КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. “Провалы” рынка. Роль государства
Исследование рынка показывает, что рыночные отношения обеспечивают эффективное распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост качества товаров и услуг и т.д. Вместе с тем опыт свидетельствует о невозможности с помощью только этих отношений выявить и реализовать потребности общества во многих благах и услугах. И объясняется это тем, что рынок в силу органически присущих ему экономических свойств неэффективен в ряде отраслей экономики. Внешние (побочные) эффекты. Внешние (побочные) эффекты – это издержки или выгоды, которые выпадают на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железной дороги является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта: строительство оросительной системы одним фермером улучшает качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов. А.Пигу, один из основоположников экономической теории благосостояния, отстаивает налоговый путь решения данной проблемы, что предполагает активную роль государства. Р.Коуз, один из родоначальников неоинституционализма, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р.Коуз вводит понятие трансакционных издержек, т.е. издержек по осуществлению сделки. К ним относятся затраты, связанные с поиском информации, ведением переговоров и т.д. Коуз считает, что внерыночный путь государственного воздействия через налоги может быть заменен действием рыночных сил. Уточнение (специализация) прав собственности будет способствовать, при определенных условиях, минимизации трансакционных издержек. В Англии, например, Коуз занимался государственными монополиями на средства связи и выступил с идеей создания радиовещательного рынка, установления прав собственности на радиоволны. Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации социальных издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственного субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, несет ответственность за озоновую дыру, кислотные дожди? Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании стимулов рынка и деятельности государства с целью сближения социальных и частных издержек, минимизации трансакционных издержек. Как отметил известный экономист К.Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния. В экономической литературе, в зависимости от функционального назначения в рыночной экономике, выделяют частные (индивидуальные) и общественные (коллективные) товары и услуги. К частным относятся товары и услуги, которые предоставляются потребителям с учетом индивидуального спроса. Им присущи определенные экономические признаки. Отметим наиболее важные из них: · делимость; · реализация по рыночным ценам; · польза (выгода) от их использования принадлежит потребителю; · обладают “принципом исключения”: потребители, которые не имеют возможности приобретать товары и услуги по рыночной цене, исключаются из числа пользователей. В рыночной экономике к частным относятся продовольственные, промышленные товары, а также многие виды услуг (деловые, информационные, туристические и др.). Общественные блага и услуги не являются однородной совокупностью. Их можно подразделить на: · чисто общественные блага и услуги; · частично общественные блага и услуги. К первой группе относятся блага и услуги, которые создаются и реализуются на основе общественных потребностей, независимо от индивидуального спроса каждого из членов общества (дороги, мосты, коммуникации, услуги государственной администрации и т.д.). Вторая группа включает блага и услуги, производство и потребление которых определяется как индивидуальным способом потребителей, так и потребностями общества в целом. Это услуги образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Чисто общественным благам и услугам присущи следующие экономические свойства: · их потребление не приводит к уменьшению объема потребления других благ и услуг; · не обладают принципом “исключения”; · поступая группе населения, они не требуют затрат сверх тех, что были бы необходимы для одного потребителя; · индивидуальный спрос на такие блага и услуги выражает одновременно совокупный спрос. Все это способствует возникновению экономической ситуации, при которой потребители имеют возможность избежать денежной компенсации расходов по созданию и использованию этих благ и услуг. Экономическая природа чисто общественных благ и услуг определяет специфику их спроса и предложения. В отличие от частных, они поступают потребителям в равном количестве, но при различной предельной оценке данного объема. Экономическая сущность чисто общественных благ и услуг предполагает равный уровень потребления всех членов общества, но при различной предельной его оценке. Напротив, при реализации частных благ и услуг клиенты при одинаковой цене имеют различный уровень их потребления. В современной экономике производство и реализация чисто общественных благ и услуг возлагается на государство. Частично общественные блага и услуги характеризуются следующими признаками: · обладают “принципом исключения”; · польза (выгода) от их потребления принадлежит не только отдельным потребителям, но и обществу в целом. Производство и потребление частично общественных благ и услуг вполне может вестись на основе рыночных методов хозяйствования. Однако, поскольку они затрагивают интересы не только отдельных потребителей, но и общества в целом, то рынок не в состоянии создать их в том количестве, которое необходимо для обеспечения развития экономики в целом. Выгода от производства и потребления общественных благ и услуг с позиций общества проявляется через повышение образовательного, научного, духовного потенциала общества, укрепления здоровья, что позитивно влияет на развитие экономики в целом. На практике значительная часть общественных благ и услуг предоставляется потребителям за счет средств государства и собственных средств потребителей. В то же время надо учесть, что не всегда удается достаточно точно определить границы эффективного использования рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что часть частных благ и услуг удовлетворяется посредством государства (электроэнергия, газо- водоснабжение и др.), а часть общественных благ и услуг (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт) создается на основе использования рыночных отношений.
Толковый словарь
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |