Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. “Провалы” рынка. Роль государства




Исследование рынка показывает, что рыночные отношения обеспечивают эффективное распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост качества товаров и услуг и т.д. Вместе с тем опыт свидетельствует о невозможности с помощью только этих отношений выявить и реализовать потребности общества во многих благах и услугах. И объясняется это тем, что рынок в силу органически присущих ему экономических свойств неэффективен в ряде отраслей экономики.

Внешние (побочные) эффекты. Внешние (побочные) эффекты – это издержки или выгоды, которые выпадают на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железной дороги является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта: строительство оросительной системы одним фермером улучшает качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство.

Существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов.

А.Пигу, один из основоположников экономической теории благосостояния, отстаивает налоговый путь решения данной проблемы, что предполагает активную роль государства.

Р.Коуз, один из родоначальников неоинституционализма, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р.Коуз вводит понятие трансакционных издержек, т.е. издержек по осуществлению сделки. К ним относятся затраты, связанные с поиском информации, ведением переговоров и т.д. Коуз считает, что внерыночный путь государственного воздействия через налоги может быть заменен действием рыночных сил. Уточнение (специализация) прав собственности будет способствовать, при определенных условиях, минимизации трансакционных издержек. В Англии, например, Коуз занимался государственными монополиями на средства связи и выступил с идеей создания радиовещательного рынка, установления прав собственности на радиоволны.

Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации социальных издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственного субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, несет ответственность за озоновую дыру, кислотные дожди?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании стимулов рынка и деятельности государства с целью сближения социальных и частных издержек, минимизации трансакционных издержек. Как отметил известный экономист К.Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

В экономической литературе, в зависимости от функционального назначения в рыночной экономике, выделяют частные (индивидуальные) и общественные (коллективные) товары и услуги.

К частным относятся товары и услуги, которые предоставляются потребителям с учетом индивидуального спроса. Им присущи определенные экономические признаки. Отметим наиболее важные из них:

· делимость;

· реализация по рыночным ценам;

· польза (выгода) от их использования принадлежит потребителю;

· обладают “принципом исключения”: потребители, которые не имеют возможности приобретать товары и услуги по рыночной цене, исключаются из числа пользователей.

В рыночной экономике к частным относятся продовольственные, промышленные товары, а также многие виды услуг (деловые, информационные, туристические и др.).

Общественные блага и услуги не являются однородной совокупностью. Их можно подразделить на:

· чисто общественные блага и услуги;

· частично общественные блага и услуги.

К первой группе относятся блага и услуги, которые создаются и реализуются на основе общественных потребностей, независимо от индивидуального спроса каждого из членов общества (дороги, мосты, коммуникации, услуги государственной администрации и т.д.). Вторая группа включает блага и услуги, производство и потребление которых определяется как индивидуальным способом потребителей, так и потребностями общества в целом. Это услуги образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.

Чисто общественным благам и услугам присущи следующие экономические свойства:

· их потребление не приводит к уменьшению объема потребления других благ и услуг;

· не обладают принципом “исключения”;

· поступая группе населения, они не требуют затрат сверх тех, что были бы необходимы для одного потребителя;

· индивидуальный спрос на такие блага и услуги выражает одновременно совокупный спрос.

Все это способствует возникновению экономической ситуации, при которой потребители имеют возможность избежать денежной компенсации расходов по созданию и использованию этих благ и услуг.

Экономическая природа чисто общественных благ и услуг определяет специфику их спроса и предложения. В отличие от частных, они поступают потребителям в равном количестве, но при различной предельной оценке данного объема.

Экономическая сущность чисто общественных благ и услуг предполагает равный уровень потребления всех членов общества, но при различной предельной его оценке. Напротив, при реализации частных благ и услуг клиенты при одинаковой цене имеют различный уровень их потребления. В современной экономике производство и реализация чисто общественных благ и услуг возлагается на государство.

Частично общественные блага и услуги характеризуются следующими признаками:

· обладают “принципом исключения”;

· польза (выгода) от их потребления принадлежит не только отдельным потребителям, но и обществу в целом.

Производство и потребление частично общественных благ и услуг вполне может вестись на основе рыночных методов хозяйствования. Однако, поскольку они затрагивают интересы не только отдельных потребителей, но и общества в целом, то рынок не в состоянии создать их в том количестве, которое необходимо для обеспечения развития экономики в целом.

Выгода от производства и потребления общественных благ и услуг с позиций общества проявляется через повышение образовательного, научного, духовного потенциала общества, укрепления здоровья, что позитивно влияет на развитие экономики в целом.

На практике значительная часть общественных благ и услуг предоставляется потребителям за счет средств государства и собственных средств потребителей.

В то же время надо учесть, что не всегда удается достаточно точно определить границы эффективного использования рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что часть частных благ и услуг удовлетворяется посредством государства (электроэнергия, газо- водоснабжение и др.), а часть общественных благ и услуг (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт) создается на основе использования рыночных отношений.

 


 

Толковый словарь

 

Альтернативные издержки (издержки упущенной возможности) денежные затраты, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.
Бухгалтерская прибыль прибыль, равная разности между выручкой и бухгалтерскими издержками (явными).
Домохозяйство экономическая единица, которая принимает самостоятельно решения, является собственником какого-либо фактора производства и стремится к максимизации полезности.
Долгосрочный период период времени, в течение которого фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства.
Дифференцированный продукт такой продукт, качественные характеристики которого отличаются от товара, производимого конкурентом.
Закон спроса закономерность, в соответствии с которой величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара.
Закон предложения закономерность, в соответствии с которой величина предложения находится в прямой зависимости от изменения цены товара.
Издержки выраженные в денежной форме затраты фирмы на приобретение экономических ресурсов для производства товаров и услуг.
Монопсония монополия со стороны покупателя.
Переменные издержки издержки, которые изменяют свою величину с ростом или уменьшением объема выпускаемой продукции.
Полезность удовлетворение, которое получают потребители от потребления товаров и услуг.
Постоянные издержки издержки, которые не изменяются по мере расширения производства в краткосрочном периоде.
Предельная полезность полезность, получаемая от потребления последней дополнительной единицы материального блага.
Предельная выручка приращение суммарной выручки фирмы, вызванное увеличением ее продаж на дополнительную единицу товара.
Предельные издержки приращение суммарных издержек при изменении объема выпуска продукции на одну дополнительную единицу.
Предельные издержки на ресурс приращение издержек в результате приобретения дополнительной единицы ресурса.
Принцип Парето принцип, в соответствии с которым ресурсы используются неэффективно, если возможно, применяя их иным способом, улучшить положение хотя бы одного домохозяйства, не ухудшив при этом благосостояние других. Ресурсы используются эффективно, когда невозможно за счет иного их применения улучшить благосостояние хотя бы одного домохозяйства, не ухудшив при этом благосостояние других.
Предельный продукт увеличение объема выпускаемой продукции в связи с использованием дополнительной единицы ресурса.
Предельный продукт в денежном выражении приращение выручки в результате использования дополнительной единицы ресурса.
Предложение совокупность взаимосвязей предложенного количества товара и соответствующих цен при прочих равных условиях.
Производственная эффективность эффективность производства, при которой любой объем продукции производится с наименьшими издержками для данного объема выпуска.
Производственная функция соотношение между количеством вводимых факторов производства и объемом выпускаемых товаров и услуг.
Равновесная цена цена, при которой величина спроса равна количеству предложенного товара.
Рынок форма взаимоотношений, связей между отдельными хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
Рыночная экономика экономика, которая характеризуется принятием решений в основном децентрализованным путем, единством взаимодействия рыночного механизма и государства.
Совокупные издержки все затраты фирмы на производство экономического блага, включающие постоянные и переменные издержки.
Совокупный продукт весь объем выпускаемого товара или производимой услуги.
Спрос вся совокупность взаимосвязей количества товара, на которое предъявляется спрос, и соответствующих цен при прочих равных условиях.
Экономическая прибыль разность между суммарной выручкой и экономическими издержками (явными и неявными).
Эластичность отношение процентного изменения функции к процентному изменению аргумента.
Эластичность спроса по цене реакция величины спроса на изменение цены; показывает на сколько процентов изменится количество товара, на которое предъявляется спрос, при изменении цены на один процент.
Эластичность спроса по доходу реакция, чувствительность величины спроса к изменению дохода.
Эластичность предложения реакция величины предложенного товара на изменение цены.
Эффект дохода изменение структуры потребления товаров в результате роста покупательной способности при неизмененных ценах.
Эффект замещения изменение структуры потребления товаров, связанное с изменением их цен.
Эффективность распределения ресурсов эффективность, при которой предельные издержки производства товара равны его цене.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.