирования............................... 100 9. Восприятие и понимание речи............................................................. 103 10. Значение и смысл..................................................................................... 104 11. Модели восприятия речи....................................................................... 105 Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ. Г 108 1. Слово — высказывание — текст........................................................ 108 2. Включённость текста в неречевую деятельность......................... 110 3. Производство текста............................................................................ 111 4. Затекст — текст — подтекст............................................................... 112 :' 5. Восприятие текста................................................................................... 112 6. Пересказ текста....................................................................................... 113 ; 7. Пошаговость восприятия....................................................................... 114 8. Многозначность текста........................................................................ 115 9. Свойства текста...................................................................................... 120 Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ........................ 126 1. Роль эксперимента в психолингвистике........................................... 126 2. Ассоциативный эксперимент............................................................... 129 3. Метод семантического дифференциала........................................ 136 4. Методика дополнения........................................................................... 140 5. Методика заканчивания предложения............................................. 142 6. Методы косвенного исследования семантики................................ 143 7. Градуальное шкалирование............................................................... 143 8. Методика определения грамматической правильности.... 145 9. Опросник................................................................................................... 146 10. Методика прямого толкования слова 146 11. Классификация 147 Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА................................................... 151 1. Язык и культура....................................................................................... 151 2. Гипотеза лингвистической относительности............................... 151 3. Национально-культурная специфика слова................................... 153 4. Лакуны....................................................................................................... 154 5. Речевое поведение.................................................................................. 156 6. Билингвизм................................_.............................................................. 156 7. Ошибки при изучении иностранного языка.................................... 158 8. Речь иностранца...................................................................................... 161 9. Культурный шок..................................................................................... 163 10.Аккультурация........................................................................................ 164 11.Лингвистический шок............................................................................ 165 12.Интеркультурные контакты................................................................ 166 Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА........................................... 169 1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости........................ 169 2. Речь в изменённом состоянии сознания............................................ 172 3. Речь при акцентуациях и психопатиях.......................................... 172 4. Речь при отдельных заболеваниях.................................................... 178 5. Физиологические центры речи........................................................... 179 6. Нарушения речи..................................................................................... 180 7. Дефекты речи........................................................................................ 183 8. Язык глухонемых................................................................................. 185 Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ............................................................. 188 1. Судебная психолингвистика............................................................ 188 2. Язык и тендер......................................................................................... 201 3. Нейролингвистическое программирование................................. 203 4. Автоматический анализ текста........................................................... 208 5. Язык и речевое воздействие.............................................................. 209 Конспективное изложение курса.......................................................... 218 Литература..................................................................................................... 224 ПРЕДИСЛОВИЕ Психолингвистика — наука относительно молодая. Но она прочно завоевала научное пространство не только благодаря своей междис-циплинарности, но и новизне подходов и, главное, результативности исследований. Рассматривая производство речи, психолингвистика описывает, как, языковая система и правила построения речи позволяют человеку вы-1 ражать свои мысли, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика анализирует не только сам этот процесс, но и результат понимания человеком речи. Изучая детскую речь, психолингвистика отмечает, что ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования языка, но он в состоянии освоить этот сложнейший механизм понимания действительности за достаточно короткий срок. Психолингвистика описывает, каким образом наша речь отражает включённость в совместную деятельность со взрослыми позволяет ребёнку овладеть языковой и неязыковой «картиной мира» и как формируется наше собственное языковое сознание. Когда Вы начнёте читать эту книгу, Вы узнаете, как связаны между собой язык и мышление, как осуществляется воздействие на сознание человека с помощью языка, Вы поймёте, почему язык является мощным средством управления речевым и неречевым поведением человека. Книга рассчитана на тех, кто уже знаком с основами языкознания и психологии. Вместе с тем она написана так, чтобы каждый читатель смог с её помощью самостоятельно разобраться в обсуждаемых проблемах. Добро пожаловать в мир психолингвистики! Валерий Белянин <vbelyanin@hotmail.com > <\ Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ближе к психологии, которая изучает порождение, функционирование истроение механизма отражения реальности. ' Следует отметить, что даже в рамках психолингвистики имеются разные подходы к пониманию предмета — речевой деятельности. Так, трансформационно-генеративная грамматика предполагает, что человек строит речь по правилам комбинаторики. Бихевиоризм анализирует речь в модели «стимул — реакция». Отечественная же теория речевой деятельности исходит из активности говорящего. На самом же деле ни одна модель не является полной и не исчерпывает всех свойств такого сложного объекта, как язык Ключевые слова: объект науки, предмет науки, знак, производство речи, восприятие речи, речевая деятельность, языковая система, языковой материал. 1. Объект и предмет психолингвистики Объект науки — это совокупность индивидуальных объектов, которые она изучает. Предмет науки — это абстрактная система объектов или система некоторых абстрактных объектов. У разных наук может быть один общий объект, но они могут различаться предметом— иметь разный взгляд на этот объект. Так, человек является объектом изучения и для медицины, и для психологии, но каждая наука подходит к нему со своей позиции. Язык и система языковых знаков могут быть объектом исследования лингвистики, литературоведения, антропологии, программирования и, конечно, психолингвистики. Можно сказать, что у этих дисциплин общий объект — язык и речь человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях. Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации. Лингвистика рассматривает систему языковых знаков и принципы устройства знаковой системы. Предмет психолингвистики иной, нежели у лингвистики. Психолингвистику интересует процесс функционирования этой знаковой системы, а именно, процесс создания и восприятия знаков языка людьми. Тем самым психолингвистика по объекту совпадает с лингвистикой, а по предмету различается с ней. Психолингвистика тут (и по используемым методам)8
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |