Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

БелянинВ. П




Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)

В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком.

Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.

ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание

Предисловие..................................................................................................... 7

{ Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................ 8

* 1. Объект и предмет психолингвистики................................................... 8

2. Определения психолингвистики............................................................ 9

\ 3. Причины появления психолингвистики.............................................. 12

f 4. Междисциплинарность психолингвистики........................................ 14

•4 5. Язык — речь — речевая деятельность............................................. 18

: Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ........................................ 21

г 1. Язык — это деятельность человеческого духа............................. 21

2. Язык отражает культуру народа............................................................ 22

3. Язык включает в себя психический компонент.............................. 23

4. Язык — это условие мысли.................................................................. 25

5. Язык ограничивает познание мира.................................................... 26

6. Язык есть условие общения...................................................................... 27

7. Язык регулирует деятельность человека..................................... 27

8. Некоторые постулаты московской психолингвистической
школы.................................................................................................................... 29

9. Современное состояние психолингвистики.................................... 30

Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ............................................................................. 34

1. Язык животных в природе.................................................................... 34

2. Говорящие животные............................................................................ 35

,'i 3. Дети-Маугли.................................................................................................. 39

i 4. Критический период для освоения речи............................................... 40

5. Освоение речи ребёнком.................................................................... 41

6. Доречевой этап....................................................................................... 42

[\ 7. Освоение звуковой формы................................................................. 44

8. Связь звучания со смыслом................................................................. 46









9. Активный рост запаса слов............................................................... 47

10. Овладение морфологией....................................................................... 49

11. Ошибки в речи детей.............................................................................. 50

12. Детское словотворчество..................................................................... 52

13. Овладение синтаксисом........................................................................ 54

14. Овладение значением слова...................................................... 57

15. «Родительский» язык.................................................................................. 59

16. Детские словечки......................................................................................... 62

17. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе... 64

Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ.................................................................... 69

1. Речевые ошибки....................................................................................... 69

2. Теории происхождения речи............................................................... 74

3. Модели производства речи.................................................................. 75

4. Стохастическая модель производства речи.................................... 75

5. Модель непосредственно составляющих........................................... 76

6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского. 76

7. Теория уровней языка............................................................................... 79

8. Модель Т-О—Т-Е................................................................................ 80

9. Модель Л.С. Выготского.......................................................................... 81

10. Модель А.Р. Лурии.................................................................................. 82

11. Модель А.А. Леонтьева.......................................................................... 83

12. Модель Левелта......................................................................................... 84

Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ................................................................ 87

1. Неосознаваемоеть восприятия речи.................................................. 87

2. Уровневость восприятия речи............................................................. 88

3. Осмысленность восприятия речи........................................................ 88

4. Восприятие букв и слов......................................................................... 90

5. Восприятие предложений..................................................................... 94

6. Соотнесение речи с действительностью........................................... 97

7. Механизм эквивалентных замен......................................................... 100

8. Механизм вероятностного прогнозирования............................... 100

9. Восприятие и понимание речи............................................................. 103

10. Значение и смысл..................................................................................... 104

11. Модели восприятия речи....................................................................... 105


Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ. Г 108

1. Слово — высказывание — текст........................................................ 108

2. Включённость текста в неречевую деятельность......................... 110

3. Производство текста............................................................................ 111

4. Затекст — текст — подтекст............................................................... 112

:' 5. Восприятие текста................................................................................... 112

6. Пересказ текста....................................................................................... 113

; 7. Пошаговость восприятия....................................................................... 114

8. Многозначность текста........................................................................ 115

9. Свойства текста...................................................................................... 120

Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ........................ 126

1. Роль эксперимента в психолингвистике........................................... 126

2. Ассоциативный эксперимент............................................................... 129

3. Метод семантического дифференциала........................................ 136

4. Методика дополнения........................................................................... 140

5. Методика заканчивания предложения............................................. 142

6. Методы косвенного исследования семантики................................ 143

7. Градуальное шкалирование............................................................... 143

8. Методика определения грамматической правильности.... 145

9. Опросник................................................................................................... 146

10. Методика прямого толкования слова 146

11. Классификация 147

Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА................................................... 151

1. Язык и культура....................................................................................... 151

2. Гипотеза лингвистической относительности............................... 151

3. Национально-культурная специфика слова................................... 153

4. Лакуны....................................................................................................... 154

5. Речевое поведение.................................................................................. 156

6. Билингвизм................................_.............................................................. 156

7. Ошибки при изучении иностранного языка.................................... 158

8. Речь иностранца...................................................................................... 161

9. Культурный шок..................................................................................... 163

10.Аккультурация........................................................................................ 164

11.Лингвистический шок............................................................................ 165

12.Интеркультурные контакты................................................................ 166


Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА........................................... 169

1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости........................ 169

2. Речь в изменённом состоянии сознания............................................ 172

3. Речь при акцентуациях и психопатиях.......................................... 172

4. Речь при отдельных заболеваниях.................................................... 178

5. Физиологические центры речи........................................................... 179

6. Нарушения речи..................................................................................... 180

7. Дефекты речи........................................................................................ 183

8. Язык глухонемых................................................................................. 185

Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

ПСИХОЛИНГВИСТИКИ............................................................. 188

1. Судебная психолингвистика............................................................ 188

2. Язык и тендер......................................................................................... 201

3. Нейролингвистическое программирование................................. 203

4. Автоматический анализ текста........................................................... 208

5. Язык и речевое воздействие.............................................................. 209

Конспективное изложение курса.......................................................... 218

Литература..................................................................................................... 224


ПРЕДИСЛОВИЕ

Психолингвистика — наука относительно молодая. Но она прочно завоевала научное пространство не только благодаря своей междис-циплинарности, но и новизне подходов и, главное, результативности исследований.

Рассматривая производство речи, психолингвистика описывает, как, языковая система и правила построения речи позволяют человеку вы-1 ражать свои мысли, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика анализирует не только сам этот процесс, но и результат понимания человеком речи.

Изучая детскую речь, психолингвистика отмечает, что ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования языка, но он в состоянии освоить этот сложнейший механизм понимания действительности за достаточно короткий срок. Психолингвистика описывает, каким образом наша речь отражает включённость в совместную деятельность со взрослыми позволяет ребёнку овладеть языковой и неязыковой «картиной мира» и как формируется наше собственное языковое сознание.

Когда Вы начнёте читать эту книгу, Вы узнаете, как связаны между собой язык и мышление, как осуществляется воздействие на сознание человека с помощью языка, Вы поймёте, почему язык является мощным средством управления речевым и неречевым поведением человека.

Книга рассчитана на тех, кто уже знаком с основами языкознания и психологии. Вместе с тем она написана так, чтобы каждый читатель смог с её помощью самостоятельно разобраться в обсуждаемых проблемах.

Добро пожаловать в мир психолингвистики!



Валерий Белянин <[email protected] >









<\


Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ближе к психологии, которая изучает порождение, функционирование истроение механизма отражения реальности.

' Следует отметить, что даже в рамках психолингвистики имеются разные подходы к пониманию предмета — речевой деятельности. Так, трансформационно-генеративная грамматика предполагает, что человек строит речь по правилам комбинаторики. Бихевиоризм анализирует речь в модели «стимул — реакция». Отечественная же теория речевой деятельности исходит из активности говорящего. На самом же деле ни одна модель не является полной и не исчерпывает всех свойств такого сложного объекта, как язык


Ключевые слова: объект науки, предмет науки, знак, производство речи, восприятие речи, речевая деятельность, языковая система, языковой материал. 1. Объект и предмет психолингвистики Объект науки — это совокупность индивидуальных объектов, которые она изучает. Предмет науки — это абстрактная система объектов или система некоторых абстрактных объектов. У разных наук может быть один общий объект, но они могут различаться предметом— иметь разный взгляд на этот объект. Так, человек является объектом изучения и для медицины, и для психологии, но каждая наука подходит к нему со своей позиции. Язык и система языковых знаков могут быть объектом исследования лингвистики, литературоведения, антропологии, программирования и, конечно, психолингвистики. Можно сказать, что у этих дисциплин общий объект — язык и речь человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях.

Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации. Лингвистика рассматривает систему языковых знаков и принципы устройства знаковой системы. Предмет психолингвистики иной, нежели у лингвистики. Психолингвистику интересует процесс функционирования этой знаковой системы, а именно, процесс создания и восприятия знаков языка людьми. Тем самым психолингвистика по объекту совпадает с лингвистикой, а по предмету различается с ней. Психолингвистика тут (и по используемым методам)8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.